Введение
Теоретическое обоснование технологии полного усвоения описано в работах М. В. Кларина «Педагогические технологии в учебном процессе»-. М., 1989 и «Дифференциация как система» (статья в сборнике). М., 1992. Авторы этой технологии Дж. Кэрролл и Б. Блум в качестве рабочей гипотезы выбрали предположение о том, что способности ученика определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. И авторы абсолютно правы, конечно, для этого потребуется произвести изменения в организации урока, так как для всех учеников в классе дается одно и то же учебное время, содержание, условия труда и т.д. Смысл технологии полного усвоения заключается в том, что задается единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
Основным понятием этой технологии служит определенный критерий полного усвоения, то есть планируемый результат обучения, который должен быть достигнут всеми учащимися. Этот критерий задается в определенном виде с помощью конкретных целей. И постановка этих целей должна быть доведена до уровня однозначного понимания учителем и учащимся планируемых показателей полного усвоения учебного содержания. Для этого категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должны выполнять обучающиеся, чтобы подтвердить достижение планируемого результата. Какие же категории целей познавательной деятельности необходимо выделить:
- знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру и т. д.);
- понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую, интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий и т. п.;
- применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;
- анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого;
- синтез: ученик, проявляет умение комбинировать
элементы для получения целого, обладающего новизной,
например, пишет творческое сочинение, предлагает план
эксперимента, решения проблемы; - оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели.
Кроме этого каждому учителю необходимо знать, каким образом спланировать свою деятельность на уроке, чтобы получить максимальную отдачу.
Проектирование уроков:
- подготовка учебного материала состоит в выделении учебных единиц, фрагментов учебной информации с указанием планируемых сроков изучения (несколько уроков, недель и т. д.).
По каждой из единиц усвоения готовится контрольное задание (тест), проверяющее результативность учения по двух балльной шкале (зачет—незачет). По всей теме определяется критерий ее полного усвоения;
- ориентация учащихся на обеспечение мотивации совместной работы с учителем на договорных началах и разъяснение основных принципов нового способа обучения:
- хороших результатов добьются не отдельные ученики, а все;
- отметка за усвоение данной темы (раздела, курса) выставляется после заключительной проверки по указанному учащимся критерию и каждый ученик, достигший этого критерия, получает «отлично»;
- если все будут помогать друг другу, то отличные результаты гарантированы всем;
- каждый ученик получит необходимую помощь, разъяснение, поддержку;
- текущий контроль состоит в выполнении учеником серии диагностических работ, оцениваемых по двух бальной шкале (зачет – незачет);
- в случае затруднений каждому ученику дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления;
- при необходимости помощью пользоваться нужно незамедлительно, не накапливая ошибок, неясностей и пр.;
- ход учебного занятия: осуществляется по учебной единице в направлении ее полного усвоения. Деятельность учителя в рамках учебной единицы состоит из следующих этапов:
- ознакомление с учебными целями;
- предъявление общего плана обучения;
- проведение обучения, при этом изложение нового материала осуществляется традиционно;
- организация текущей проверки;
- оценивание текущих результатов проверки и определение того, кем учебный элемент усвоен, а кем – нет;
- коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения, организация малых групп, взаимопомощи;
- повторная проверка учащихся, которым была оказана помощь. Аналогично проводится работа по каждой единице усвоения, которая завершается итоговым тестом и в соответствии с критерием дается оценка полноты усвоения материала в целом каждым учеником.
Внедрение технологии полного усвоения в условиях государственной стандартизации содержания образования Российской школы в соединении с другими развивающими методиками обучения представляется наиболее перспективным способом реформирования традиционной классно-урочной системы. Кроме этого нельзя забывать о том, что на современном этапе основной формой сдачи выпускных экзаменов становится единый государственный экзамен, в котором часть А представлена в виде теста, содержащего вопросы самого простого базового уровня. С заданиями этого типа должен справляться каждый учащийся, который выпускные экзамены сдают в форме ЕГЭ. Следовательно, основная задача каждого учителя в своей деятельности заключается в том, что бы обучить каждого потенциального выпускника основам своего предмета, для благополучной сдачи государственной аттестации в выше указанной форме. Но готовить учащихся к данной процедуре необходимо как можно раньше. И на ступени начального общего и основного общего образования, когда закладываются основные знания по изучаемым предметам.
