Цель:
- Углубить, систематизировать знания детей о жизни, поведении белки и бурундука.
- Учить устанавливать связь между строением тела, цветом и средой обитания.
- Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка».
- Развивать творчество и воображение.
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок « Белка» , « Бурундук», рассматривание С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой ( «Картины из жизни диких животных») «Белки осенью»,чтение И.Соколов- Микитов « Белка», рассказывание ненецкой сказки ««Бурундук»., загадывание загадок о белке, бурундуке; просмотр видеофильма « Животный мир Байкальских побережий и гор», лепка « Белка», рисование « Бурундук»., проведение дидактических игр « Чей домик?», « Кто кем будет?».
Материал: мнемотаблицы, карточки с рисунками животных, иллюстрации животных, цветная бумага, клей, фломастеры, « волшебный экран».
Ход занятия
В группу приходит Незнайка. Приносит конверт.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я принес.
Дети: Письмо
Незнайка: Оно пришло из леса. Только от кого , не знаю.( Открывает, смотрит, достает мнемотаблицу « Белка».)
Воспитатель: Давайте откроем наш « волшебный экран» и посмотрим на нем, кто это такой?
Незнайка: Еще похоже на лифт, но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь- еще в стороны.
Воспитатель: Этот лифт может ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаёшь части из которых состоишь; поедешь вверх – узнаёшь места, где можешь быть; поедешь назад – узнаёшь прошлое, вперёд – будущее.
Дети: Это животное, живет в лесу .
Дети: У него рыжая шерсть, 4 ноги.
Дети: Это белочка. Она грызет орешки.
Дидактическая игра « Хорошо – плохо».
Белка – это хорошо? Почему? Белка – это плохо? Почему? ( аргументировать свой ответ).
Незнайка: Надо же, отгадали! Ну, а это кто? ( показ мнемотаблицы )
Воспитатель: Сейчас, посмотрим на нашем « волшебном экране( рассматривание мнемотаблицы « Бурундук»). Если, дети затрудняются с ответом, загадать загадку:
Он на белочку похож.
Сам собою так пригож.
Три полоски на спине.
Летом и не думает о сне.
(бурундук) .
Воспитатель: Давайте, ребята прокатим по всем экранам бурундука. Поместим в в средний экран – бурундука.( иллюстрация).
Воспитатель: Если мы поедем вниз.
Дети: У бурундука есть туловище, голова.
Дети: 4 лапки, рыжая шерсть, пушистый хвост., 3 полоски на спине.
Воспитатель: Если поедем вверх.
Дети: Бурундук живет в лесу, на земле, в норке.
Воспитатель: Если поедем назад –узнаем , что ..
Дети: Бурундук был бурундучком.
Воспитатель: Если поедем вперед – узнаем кем станет бурундук.
Дети: Взрослым бурундуком.
Незнайка: Ай, да ребята! Все знают!
Воспитатель: А, теперь нам нужно отдохнуть.
Физкультминутка « Зарядка бельчат»
В лесной глуши на елке
Жили – были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
Вставали рано по утру,
Изображали кенгуру:
За уши лапками хватались
И вправо – влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладошки
И тянулись, словно кошки.
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками крутили,
Друг за другом вслед ходили.
Воспитатель: Давайте, ребята сделаем подарок нашему гостю. Чтобы, он не путал белочку и бурундука.
Конструирование из цветной бумаги (оригами) «Белка», «Бурундук».
Незнайка: Мне очень понравились ваши работы.
Литература
- Т. В .Большева «Учимся по сказке».Санкт- Петербург. « Детство-Пресс» , 2001
- Светлана Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду».Москва.2008