Конспект занятия по экологии с элементами ТРИЗ и мнемотехники

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Углубить, систематизировать знания детей о жизни, поведении белки  и бурундука.
  • Учить устанавливать связь между строением тела, цветом и средой обитания.
  • Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка».
  • Развивать творчество и воображение.

Предварительная работа: рассматривание предметных картинок « Белка» , « Бурундук», рассматривание С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой ( «Картины из жизни диких животных»)  «Белки осенью»,чтение И.Соколов- Микитов « Белка», рассказывание ненецкой сказки ««Бурундук»., загадывание загадок о белке, бурундуке; просмотр видеофильма « Животный мир Байкальских побережий и гор», лепка « Белка», рисование « Бурундук»., проведение дидактических игр « Чей домик?», « Кто кем будет?».

Материал: мнемотаблицы, карточки с рисунками животных, иллюстрации животных, цветная бумага, клей,  фломастеры, « волшебный экран».

Ход занятия

В группу приходит Незнайка. Приносит конверт.

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я принес.

Дети: Письмо

Незнайка: Оно пришло из леса. Только от кого , не знаю.( Открывает, смотрит, достает мнемотаблицу « Белка».)

Воспитатель: Давайте откроем наш « волшебный экран» и посмотрим на нем, кто это такой?

Незнайка: Еще похоже на лифт, но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь- еще в стороны.

Воспитатель: Этот лифт может ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаёшь части из которых состоишь; поедешь вверх – узнаёшь места, где можешь быть; поедешь назад – узнаёшь прошлое, вперёд – будущее.

Дети: Это животное, живет в лесу .

Дети: У него рыжая шерсть, 4 ноги.

Дети: Это белочка. Она грызет орешки.

Дидактическая игра « Хорошо – плохо».

Белка – это хорошо? Почему? Белка – это  плохо? Почему? ( аргументировать свой ответ).

Незнайка: Надо же, отгадали! Ну,  а это кто? ( показ мнемотаблицы )

Воспитатель:  Сейчас, посмотрим на нашем « волшебном экране( рассматривание мнемотаблицы « Бурундук»). Если, дети затрудняются с ответом, загадать загадку:

Он на белочку похож.
Сам собою так пригож.
Три полоски на спине.
Летом и не думает о сне.
(бурундук) .

Воспитатель: Давайте, ребята прокатим по всем экранам  бурундука. Поместим в в средний экран – бурундука.( иллюстрация).

Воспитатель: Если мы поедем вниз.

Дети: У бурундука есть туловище, голова.

Дети: 4 лапки, рыжая шерсть, пушистый хвост., 3 полоски на спине.

Воспитатель: Если поедем вверх.

Дети: Бурундук  живет в лесу,  на земле, в норке.

Воспитатель: Если поедем назад –узнаем , что ..

Дети:  Бурундук был бурундучком.

Воспитатель: Если поедем вперед – узнаем кем станет бурундук.

Дети: Взрослым бурундуком.

Незнайка: Ай, да ребята! Все знают!

Воспитатель: А, теперь нам нужно отдохнуть.

Физкультминутка « Зарядка бельчат»

В лесной глуши на елке
Жили – были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
Вставали рано по утру,                                                   
Изображали кенгуру:
За уши лапками хватались
И вправо – влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладошки
И тянулись, словно кошки.
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками крутили,
Друг за другом вслед ходили.

 

Воспитатель: Давайте, ребята сделаем подарок нашему гостю. Чтобы, он не путал белочку и бурундука.

Конструирование из цветной бумаги (оригами)  «Белка», «Бурундук».

Незнайка: Мне очень понравились ваши работы.

Литература

  1. Т. В .Большева «Учимся по сказке».Санкт- Петербург. « Детство-Пресс» , 2001
  2. Светлана Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду».Москва.2008