Дидактические игры на уроках английского языка как фактор создания здоровьесберегающей личностноориентированной среды
В настоящее время происходит интенсификация школьного обучения. Этот процесс затрагивает и детей, обучающихся в начальных классах. В частности, практически во всех школах Москвы уроки иностранного языка теперь проводятся как минимум три раза в неделю, начиная со 2 класса. В то же время, по данным медицинских обследований, число детей 6-10-летнего возраста с различными нарушениями здоровья в последние годы увеличивается. Организм ребенка очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Повышение объема учебной нагрузки, увеличение времени выполнения домашних заданий, огромное количество новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы на уроке, пребывание в большом школьном коллективе требуют немалых усилий. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Детям с СДВГ и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса: снижение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, заторможенность умственной и двигательной активности или, напротив, чрезмерная двигательная активность и неусидчивость, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля.
Число детей с хорошим физическим развитием, редко болеющих, без каких-либо функциональных отклонений, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%. С началом школьного обучения значительно возрастает количество детей с нарушениями осанки. По данным медицинских обследований, число детей 6-10-летнего возраста с нарушениями осанки в последние годы увеличивается, а с началом школьного обучения значительно возрастает. Нарушение осанки нередко приводит к деформации грудной клетки и расстройствам деятельности внутренних органов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что приводит к снижению физиологических ресурсов детского организма. В наибольшей степени осанку у детей портит неправильная поза за столом. Ухудшает осанку привычка читать лежа на боку, носить тяжесть в одной руке. Для предупреждения неправильной осанки и укрепления мышц спины и позвоночника необходимо ежедневно заниматься гимнастикой. Для профилактики нарушений осанки во время уроков следует проводить динамические паузы и физминутки.
По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения. Близорукость возникает сейчас у младших школьников и даже у дошкольников. Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой. Как правило, учащиеся с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают у соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх, появляется утомляемость, головные боли и боль в глазах. Одна из причин близорукости – раннее обучение письму и чтению в неправильных, с точки зрения гигиенических требований, условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии). Поэтому для профилактики близорукости необходимо соблюдение гигиенических правил зрительной работы.
Нервное напряжение, отрицательный эмоциональный фон, излишнюю тревожность и раздражительность у детей хорошо снимают коллективные игры. В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку можно разделить игры на две группы.
Первую группу составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Это подготовительные игры.
Игры второй группы – творческие игры. Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков - характерные качества речевого умения - могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второй группы тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.
Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.
Важно помнить при этом, что игра – не только источник детской радости, она является основным способом решения учебных задач. Необходимость широкого использования игровых приемов диктуется и спецификой предмета: в условиях, когда все задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, новая игра является «психологическим оправданием» перехода на иностранный язык.
Дети в начальной школе любознательны. При восприятии материала склонны обращать внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску. Однако их внимание отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-3 минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение целесообразно строить в форме беседы.
Дети младшего школьного возраста очень импульсивны, им трудно сдерживать себя и управлять своим поведением. Дети этого возраста быстро утомляются. Рекомендуется следить за нарастанием их утомления и ни в коем случае не принуждать их к дальнейшему продолжению работы, когда очевидно, что наступает спад работоспособности (обычно он наступает через 10 минут). При первых признаках снижения внимания необходимо провести с детьми подвижную игру (можно под музыку), сменить вид работы.
Организуя разнообразную интересную деятельность с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание.
Мнемическая деятельность учащихся еще не совершенна. У них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения учебного материала в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом.
В игре формируются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Таким образом, игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотят видеть в действительности.
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Большинство игр не связаны с какой-либо определенной темой, поэтому, естественно, в них содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики. Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры. Приемы введения лексики могут быть различны. Один из них - зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т.д. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной.
Знакомясь с той или иной игрой, учитель должен хорошо понять ее движущую пружину. Если предусмотрено театрализованное действие, надо позаботиться о деталях костюма и реквизита - они сделают игру более полноценной и убедительной. Если же это игровое упражнение, то все зависит от эмоциональности учителя. Большинство же игр построено на соревновании.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урок и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служит своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала.
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Конечно, урок иностранного языка - это не только игра. Доверительность, непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6