Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся при самостоятельном выполнении лабораторной работы по теме:
Задачи урока:
Образовательная: научить самостоятельно пользоваться теоретическими знаниями на практике, продолжить формирование и освоение следующих специальных понятий: преломление света, абсолютный показатель преломления света, относительный показатель преломления света, их физический смысл, законы отражения и преломления света, углубить представление о законах геометрической оптики, продолжить формирование специальных умений и навыков при оформлении лабораторных работ, при грамотном выполнении математических записей и построений, при сборке установки для проведения лабораторного исследования по измерению показателя преломления стекла, совершенствовать умения и навыки проведения измерений и расчета абсолютной и относительной погрешности этих измерений. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: умения работать с учебными материалами, умения планировать и контролировать ход своей деятельности, умения правильно оценить требуемые временные затраты, умения работать со справочными материалами, умения осознанного чтения, умения находить рациональные пути выполнения работы.
Развивающая: продолжить формирование знаний о процессе научного познания, развивать умение логически мыслить, умение анализировать и систематизировать знания, делать выводы при самостоятельной подготовке и выполнении работы. Развивать осмысленную самостоятельность, развивать память, наблюдательность, воображение, развивать концентрацию внимания, умение работать в группе, применяя технологию работы в сотрудничестве. Устанавливать связи между знаниями и ситуацией, развивать умения адекватно применять знания для решения возникших проблем.
Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, продолжить формирование коммуникативной компетенции: способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, умение работать в сотрудничестве. Продолжать формирование сознательной дисциплины, системы нравственных ценностей (настойчивости, целеустремленности, трудолюбия), формирование отношений к себе, одноклассникам, гимназии, стране.
Оборудование: Лабораторный комплект “Оптика”, ИКТ, TV, VP
План урока
№ | Этап урока (время) | Деятельность учителя (содержание) | Деятельность учеников | Комментарии, замечания, рекомендации |
1 | Организация начала урока (2-3 мин) | Сообщается тема урока, цель урока, тип урока, форма проведения урока. Учитель доводит до сведения учащихся этапы первого часа занятий. | Учащиеся слушают учителя и настраиваются на работу | Можно сразу предложить учащимся сесть по группам (группы заранее определены), можно после проверки д/з |
3 | Проведение тестирования (7 мин.) | Учитель раздаёт учащимся тестовые задания, объявляет время выполнения теста, контролирует соблюдение учениками правил выполнения заданий. | Учащиеся самостоятельно выполняют тест. | Тестовые задания размещены в Приложении 1. |
Самопроверка теста (10 мин.) | Учитель организует проверку выполнения тестовых заданий учащимися, используя метод работы в парах, с применением ИКТ. | Учащиеся проводят взаимоконтроль выполнения тестов, устанавливая пробелы в знаниях и корректируя их. | Ответы на тестовые задания размещены в Приложении 2 (файл программы “Notebook”) | |
2 | Проверка выполнения домашнего задания (5-7 мин.) | Учитель организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность выполнения домашнего задания, при необходимости корректируя выявленные пробелы. | Учащиеся показывают классу выполненное решение д/з или вырабатывают коллективное решение проблемных заданий | |
Закрепление знаний по теме “Закон полного внутреннего отражения” (6-7 мин.) | Учитель демонстрирует отрывок учебного фильма “Геометрическая оптика”, в котором на опыте показан закон полного внутреннего отражения и его применение на практике. | Учащиеся получают дополнительную наглядную информацию | Демонстрация проводится с помощью TV и VP | |
7 | Информация о новом домашнем задании (3-4 мин.) | Учитель сообщает учащимся домашнее задание и дает комментарии к его выполнению. (По учебнику астрономии и другим источникам информации приготовить сообщения по группам). | Учащиеся разбирают полученное задание и задают вопросы по его выполнению. | Профильная группа получает дополнительное задание: по задачнику выбрать 2-3 расчетные задачи на пройденные темы. Д/з приведено в Приложении 2. |
Организация самостоятельной работы (2-3 мин.) | Учитель сообщает учащимся тему второго часа занятий, мотивирует учащихся для самостоятельной познавательной деятельности, организует работу в группах, выдаёт листы самооценки. | Учащиеся выполняют указания учителя по подготовке к последующей самостоятельной деятельности. | Учащиеся разбиты на стационарные группы и имеют опыт групповой работы. Лист самооценки приведён в Приложении 3. | |
4 | Основной этап: Самостоятельная познавательная деятельность учащихся (30-35 мин.) | Учитель наблюдает и координирует деятельность учащихся в случае заминок, осуществляет визуальный контроль. При необходимости учитель просит сообщить старших групп, на каком этапе выполнения работы находится их группа и, примерно, сколько им еще нужно времени для завершения работы, а также оказывает помощь. Корректирует временные рамки этапов урока. Принимает лабораторное оборудование и тетради с выполненной лабораторной работой по группам. | Учащиеся самостоятельно:
Старший группы организует сдачу лабораторного оборудования и лабораторных тетрадей. |
Учащиеся, работая в группе, помогают
друг другу освоить новую информацию (если
возникают сложности, то учитель оказывает помощь
группе). Для профильной группы расчет погрешности обязателен, и если эта группа опережает другие, то получает дополнительное задание уровня “В” из ЕГЭ. |
6 | Творческий этап. (10 мин.) | Учитель предлагает учащимся творческое задание – придумать, как можно выполнить такую же лабораторную работу по определению показателя преломления стекла без источника света, используя лишь стеклянную призму, 4 булавки с круглой головкой и коврик для булавок. Учитель заслушивает версии учащихся и подводит итог выполнения данного этапа. Учитель (если осталось время) может предложить учащимся решить проблемную задачу. | Учащиеся в группах обсуждают полученное творческое задание и выдвигают свои версии проведения работы, предлагают свои решения проблемной задачи. | Учитель либо принимает участие в
обсуждение выдвинутой версии, либо дает
подсказку, либо выносит это задание на домашнее
выполнение. Решение проблемной задачи может быть
также отложено на домашнее выполнение и
обсуждение этого решения переносится на начало
следующего урока (Пример проблемной задачи и
творческого задания приведены в Приложении
2). Творческий этап может быть составной частью основного этапа). |
5 | Подведение итогов основного этапа самостоятельной деятельности учащихся. Рефлексия. (5-10 мин.) | Учитель мобилизует учащихся на рефлексию своей деятельности, способов общения, заслушивает сообщения участников групп и собирает бланки самооценки работы учащихся. | Учащиеся осмысливают свою деятельность, дают самооценку своей работе, оценку работе в группе. Работа в бланке самооценки своей деятельности. Выбирают учащегося от группы, который будет подводить итог работы своей группы. Короткие выступления учащихся. | Любой учащийся от группы может высказать свое мнение , мнение группы о таком способе работы, что было хорошего, плохого, все ли удалось сделать, помогали или мешали участники группы друг другу. Выступления учащихся – при наличии времени. |