Программное содержание
- Формирование собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром; стимулирование потребности в самореализации, самовыражении; желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности.
- Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.
- Расширение знаний детей о видах деревьев на примере древесной растительности лесотундровой зоны.
- Обогащение, активизация словаря детей.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем “вышли” на прогулку и попали на улицу “Сезам”. Здесь много интересного и забавного.
Воспитатель: – На этой улице есть много объектов. А сейчас мы подошли к киностудии. Хотите заглянуть. Читают вывеску: “Тихо! Идёт съёмка!” А давайте создадим свой фильм и назовём его “Дружба с природой”. Это будет фильм – сказка. Я буду режиссером – ведущим, а вы распределите роли. (Дети надевают полумаски).
Ведущая: – Жили были деревца – подружки. Берегли они друг друга. А звали их Лиственница Неженка, Ель Зеленушка, Берёза Веселушка, Карликовая берёза Малышка, Ольха Скромница, Ива хохотушка, Рябина Краснощечка. Слава о их дружбе дошла до злой волшебницы. Решила она напоить их настоем для хвастовства. И что же получилось? Давайте послушаем и посмотрим.
Лиственница Неженка: – Дерева лучше меня вы нигде не отыщите. Посмотрите, какая у меня красивая светло – зелёная мягкая хвоя. Не то, что у ели! Фу, какая жесткая! И растут мои хвоинки пучками – по 20-60 вместе. Поэтому я такая пушистая и красивая. Люди меня очень ценят: мосты из меня строят, ведь моя древесина в воде не тонет. Ах, какая же я красивая и нужная!
Ель Зеленушка: – Да вы только посмотрите на нее! Врёт она всё! Это лучше меня, ели, вы не найдёте. Ты, Неженка, на зиму свою хвою сбрасываешь, а я всю зиму зелёная. Про меня даже загадку сочинили: Зимой и летом одним светом. А иголки свои я меняю, не все сразу, а по очереди. Поэтому я всегда зелёная. А на Новый год вокруг какого дерева дети веселятся? А? То – то. И бумагу из меня делают – раз! Искусственный шёлк – два! Дома из меня строят – три! Музыкальные инструменты – четыре! Вот так, я намного лучше и нужнее всех вас!
Берёза Веселушка: – А о ком стихи и песни сочиняют? “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром…” Как звучит? Ствол у меня белоснежный, не то что у вас. И почками моими можно простуды вылечить. Соком – жажду утолить. Ещё из меня делают мебель, лыжи. Так кто королева тундры? Я! Сомнений быть не может!
Карликовая берёзка Малышка: – Ну и что из того, что я маленькая и похожа на кустарник. Зато мои листья покрыты слоем воска. Именно поэтому я не боюсь погибнуть от жажды. А осенью я красивее всех. Какой была бы тундра без моих красных листочков. А вот Ольхе даже похвастаться нечем…
Ольха Скромница: – Как бы ни так! Я до самых морозов остаюсь зелёной. Вы же подлизы, меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Древесина у меня оранжевого цвета. И тепло мои дрова хорошее дают, и мебель из меня не плохая получается. А листья и кора лечат людей от простуды. Так, что вывод один: нет меня лучше!
Ива Хохотушка: – Хоть я и карликовая, но вам ни в чем не уступлю. Я красивей вас всех! Листья мои сверху гладкие, а снизу пушистые и нежные. А весной что может быть прекрасней моих сережек? Из моей коры готовят лекарства от разных болезней. Их пьют, когда болят ноги, желудок, когда высокая температура. Вот какая я!
Рябина Краснощечка: – Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вот что вам скажу: стройнее меня вы нигде не найдёте. И ещё: когда осенью я облачаюсь в жёлтый наряд, гроздья моих ягод видны из далека. Скольких птиц я спасаю зимой от голода. Да и люди не прочь полакомиться ими. Вот так!
Ведущая: – Этот спор не смолкал. Но случилось вот что. У одного мальчика заболела мама, а лекарств не было. Сел он около дома и заплакал. Пролетала мимо ласточка. Мальчик рассказал о своей беде. Послушала птичка и говорит: – Нужно срочно отправиться в тундру. Там есть полянка. На ней растут деревья – подружки. Они тебе помогут.
Мальчик: – А как мне найти эту полянку?
Ласточка: – А ты поспрашивай у птиц, у животных, у трав. Найти её не трудно.
Ведущая: – Собрал мальчик рюкзак и отправился в путь. Нашёл поляну, но ни одно дерево не обратило на него внимания. Сел он и расплакался. И вдруг случилось чудо – слёзы растопили колдовство. И они снова стали приносить пользу людям. Хотят они только одного: чтобы люди относились к ним бережнее. (Под музыку деревья и мальчик танцуют). (Звенит звонок).
Ведущий: – Ребята, здесь неподалёку школа. Давайте её посетим.
В школе их ждет учитель. Они садятся на урок. Проводится викторина “Забавы природы”.
Вопросы викторины
- Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябины, осины, клёна).
- Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (многие насекомые: яичко – гусеница – бабочка).
- Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает).
- У кого уши на ногах? (у кузнечика).
- Кто пьёт ногой? (лягушка).
- Почему в лесу легко дышится? (растения выделяют кислород).
- У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона).
- Каких насекомых зовут, как животных? (жук – олень, жук – носорог…)
- Как нужно себя вести, чтобы не покусала собака? (не показывать, что вы напуганы; не смотреть в глаза; не убегать).
- Как спят лошади? (стоя).
- Как корова ест траву? (обрывает языком пучок травы).
- Как используется крапива? (из неё делают бумагу, некоторые виды тканей).
- Кто является спутником жизни крокодила? (кулик: он питается остатками пищи в пасти крокодила и одновременно чистит ему зубы).
- Как спят лисицы? (под голову кладут хвост). Муравьи? (плотно прижимают к себе все свои шесть ножек).
Почему у зебры черные полосы на белом фоне? (полосы нужны для детёныша. Когда он появляется на свет, то хорошо запоминает рисунок полос на теле матери. А рисунок этот единственный, как отпечатки пальцев. Детёныш находит в стаде маму по этим полоскам.)
(Звенит звонок. Перемена)
Дети с ведущим встают в круг. Игра “Подбери слово”. Передавая мяч. Ведущий кидает мяч ребёнку говоря слово: “Садовое растение”. Ребёнок отвечает: “Роза”. “Лесная птица” - “сорока” и т.д.
Аутотренинг
Ведущий: – А давайте сходим в кафе. Там нас ждут в гости. Проводиться игра “Узнай на вкус”. В бокалах разведен морс из разных видов плодовых и ягодных варений. Дети угадывают название по вкусу.