Введение
Среди всех видов Искусств музыка - самое загадочное. Мы порой не замечаем, как тесно связана с ней наша жизнь. Под звуки музыки веселятся и грустят, мечтают, размышляют. Музыку можно слушать, но музыкой можно и жить.
Есть музыка леса, моря с криками чаек и плеском волны, музыка теплой ночи, которая наполнена звоном мириадов цикад.
С глубокой древности известна музыкотерапия - лечение средствами звукового воздействия. Однако, в европейской академической медицине она получила признание в конце XIX в.
На протяжении многих лет я на уроках физики при выполнении лабораторных и контрольных работ использую кассеты с записанными на них классическими произведениями таких композиторов, как Чайковский, Рахманинов, Штраус, Бетховен.
Эта мысль возникла у меня, когда учащиеся из 7 класса (это класс коррекции) при выполнении лабораторной работы шумели и разговаривали, и поэтому не могли долго сосредоточиться на практическом изучении данного физического явления. И тогда я, после проведения работы, обратила их внимание на то, что они устают от шума и выполнение работы не приносит пользы.
Я подробно объяснила им, почему мы слышим (роль барабанной перепонки уха). Надо сказать, что, к моему большому удивлению, ребята слушали очень внимательно, задавали вопросы.
"Почему звуки могут лечить?"
И тогда я предложила им выполнять лабораторные работы под тихий музыкальный фон. При выполнении следующей лабораторной работы я поставила им кассету с "Лунной сонатой" Бетховена. К моему удивлению, ребята выполняли свою работу тихо, не разговаривая, каждый работал со своими приборами. Если возникали вопросы, они поднимали руку, чего раньше не было. А самое удивительное то, что в конце урока они, перебивая друг друга, спрашивали о том, какое музыкальное произведение мы будем слушать в следующий раз. Я не ожидала такой бурной реакции. Это, откровенно говоря, меня очень порадовало, и я решила этот опыт перенести во все классы, где я работаю, и включать им классическую музыку не только при выполнении лабораторных работ, но и контрольных тоже, т.к. результаты моей экспериментальной лабораторной работы оказались намного лучше, чем прежние, без применения музыки.
Музыку, а также живопись и поэзию можно использовать для привлечения внимания к изучаемой теме.
Основная часть
Как пример, хочу рассказать о первом уроке в 8 классе, в котором начинается изучение темы «Тепловые явления».
Задаю учащимся вопрос: «В какое время года мы начинаем учиться?» Они без затруднения отвечают, что осенью. Сообщаю им тему
урока «Осень» и предлагаю нарисовать, кто как понимает это время года. Прохожу по классу и раздаю им картинки, на которых изображена осень ранняя, дождливая и поздняя. Причем картинки кладу тыльной стороной, чтобы не отвлекать внимания учащихся.
После того, как прошло время, обсуждаем с ребятами, кто как изобразил осень - кто нарисовал деревья, ярко освещенные солнцем, кто дождь и т.д.
Затем перехожу к вопросу: почему происходят такие изменения в природе? Вспоминаем урок географии, где они рассматривали в седьмом классе, отчего зависит тепло, излучаемое Солнцем и поступающее на Землю.
А далее, я обращаю их внимание на то, как писатели, поэты, художники воспринимали это время года. Прошу ребят открыть картинки. На картинке, где изображены яркие солнечные краски, читаю начало стихотворения Ф.И. Тютчева:
Есть в осени первоначальной Унылая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера. |
|
Когда рассматриваем вторую картинку - вспоминаем стихотворение А.С. Пушкина «Осень»: Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает... |
|
Позже на эти стихи была написана музыка и многие певцы исполняют этот романс. |
Задаю вопрос классу: «А каких художников вы знаете, которые изображали природу»? (Левитан, Шишкин и т.д.)
Затем перехожу к музыкальным произведениям, касающимся осени П.И. Чайковского. Ставлю им музыку - сентябрь, октябрь, ноябрь. После прослушивания нескольких тактов, выключаю магнитофон и обсуждаю с ними разницу в звучании.
В конце урока подводим кратко итоги этого урока.
Задаю им домашнее задание (повторить строение вещества, молекулы, диффузия, взаимодействие молекул). Надо сказать, что проведенный такой первый урок учащиеся восприняли с большим интересом. Каждый ученик старался что-то дополнить, и тем самым активность на уроке была большой.