К вопросу социально-педагогической диагностики студентов колледжа

Разделы: Администрирование школы


В учебно-воспитательном процессе любого профессионального колледжа педагог имеет дело с индивидуальностями, характеризующимися различными склонностями, способностями, интересами, возможностями, потребностями и мотивами, особенностями темперамента свойствами мышления и памяти, эмоциональной сферой, способностями к научению и прочими особенностями. В связи с этим, обучение всех обучающихся по унифицированным программам и методикам не может обеспечить полноценное профессиональное образование каждому. Профессиональная образовательная система, предоставляющая всем одинаковые временные, содержательные и процессуальные условия, по замыслу кажется справедливой и демократичной, однако, по сути неизбежно приводит к негативным последствиям.

В Законе города Москвы “О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве” от 29 июня 2005 года за № 32 отдельной главой выделена социальная поддержка обучающихся, студентов и работников образовательных учреждений и организаций начального и среднего профессионального образования, где отмечено, что в данных учебных заведениях создаются условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, студентов в соответствии с нормами и требованиями, установленными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами города Москвы.

В соответствии с этим, в колледжах остро встает вопрос об организации социально-педагогической диагностики обучающихся и студентов. Как уже нами отмечалось, основными целями начального и среднего профессионального образования являются: получение гражданами профессионального образования, отвечающего потребностям личности в профессиональном росте и самоопределении, потребностям общества в эффективной профессиональной деятельности граждан, потребностям экономики города Москвы в стабильном развитии.

Социально-педагогическая диагностика в профессиональном образовании – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум – социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Таким образом, в колледже проводится постоянное систематическое изучение социально-педагогической ситуации, изучаются обучающиеся и студенты на протяжении всего периода обучения, определяются проблемы, конфликты, трудные жизненные ситуации, которые затрагивают интересы обучающихся.

На основе проведенной социально-педагогической диагностики обучающихся и студентов колледжа проводится их социально-педагогическая профилактика – это предупреждение возможных негативных проявлений в условиях педагогического процесса, предупреждение безнадзорности и правонарушений в среде молодежи на основе соблюдения норм законности; разработка методических рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Умело организованная социально-педагогическая профилактика позволяет уже на ранней стадии зарождения негативных проявлений со стороны отдельных личностей предотвратить нежелательные последствия среди обучающихся колледжа.

Социальными педагогами в активной форме проводится социально-педагогическое консультирование, т. е. оказание помощи участникам учебно-воспитательного процесса по различным социальным и правовым вопросам, помощь учащимся и их родителям в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, мастеров производственного обучения в проблемах развития, воспитания и обучения студентов.

Одним из действенных методов в учебно-воспитательном процессе является социально-педагогическое просвещение, которое проводится в целях формирования у обучающихся и студентов и их родителей потребности в правовых знаниях, своевременного предупреждения и пресечения возможных нарушений в социальной адаптации личности.

Проводимая в колледже социально-педагогическая коррекция и реабилитация, проводится как активное социально-педагогическое воздействие, направленное на устранение и компенсацию выявленных отклонений в поведении и развитии конкретной личности обучающихся; восстановление его ведущей деятельности, социальных связей (со сверстниками, педагогическими работниками, родителями), а также личностных ресурсов студента и его семьи.

Основной целью социально-педагогической коррекции и реабилитации личности обучающегося является достижение его адаптации в учебно-воспитательном процессе и гармонизация отношений в социуме.

Отлаженная организационно - методическая деятельность в колледже позволяет успешно проводить организационно-методическую работу (анализ и обобщение результатов социально-педагогического сопровождения, разработка рекомендаций по ее совершенствованию), участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по социально-педагогическому сопровождению обучающихся и студентов, организацию и проведение семинаров, тренингов, консультаций по овладению инновационными методиками и технологиями.

Ни у кого не вызывает сомнения, что успешность воспитания, обучения и развития личности зависят от правильной оценки студента, его возможностей и особенностей развития. Эту задачу, как мне представляется, необходимо решать сегодня всем педагогическим работникам профшколы на всех уровнях.

В наши дни роль социально-педагогической диагностики очень велика: требуется своевременное выявление обучающихся с нарушениями развития; определение их оптимальной образовательной траектории; обеспечение индивидуального сопровождения; разработка программ индивидуального профессионального обучения, Вся эта работа может быть осуществлена на основе глубокого всестороннего изучения личности обучающегося.

Построение социально-педагогического обследования обучающегося должно сопровождаться и откликаться разнообразием и большим количеством методик, что позволяет, в конечном счете, правильно квалифицировать различные нарушения и их соотношения.

Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов диагностики (эксперимент, тест, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества обучающихся будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития обучающихся.