В связи с этим автор разработал ряд уроков (12 уроков) физики для 7 класса с использованием технологии полного усвоения по теме «Механическая работа и мощность. Энергия». В целях обмена опытом предлагаются к рассмотрению два урока: урок изучения нового материала (урок №1 в теме) и урок решения задач и контроля знаний по изученным темам (урок № 3 в теме).
Урок № 1 – «Механическая работа»
Урок представляет собой совокупность этапов изучения и закрепления нового учебного материала.
На первом этапе учащимся выдается, специально подготовленный учителем комплект материалов (по теме каждого урока). Детям на каждый стол раздается вопросник по теме урока, в котором содержатся основные вопросы, изучаемые на данном уроке.
На втором этапе учителем в традиционной форме проводится объяснение нового материала. Учащимся предлагается, по ходу объяснения, составлять краткий опорный конспект в своих тетрадях. Основные положения изучаемого материала акцентируются со стороны учителя путем записи определений, формул, а также примеров подтверждающих тот или иной вывод.
На третьем этапе учитель предлагает следующее задание: найти ответы на вопросы (которые содержатся в вопроснике) в тетрадях. Учащиеся должны не только найти ответ, но и обозначить найденное место в тетради номером вопроса. Работа выполняется самостоятельно каждым учащимся.
Четвертый этап посвящен закреплению полученных теоретических знаний в форме фронтального опроса по этим же вопросам.
На пятом этапе производится отработка навыков решения задач по пройденной на уроке теме. На столах у учащихся имеются карточки с задачами и алгоритмом их решения. Решение производится у доски и индивидуально на местах в тетрадях (стимулирующим фактором является то, что если ученик, выполняющих задание самостоятельно в тетради, выполнил его верно и раньше, чем ученик, работающий у доски, то он получает оценку, но не ниже «хорошо»).
Шестой этап направлен на обобщение и закрепление теоретических и практических знаний путем краткого повторения изученной темы в форме опроса учащихся с мест.
На последнем седьмом этапе учащимся предлагается выполнить тест по пройденному материалу. Проверка теста производится сразу после его выполнения (возможен самоконтроль или взаимоконтроль). На закрытой, до момента проверки теста, части школьной доски учитель демонстрирует правильные ответы. Если кто-то из учащихся не справился с каким-то вопросом, то ему оказывается помощь либо со стороны учителя, либо со стороны ученика, правильно выполнившего данное задание. В это время другие ученики решают задачи из сборника разного уровня сложности (в зависимости от способностей и возможностей ученика). Оценка за тест - «зачет» или «незачет».
Вопросник.
- Что называют механической работой?
- Какой буквой обозначают механическую работу?
- В каких единицах измеряют механическую работу?
- Есть ли в Вашем конспекте формула для вычисления механической работы?
- При каких условиях совершается работа?
- В каких случаях сила тяжести, действующая на тело, совершает работу, а в каких нет?
- Какое значение, по знаку, имеет работа силы трения?
- Чему равен 1 Джоуль?
Задачи:
- Какую работу совершит тело, переместившись под действием силы 100 Н на 3 м?
- Штангист поднимает штангу массой 300 кг на высоту 200 см. Какую работу он при этом совершает?
- Какова сила тяжести, действующая на падающее тело с высоты 20 м, совершая при этом работу 1000 Дж?
Алгоритм решения:
1.Установите, на какое тело воздействует рассматриваемое тело.
2.Выделите участок движения, на котором производится воздействие.
3.Оцените работу, совершенную телом.((3)Определите силу воздействия).
4.Рассчитайте работу ((3)рассчитайте силу тяжести).
Тест по теме: «Механическая работа»
- Какой буквой обозначается механическая работа?
- В каких единицах измеряется механическая работа в системе СИ?
- По какой из представленных формул можно определить механическую работу?
- В каком из представленных случаев совершается механическая работа?
- Какой знак имеет работа силы трения?
- В каком случае сила тяжести совершает работу: при движении тела вертикально вверх, горизонтально?
- Переведите в Дж, кДж.
- Чему равен 1 Дж?
Варианты ответов:
1. а) F б) P в) A г) S
2. а) Дж б) Н в) м г) Па
3. а) P=m•g б) A=F•S в) p=F/S г) S=V•t
4. а) человек толкает теплоход; б) тело движется по инерции;
в) муха сидит на люстре; г) вода падает с плотины.
