Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к былинной живописи, ее героям. Способствовать эмоционально - нравственному сопереживанию художественному образу, его настроению, развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление, умение общаться по поводу увиденного.
Продолжать подводить детей к видению художественного образа как единства содержания и средств выразительности путем анализа логических связей содержания с языком живописи, понимания главной идеи сюжета – витязь на распутье, то есть перед выбором своей дороги, своей судьбы. Обратить внимание на рисунок, передающий состояние раздумья витязя, - поза, особенности старинной одежды русского богатыря, вооружения, внешний вид и изображение его коня. Рассмотреть характерные детали окружающей среды, обогащающее понимание сюжета картины: предупреждающие, устрашающие, зловещие – черепа человека и коня, огромные камни, напоминающие черепа великанов, черные зловещие вороны, тревожный закат.
Цветовой колорит картины объединяет контрастные тона: холодные, гаснущие в свете вечернего заката, зеленые тона травы, сине- фиолетовые дали, лиловые облака; теплые - желто – оранжевая полоса заката, его отблески на камнях, витязе, белом коне, красное копье в руках воина. Все это создает настроение тревожности, таинственности, опасности. Противопоставление светлой фигуры на темном фоне ярко выделяет ее и звучит как символ борьбы двух сил - добра и зла. Красное копье указывает на череп - как предостережение.
Продолжать закреплять у детей представление о былинной живописи, ее особенностях, средствах выразительности. Развивать умение последовательно и внимательно рассматривать художественную картину, высказывать собственное мнение по поводу увиденного в развернутых оценках и суждениях, образных словах и выражениях. Обогащать речь детей словами: “витязь”, “богатырь”, “доспехи”, “шлем”, “кольчуга”, “копье”, “колчан со стрелами”, “булава”, “щит”, “сбруя коня”, “булатный меч”, “распутье”, “алатырь- камень”.
Подготовительная работа. Продолжать детей знакомить детей с былинами. Возможна экскурсия в Этнографический музей для ознакомления с вооружением древнерусских воинов. Рассматривание иллюстраций в книгах к былинам. Чтение и беседа по былине “Три поездки Ильи Муромца” (“ Былины”. Под ред. Ю.Г. Круглова, М., 1993.)
Материалы. Репродукция картины “Витязь на распутье” В. М. Васнецов. (Рис. 1) Акварельные краски, кисти, палитры, баночки с водой, лист бумаги в форме палитры на каждого ребенка.
Ход занятия
Дети сидят перед картиной.
Воспитатель. Перед вами картина на сюжет былин Древней Руси, тогда в ней жили отважные, могучие богатыри, защитники Отечества. Художник Виктор Михайлович Васнецов назвал свое произведение “ Витязь на распутье”. Как вы думаете, кто же такой витязь? ( Ответы детей). Так в древности называли богатыря. Храброго воина. А что такое распутье? От слова - “путь”, “ дорога”. А распутье – это несколько дорог “ перепутались” в одной точке – перекресток. Стоять на распутье – значит находиться в состоянии раздумья, сомнения, нерешительности. Помните былину “Три поездки Ильи Муромца” ? Выехал как- то Илья Муромец из города Мурома, из села Карачарова и в чистом поле увидел алатырь - камень ( большой камень на перекрестке дорог). И от камня лежат три дороженьки. И на нем было написано:
“По первой дороженьке ехать - убитым быть,
По другой дороженьке ехать - женатым быть,
По третьей дороженьке ехать - богатым быть”.
Художник В.М. Васнецов любил русские былины и написал несколько картин на их темы. Вот эта картина о русском витязе, который, подобно Илье Муромцу, остановился перед огромным камнем на перепутье дорог, а на камне высечены пророческие слова:
Как прямо ехати –
Живу не бывати,
Нет пути ни проезжему,
Ни прохожему, ни пролетному.
Направо ехати – женату быти,
Налево - богату быти.
Читает эти слова витязь и раздумывает: куда же ехать? Какую дорогу выбрать, а может, и судьбу? Боевой мощный конь тоже вроде призадумался, низко склонив голову.
Таинственны и зловещи краски окружающей природы. Назовите холодные тона. (Ответы детей). Блекло- зеленые, зеленовато – бурые, зеленые и светлые тона гаснут в свете вечерней зари. Мы видим также ярко - желтые, лиловые, серые, черные, фиолетово- синие. А какие теплые краски? (Ответы детей). Оранжевые, красновато - оранжевые – отблески закатного солнца; красное копье, белый конь. Какое настроение создают эти контрастные цвета? Тревожности, опасности, предостережения. Цветовое противопоставление здесь - светлая фигура витязя на темном фоне окружающей природы. Посмотрим, на что указывает огромное красное копье всадника. На череп человека и лошади - зловещие знаки опасности. Что за черные птицы сидят с права на камне? Это черные вороны. Один прямо летит на богатыря, мы слышим их карканье и чувствуем приближение беды.
Расскажите, как одет воин. Какое у него оружие? В Этнографическом музее мы видели настоящие, такие же, как на витязе, доспехи и оружие русских воинов Древней Руси. В.М. Васнецов тоже изучал и внимательно рассматривал все эти вещи, делал с них зарисовки. Поэтому на картине они изображены детально.
А теперь подумайте и скажите. Почему художник выбрал такой формат полотна? Что этим он хотел сказать? Полотно представляет вытянутый по горизонтали прямоугольник с высокой линией горизонта, что позволило художнику показать бескрайность русских просторов, беспредельность земли, по которой можно долго- долго ехать и не встретить ни одного человека, ни какого жилья. А тут перед тобой перекресток – пересечение нескольких дорог, да еще такое зловещее предостережение…И куда ехать? Какую выбрать дорогу? И что там ждет – жизнь или смерть? Витязь совсем один, ему не у кого спросить совета. Надо самому определяться. Вот почему он стоит в раздумье.
Фигура всадника изображена на переднем плане, она вырастает над линией горизонта, становится огромной, величественной, значимой. Такому воину не страшны никакие темные силы. Победно выглядит и мощная фигура белого боевого коня - друга и соратника воина. Он – как символ чистоты, веры в победу. Посмотрите, какой интересный сюжет придумал художник! Вам нравится эта картина?
А сейчас возьмите краски, кисточки, палитры и составьте цветовую гамму картины. Положите на палитру крупные цветовые пятна, которые преобладают на полотне, а рядом - более мелкие, те, что использованы, но в небольшом количестве. Посмотрим, кто точнее определит цветовое звучание произведения, увидит, какое количество теплых и холодных тонов и оттенков использовал художник.
(После выполнения задания рассмотреть палитры и определить те, которые выполнены верно, отметить наблюдательность детей, увидевших большее количество цветовых тонов и оттенков. Подчеркнуть взаимосвязь колорита с вызываемым им настроением.)