Интегрированный урок в 4-м классе на тему "Опора тела и движение. Осанка – стройная спина!"

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Тема: Опора тела и движение. Осанка – стройная спина!

Цель:

  • Дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении.
  • Профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  • Воспитать умение владеть своим телом в покое и движении.

Оборудование: таблица “Скелет – опора тела”, опорные знаки “Правильная осанка”, шапочки с красным крестом, гимнастические палки, мешки-массажеры для стопы ног.

Ход урока.

I. Самокоррекция.

– Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо. Начнем урок с самокоррекции.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!

II. Оздоровительная минутка.

  • Растираем ладони, каждый пальчик;
  • Умыли ручки, потерли щечки: от середины лба к вискам и вокруг под глазами до переносицы, от переносицы к ушам;
  • Погладим руки, плечи в направлении к плечам;
  • Погладим живот круговыми движениями по часовой стрелке;
  • Хлопаем ручками по телу, начиная с ног;
  • Массаж спины друг друга;
  • Массаж стопы (ходьба по камушкам);
  • Дыхательная гимнастика: глубокий вдох – 5 с., задержка дыхания – 3с, медленный выдох – 5с.

III. Актуализация знаний.

– Ребята, сейчас мы с вами повторим о том, как человек воспринимает окружающий мир.

а) Цифровой диктант.

  1. С помощью этого органа мы различаем звуки, шум и шорох.
  2. При помощи этого органа мы узнаем предметы по запаху.
  3. Этот орган расположен в черепе, с его деятельностью связана правильная работа всех внутренних органов.
  4. Орган дыхания.
  5. Что приводит в движение кровь?
  6. Какой орган защищает наше тело от различных повреждений?
  7. Орган, которым мы различаем горькую, сладкую, кислую, соленую пищу.
  8. С помощью этого органа мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.

На доске:

  1. Головной мозг
  2. Сердце
  3. Язык
  4. Уши
  5. Глаза
  1. Легкие
  2. Кожа
  3. Нос

Ответ: 4, 8, 1, 6, 2, 7, 3, 5.

Взаимопроверка.

б) Игровая ситуация “Консилиум врачей”.

К нам скорая помощь привезла больного. Вы – врачи первой медицинской помощи. (Надевают шапочки.) Сегодня перед вами предстоит задача: вылечить больного с ушибом правого колена и небольшой ранкой на руке.
Посоветуйтесь и окажите первую помощь больному.

(Примерный рассказ учащихся):

1) рану промыть чистой водой, кожу вокруг ранки обработать йодом или зеленкой. Затем нужно перевязать чистым бинтом или приклеить бактерицидным пластырем.

  • Почему нужно обработать кожу йодом или зеленкой? (Убивают микробов, которые могут проникнуть в организм).
  • А можно рану обработать йодом или зеленкой? (Нет, получится ожог.)

2) К ушибленному месту нужно приложить холод (лед, грелку с холодной водой, тряпку, смоченной холодной водой).

III. Работа над новым материалом.

Постановка проблемы.

– Благодаря чему человек может прямо держаться и передвигать свое тело в пространстве?

  • Пощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей?

Под кожей и мышцами у человека находятся твердые кости – скелет (работа по таблице).

  • Ребята, вы знаете, какое значение имеют скелет и мышцы?

Значение скелета очень велико: он является опорой тела, защищает наши внутренние органы от повреждений.
Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Наши кости скреплены друг с другом мышцами. Мышцы приводят в движение кости, значит, наше тело. Это происходит по команде мозга.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как хорошо быть стройными, ловкими, сильными и о том, что нужно делать, чтобы быть такими.

(Чтение текста с учебника “Природоведение” А.А.Плешакова, с.127).

От скелета и мышц зависит осанка человека.

  • Что такое осанка?

По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой.
При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
(Чтение текста с учебника “Ура, физкультура!”, с. 22).

  • Отчего портится осанка?

Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.
Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.
Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

  • Давайте сначала подумаем, каким мы представляем здорового человека?

На доске написаны прилагательные.

  • Выберите слова для описания здорового человека:

Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)

Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

IV. Выполнение упражнений, корректирующие осанку.

Выработка и закрепление правильной осанки происходит во время выполнения физических упражнений. Сейчас мы с вами выполним упражнения на осанку.

1. Ходьба.

а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.

2. Упражнения с гимнастическими палками:

  • И.п. – стоя, ноги вместе, палку держать внизу за концы.

1 – палку поднять вверх, правую ногу назад вверх до отказа прогнуться.
2 – и.п.
3 – то же другой ногой.

  • И.п. – стоя, ноги на ширине ступни, палка за лопатками.

1 – палку поднять вверх, прогнуться
2 – и.п.

  • И.п. – то же

1 – 2 – повороты туловища вправо и влево, без остановки, не сгибаясь. Дыхание произвольное.

  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка сзади внизу, спина прямая.

1 –немного прогнувшись, прямыми руками поднять палку вверх;
2 – палку опустить вниз спереди;
3 – 4 – то же, назад вниз.

  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка на плечах.

1 – 2 – приседания на носках, не сгибая спину.

  • И.п. – сидя, палки положили на пол.

1 – катаем палку ступнями
2 – ноги на ширине плеч, наклоны к ногам.

3. Березка.

4. Мостик (в парах).

5. Лодочка (раскачивание).

6. Ласточка.

V. Подведение итогов урока.

  • Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?
  • Почему искривляется позвоночник детей?
  • Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

ПРАВИЛА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

Вывод:

Чтобы выработать правильную осанку, лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения. Чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми и быть жителями Здоровяков, вспомним заветные слова:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!