5. а) +; б) - .
6. а) вертикально вверх; б) горизонтально; в) верны ответы а) и б)
7. 13 кДж= ; 1,4 кДж= ; 300 Дж= ; 10 Дж= .
8. 1 Дж=?
Урок № 3 – «Урок решения задач и контроля знаний»
Часть урока учащиеся решают задачи, подобранные учителем для закрепления темы: «Механическая работа, мощность», а 25 минут до конца урока выполняют тестовые задания, предложенные в 2-х вариантах.
Данная работа оценивается по 5-ти балльной шкале, так как здесь имеются задания обязательного уровня и повышенного (дополнительная часть). После этого урока домашнее задание, как правило, не задается. Проверку работ производит учитель. Если в результате выполнения предложенного задания выясняется, что кто-то из учащихся не справился с обязательной частью, то ему предлагается индивидуальная консультация.
Тестовые задания по теме: «Механическая работа, механическая мощность».
Вариант 1.
1. В каких из приведенных ниже примеров сила тяжести, действующая на тело, не совершает механическую работу?
А) Мальчик влезает на дерево.
Б) Движение спутника по орбите.
В) Выпущенный из рук камень падает.
Г) Девочка скатывается на санках с горы.
2. 1 Дж равен...
А) 1 Н/1м
Б) 1кг•1м
В) 1Н•1с
Г) 1Вт•1с
3. Тело под действием силы 0,4 кН переместилось на 5 м. Чему равна совершенная работа?
А) 200 Дж.
Б) 2 Дж.
В) 2 кДж.
Г)20 Дж.
4. Назовите силы, которые совершают работу при подъеме в воздухе шаров, наполненных водородом.
А) Сила тяжести, выталкивающая сила, сила сопротивления воздуха.
Б) Сила тяжести, выталкивающая сила.
В) Сопротивление воздуха и выталкивающая сила.
Г) Сила тяжести.
5. Какую мощность развивает подъемник, поднимающий груз весом 24 кН на высоту 20 м за 2 мин?
А) 4 кВт.
Б) 1,2 кВт.
В) 240 Вт.
Г) 300 Вт.
Дополнительная часть.
6. Какую работу совершает кран, поднимая плиту массой 1,5 т на высоту 8 м?
А) 12 Дж.
Б) 120 кДж.
В) 12 кДж.
Г) 187,5 Дж.
7.Кит при плавании под водой развивает мощность около 4 кВт при скорости 9 км/ч. Определите движущую силу, развиваемую китом.
А) 36 Н.
Б) 1,6 кН.
В) 36 кН.
Г) 444 Н.
Вариант 2.
1. Какие силы совершают работу при остановке автомобиля после выключения его двигателя?
А) Сила тяжести, сопротивления воздуха, сила трения.
Б) Сила трения.
В) Вес автомобиля и сила трения.
Г) Сила трения и сила сопротивления воздуха.
2.1 Вт равен...
А) 1 кДж/1 мин.
Б) 1 Дж/ 1с.
В) 1Н/1с.
Г) 1 Н•1 км/ч.
3. Под действием силы 80 Н тело преодолевает расстояние 150 см. Какая работа при этом совершается?
А) 12 кДж.
Б) 12 Дж.
В) 1200 Дж.
Г) 120 Дж.
4.В каких из приведенных ниже примеров тела совершают механическую работу?
А) Рабочий складывает детали в ящик.
Б) Штангист удерживает над головой штангу.
В) Гиря стоит на столе.
Г) Ученик сидит за столом и решает задачу.
5.Мальчик поднял ведро воды из колодца глубиной 10 м за 20 с, прикладывая усилие 80 Н. Какую мощность развил мальчик при этом?
А) 40 Вт.
Б) 16 кВт.
В) 1,5 Вт.
Г) 200 Вт.
Дополнительная часть.
6.Сколько потребуется времени, чтобы спортсмену массой 70 кг, развивающему мощность 0,7 кВт, подняться по канату длиной 6 м?
А) 12 с.
Б) 6 с.
В) 4,2 с.
Г) 3 с.
7.Как изменяется мощность двигателя автомобиля при увеличении скорости его движения?
А) Уменьшается.
Б) Увеличивается.
В) Не хватает данных для ответа.
Г) Не изменяется.