Нет никаких сомнений в том, что при переходе с одной образовательной ступени на другую учащиеся испытывают определенный стресс. Задача педагогического коллектива сделать данный период в жизни ребенка максимально комфортным. Очень важно помочь ребенку сохранить на этом этапе накопленный позитив, уберечь от неудач, негативного отношения к жизни. На современном этапе модернизации образования назрела необходимость обратить внимание на развитие личности ребенка, его интересов и способностей, на создание ситуации успеха в обучении.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активным, умным и независимым, нужным и успешным, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. А психологу и социальному педагогу, работающим в школе, хотелось бы, чтобы педагоги, уставшие от своего нелегкого труда и поэтому не замечающие ожиданий, проблем детей, принимая на обучение пятиклассников, умели оказать поддержку своим подопечным.
Часто появляющиеся у учащихся 5-х классов негативные явления (дисциплинарные проблемы, резкое падение интереса к учению, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) – это не типичные признаки возрастного кризиса подросткового возраста, а следствие образовательного процесса.
Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками.
Насколько легко и быстро подросток приспособится к условиям средней школы, зависит от всех участников образовательного процесса.
Профилактика школьной дезадаптации является важным направлением в работе школьной социально – психологической службы. В зависимости от целей образовательного учреждения, контингента и численности учащихся данное направление в каждой школе имеет свою специфику.
На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю, социально – психологической службе школы предстоит решать следующие задачи:
- Создание условий для успешной адаптации детей к школе (формирование классного коллектива, выработка единой системы обоснованных, последовательных требований, установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.).
- Повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
- Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.
Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Классный руководитель является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, владеет первичной информацией о ребенке, организует работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Социальный педагог изучает жизнедеятельность ребенка вне школы, поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации, организует взаимодействие с центрами психологической поддержки и реабилитации подростков с девиантным поведением.
Психолог изучает личность учащегося и коллектива класса, анализирует процесс протекания адаптации ребенка к школе, выявляет дезадаптированных учащихся, изучает взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками, выявляет интересы, склонности и способности школьников, осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей. Подбирает диагностические методики для организации профилактической и коррекционной работы.
Школьный врач исследует физическое и психическое здоровье учащихся, организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем, разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с учащимися, имеющими различные заболевания.
В соответствии с данными задачами специалистов комплексной группы можно выделить основные направления по адаптации детей к новой школьной жизни.
1. Социально – педагогическая и психологическая диагностика.
На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи. В этом направлении целесообразно использовать следующие диагностические методики: тест школьной тревожности Филипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой), групповой тест (ГИТ).
2. Консультативная работа с педагогами и родителями.
Работа с педагогами проводится в виде семинаров, на которых классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями адаптационного периода, тактикой общения с детьми и помощи им.
Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к новым условиям обучения, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. На первом родительском собрании следует рассказать родителям о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе.
3. Методическая работа.
Осуществляется психологом, социальным педагогом совместно с администрацией школы. Различные методы работы в пятых классах направлены на построение обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей и спецификой класса.
4. Профилактическая работа.
Оказание поддержки каждому школьнику пятых классов. Наиболее продуктивно проходит в форме тренингов, дидактических игр, занятий на общение, преодоление трудностей адаптационного периода.
5. Коррекционно-развивающая работа.
Проводится с учащимися, которые испытывают трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у учащихся в процессе диагностики.
6. Аналитическая работа.
Аналитическая работа должна быть направлена на осмысление проводимой социально - психологической деятельности по адаптации детей к условиям к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей, поэтому еще одна задача социально – психологической службы – наладить сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.
План работы социально-психологической службы по сопровождению пятиклассников в период адаптации к средней школе.
№ п/п | Направление деятельности | Категория клиента (учащиеся, родители, педагоги) | Формы работы | Задействованные специалисты | Сроки исполнения |
1. | Первичное знакомство учителей, будущих работать в пятых классах с учащимися 4-х классов | Учащиеся 4-х классов | Посещение уроков и внеклассных мероприятий | Учителя- предметники среднего звена | Четвертая четверть учебного года |
2. | Диагностика развития психических процессов и оценка социальной готовности к обучению в среднем звене | Учащиеся 4-х классов | Анкетирование и анализ полученных результатов | Психолог, социальный педагог | май |
3. | “Преемственность в обучении начальной школы и среднего звена” | Учителя, которые будут работать в пятых классах | Психолого – педагогический семинар | Психолог, социальный педагог, классные руководители 4-х классов | Коней августа, перед началом учебного года |
4. | Отслеживание процесса протекания адаптации | Учащиеся 5-х классов | Наблюдение, посещение уроков, беседы и анкетирование педагогов | Психолог, социальный педагог, администрация школы | Сентябрь, октябрь |
5. | Диагностика школьной тревожности, привыкания к новым формам обучения, социометрия классных коллективов | Учащиеся 5-х классов | Анкетирование и анализ результатов | Психолог, социальный педагог | Начало октября |
6. | Изучение состояния здоровья пятиклассников | Учащиеся 5-х классов | Комплексное обследование специалистами детской поликлиники | Школьный врач, узкие врачи- специалисты | октябрь |
7. | “Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения” | Родители | Родительское собрание | Классные руководители 5-х классов, психолог, социальный педагог, врач | Конец октября |
8. | Профилактическая работа по уменьшению количества дезадаптирован-ных учащихся | Классные коллективы пятиклассников | Беседы, тренинги, консультации, посещение семей | Социальный педагог, инспектор ОДН | 1-я четверть по запросу классных руководите-лей |
9. | Тренинги по социальной адаптации | Группы учащихся, требующие помощи в
адаптацион- ный период |
Ролевые игры, социальные пробы | психолог | Первое полугодие учебного года |
10. | Коррекционная работа по изменению ситуации в школе | Дезадаптирован-ные учащиеся | Беседы, консультации, социальные пробы | Социальный педагог, психолог, успешные родители | В течение года |
11. | Подведение итогов протекания адаптационного периода | учителя | Психолого – педагогический семинар | Администрация школы, психолог, социальный педагог | Зимние каникулы |
12. | Работа университета педагогических знаний | родители | Лекции на родительских собраниях | Психолог, социальный педагог | В течение года |
Тематика университета педагогических знаний:
- Особенности младшего, среднего возраста.
- Особенности воспитательной работы с трудными подростками в семье.
- Причины и формы проявления педагогической запущенности подростков, пути и способы ее преодоления.
- Организация помощи детям в учебе.
- Как следить за поведением и успеваемостью детей в семье.
- Учебные умения и навыки, их воспитание у младших школьников.
- Преодоление лени и отрицательных привычек у детей и подростков. И т.д.
Полноценный устойчивый успех в работе в адаптационный период учащихся, с педагогически запущенными детьми, подростками с девиантным поведением будет достигнут лишь в том случае, если социально-педагогическая деятельность в данный период будет вестись в системе, во взаимосвязи со всеми участниками образовательного процесса. Необходимо большое желание педагогов вести работу по благоприятному протеканию адаптационного периода школьников, с педагогически запущенными учащимися и их родителями, упорство и настойчивость в преодолении неизбежных трудностей, доброжелательное и уважительное отношение к учащимся и их родителям, активное стремление помочь им.
Литература:
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.: Генезис, 2000.
2. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс.- М.Генезис, 2003.
3. Рожков М.И. и др. профилактическая работа: как ее организовать в среде детей и подростков? Методические рекомендации. – Ярославль, 2003.
4. Социальная адаптация учащихся./Под ред. М.И. Рожкова. – Ярославль, 1995.