Урок обучения грамоте в 1-м классе "Согласные звуки [з], [з'], буквы З, з"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з».

Цели:

1) Познакомить с согласными звуками [з], [з’], буквами З,з.
2) Формировать навыки сознательного, плавного, выразительного чтения.
3) Развивать внимание, мышление, память.
4) Воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • Лента букв,
  • Таблица слогов,
  • Карточки с буквами,
  • Таблица с буквой З,
  • Касса букв,
  • Картинки с буквой З,
  • Карточки со словами,
  • Картинки животных,
  • Ребусы,
  • Портфель с заданиями.

Ход урока

Ι Организационный момент.

Прозвенел звонок.
Начинается урок.

ΙΙ Повторение.

1)Работа по ленте букв.

  • Назвать изученные буквы,
  • Назовите гласные,
  • Назовите согласные.

2) Проверка домашнего задания. (с. 92)

Кто кем станет?
Вырастет Слава и станет строителем. Вера – поваром. Виктор – слесарем. Светлана – историком. А Павлик полетит на Марс. Он станет космонавтом. А кем станет Максим, Сева и Роман?
- Назовите имена собственные.

3) Игра «Какая буква лишняя».
(На доске карточки с буквами)

а  у  с  и  о  е 

- Какая буква лишняя? Почему? (убираю с)
- А теперь на какие 2 группы можно разделить?

(1 группа – гласные, которые не дают мягкость предшествующему согласному. 2 группа – гласные, которые дают мягкость предшествующему согласному).

ΙΙΙ Новый материал.

1) Загадка.

Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (звёзды)

2) (На доске таблица с буквой З).

Слого-звуковой анализ.

Звёзды

- Сколько слогов?
- Назовите 1 звук,
- Дайте ему характеристику.
- Назовите 4 звук.
- Дайте ему характеристику.

По ходу характеристики звуков [з] [з’] на доске появляются карточки.

3) Находят букву в ленте букв, в кассе букв, после моего показа печатают в тетрадях

4) На что похожа буква З?

1. На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.

2. З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

3. По белому полю
В туман и в снега
Бредут по тихонько
Бараньи рога.

5) Физ. Минутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайке добежим. (бег на месте)
Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём. (ходьба на месте)

6) Чтение слогов

(таблица слогов на доске)

ЗА    ЗО    ЗУ    ЗЫ    ЗЕ    ЗИ   

7) Чистоговорки:

- ЗА-ЗА-ЗА – уходи домой коза.
- ЗУ-ЗУ-ЗУ – моем Катю мы в тазу.
- А кто из вас придумает чистоговорки?

8) Придумать слова с буквой З (буква может стоять в начале слова, в середине слова, в конце слова)

ΙV Закрепление.

1) У учителя в руках портфель.
На урок я принесла портфель.
А в портфеле том секрет!
Ну, чего там только нет:
В нём картинки и тетрадки
Где записаны загадки.
Сейчас загадки отгадаем
И в игру поиграем.

2) Игра «Доскажи словечко» (в отгадках  определить, где [з] [з’].

1. Много бед таят леса,
Волк, медведь там и леса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся… (зайка)

2. Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (зарядку)

3). Стихотворение (записано на доске)

- Найти слова с буквой З. Эти слова разделить на слоги.

В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.

4) Игра «День - ночь»
(ночь – дети опускают головы, закрывают глаза; день - поднимают головы)

Появляются карточки

друг                      круг
ель                        мель
звено                    зерно
зуб                        дуб

- Чем отличаются пары слов?

5)

– Ночь
– День

На доске  - зоопарк

- А сейчас, где мы очутимся?
- Что такое зоопарк?
- Кто был в зоопарке?
- А теперь послушайте сообщение о зоопарке ( заранее подготовленный ученик у доски рассказывает)

Зоопарк – это музей живой природы, в котором находятся животные нашей планет. Зоопарки являются научными учреждениями. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие малышей диких животных. В зоопарке работаю зоологи, биологи, ветеринарные врачи. Общаясь животными, они научились понимать их сложный язык и повадки. Каждый зоопарк интересен своей коллекцией животных, в любом есть что-то особенное.

6) Физ. Минутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!

7) Какие животные будут жить в нашем зоопарке. (даю характеристику животного, дети отгадывают, я прикрепляю картинку этого животного на доску под словом «зоопарк»).

  • Она зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенёк, чтоб подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевелится. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице. (лиса)
  • Стоит на поляне старое – престарое дерево. Корни у дерева из земли вылезли, толстые ветки изогнулись, переплелись. Одна ветка даже вокруг ствола несколько раз обернулась, как … Не пройти под деревом осторожному оленю, не пробежать мелкому зверьку, не сесть на дерево птице – разом обовьётся кольцами оно вокруг добычи и проглотит (змея, удав).
  • Берегитесь овцы в хлевах, берегитесь свиньи в свинарниках, берегитесь телята, жеребята, лошади, коровы! Он разбойник на охоту вышел. Вы, собаки, громче лайте, его поругайте! А ты, сторож, заряди-ка своё ружьё пулей! (волк)
  • Это весёлые смешные зверьки, будто маленькие хвостатые человечки. Мордочки сморщенные, как у старушек. Черные ручки тоже совсем человеческие. А ноги совсем как руки с длинными пальцами. Ими они чешутся, и хватают, что им надо, и дерутся. Целый день они путешествуют по деревьям. Кричат, дерутся, с ветки на ветку скачут. Беда, если такая весёлая орава нагрянет на огород! Всё вырвут, разбросают  - не столько объедят, сколько попортят. (обезьяны)
  • - А про белку кто сможет рассказать?

8) Работа по «Азбуке» стр. 94-95

- Рассмотрите рисунок.
- Каких животных видите в этом зоопарке?
- Каковы условия проживания?

Какие бы не были созданы условия, животным лучше на воле.
- По рисунку составить предложение, схему - на доске и тетради!
Например: В зоопарке живут разные звери.

                                                                                            •
9) Чтение слогов в «Азбуке» (хором).

10) Чтение текста в «Азбуке» (работа в парах).

Звери в зоопарке.
В зоопарке разные звери. Вот за забором лев. Мы сразу узнали слона. «Смотрите, смотрите! – крикнула Зина. – Вот он слон. Он стоит и посыпает песком спину!»
- Кого увидели дети в зоопарке?

11) Ребусы (по вариантам)

1 вариант    2 вариант

                        
В тетрадях печатают слова и транскрипцию этих слов.

12) Игра.

Если [з’] – хлопок.

Зонтик, Зина, корзина, заяц, земля, глаз.

V Итог.

- С какой буквой, какими звуками мы познакомились сегодня на уроке.
- Где мы побывали на уроке?
- Нарисуйте в тетрадях своё настроение после сегодняшнего урока (солнышко – хорошее настроение, тучка – плохое настроение).