Игровые занятия

Разделы: Работа с дошкольниками


О чем-то тихонько скрипит половица,
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
По комнате ходит сказка.

Ребята, а вы любите сказки? А какие? Перечислите мне сказки, в названиях которых встречаются числа.

В каждой сказке героям приходится бороться с трудностями или преодолевать препятствия, которые чинят злые силы на их пути.

Я предлагаю вам сегодня отправиться в сказку и попробовать свои силы в преодолении всех испытаний, которые встретятся вам на пути. Согласны? Ну, тогда начинаем!

Прошу всех сесть на свои места. А волшебный сундучок нам предложит сказку:

“Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно сказку начинать!”

Давным-давно жила маленькая принцесса по имени Белоснежка, жила она со злой мачехой-королевой, которая невзлюбила ее. Злая Королева часто спрашивала свое волшебное зеркало о том, кто всех прекрасней в стране. И однажды зеркало ответило, что Белоснежка в тысячу раз прекраснее её. И после этого на зеркале появились странные фигурки. Мне пришлось зарисовать их в трех кругах.

Задание 1.

Посмотрите на рисунок 1 (Приложение 1)

В трех зеркалах нарисованы фигурки. Каждая из фигурок располагается в определенной части зеркала. Возьмите черный карандаш и нарисуйте все фигурки в пустом зеркале. Можете выполнять задание.

Злая Королева была в ярости и решила погубить Белоснежку. Она приказала слуге отвести Белоснежку в лес и там убить.

Но слуга не выполнил приказ Королевы и все рассказал Белоснежке. Он попросил её не возвращаться в замок, спрятаться где угодно.

Дрожа от страха, Белоснежка побежала в чащу леса. Сейчас мы с вами тоже отправимся вслед за ней.

Задание 2.

Посмотрите на рисунок 2 (Приложение 1)

Возьмите зеленый карандаш и вместе с Белоснежкой отправимся в путь. В этом вам помогут стрелки.

Получилось? Молодцы! Вот так Белоснежка вышла на поляну и увидела лесных зверюшек, которые привели её к домику семи гномов.

Задание 3.

Посмотрите на рисунок 3 (Приложение 1)

Так выглядел домик гномов. Возьмите красный карандаш и справа дорисуйте домик так, чтобы его было хорошо видно.

Домик понравился Белоснежке, но в комнатах царил ужасный беспорядок. Она решила навести порядок, а лесные звери и птицы стали помогать ей.

Задание 4.

Мы с вами сейчас сосчитаем все комнаты. Посмотрите на рисунок 4 (Приложение 1)

Комнаты – это геометрические фигуры: круги, квадраты и треугольники. Сосчитайте, сколько здесь фигур разного вида и каково их общее количество.

Возьмите черный карандаш и запишите свой ответ рядом с рисунком.

Наступила ночь. Гномы после работы в пещере отправились домой.

Игра “Гномы идут домой” (координация слов с движениями)

Идут по камням (хлопки ладонями по коленям),
Пробираются сквозь траву (трем ладони),
Идут через болото (причмокиваем, сжимаем и разжимаем кулачки),
Шагают по тропинке (топаем ногами),
Рядом журчит ручеек (щелчки пальцами),
А вот на небе появилась первая звездочка (говорим: “Чпок!”, руки вверх),
А потом еще и еще (говорим: “Чпок!”, руки вверх),
Рядышком пробежал олень (показать рога над головой),
Гномы идут по мостику (хлопаем в ладоши).

Задание 5.

Пока они идут домой, мы с вами выполним следующее задание: решим задачи. Посмотрите на рисунок 5 (Приложение 1)

Здесь три треугольника разной величины: маленький, средний и большой. В них вы будете записывать свои ответы.

а) В тележке у гномов лежат 4 лопаты. Длинных лопат больше, чем коротких. Сосчитайте сколько коротких лопат в этой тележке?
Возьмите синий карандаш и ответ запишите цифрой в большой треугольник.

б) У гнома в обеих руках 7 алмазов. Из них в правой руке 3 алмаза. Сосчитайте сколько алмазов в его левой руке?
Возьмите красный карандаш и запишите ответ цифрой в маленький треугольник.

в) Гномы слепили 7 снежков и ушли домой. Солнышко сразу горячими лучами растопило 2 снежка. Подумайте, сколько снежков увидели гномы, когда летом вернулись обратно?
Возьмите зеленый карандаш и ответ запишите цифрой в средний треугольник.

Пока мы решали задачи, гномы подошли к лесной поляне и внезапно остановились.

- Смотрите, в нашем доме горит свет!
- Кто-то туда забрался, пока нас не было! – сказал один из них.

А мы с вами сейчас узнаем, где же горел свет.

Задание 6.

Посмотрите на рисунок 6 (Приложение 1)

На нем изображен план дома. Круг квадрат и большой треугольник обозначают части дома. Внимательно слушайте и выполняйте задания (каждое задание читается дважды).

а) красным карандашом закрасьте часть дома в большом треугольнике и выше квадрата;
б) зеленым карандашом – в квадрате, круге и большом треугольнике;
в) синим карандашом – в круге, большом треугольнике и справа от квадрата.

Все выполнили задание?

Гномы осторожно открыли дверь и стали осматривать комнаты. В спальне они увидели спящую девочку. Белоснежка от шума проснулась и увидела гномов. Она рассказала им свою печальную историю. Гномы решили, что ей нужно остаться у них. Белоснежка приготовила ужин и позвала всех к столу.

Задание 7.

“Угадай часть суток” – внимательно слушайте и найдите ошибки:

а) Белоснежка позвала ужинать днем;
б) гномы делали зарядку ночью;
в) вечером Белоснежка готовила завтрак;
д) гномы легли спать утром.

А после ужина наступило время музыке и танцам.

Игра-разминка “Гномик”

Гномик по лесу гулял, (ходьба на месте)
Колпачок свой потерял, (наклоны вперед – “ищем пропажу)
Колпачок был непростым (руки- “колпачок” над головой)
Со звоночком золотым. (хлопки в ладоши)
Гному кто точней подскажет, (прыжки на месте)
Где искать ему пропажу? (ходьба на месте)

Утром Белоснежка, проводив гномов на работу, осталась одна. Злая Королева, узнав, что Белоснежка жива, решает её погубить. Она превращается в старуху, берет корзину с отравленными яблоками и отправляется к гномам. Она угощает Белоснежку яблоком и та, откусив кусочек, тут же падает без чувств. В эту минуту в дом вернулись с работы гномы. Узнав в старухе злую Королеву, бросились за ней в погоню. Злая Королева попыталась сбросить на гномов огромный камень, но не удержалась на скале и свалилась в глубокую пропасть.

Задание 8.

Посмотрите на рисунок 7 (Приложение 1)

Это камень, который раскололся на пять кусочков. Прежде каждый из них имел свой номер. Например, кусочек под номером “5”. Возьмите фиолетовый карандаш, по форме узнайте остальные кусочки камня и проставьте их номера по образцу.

Гномы, вернувшись домой, положили мертвую Белоснежку в хрустальный гроб, который поставили на лесной поляне заколдованного леса.

Задание 9.

Попробуем с вами расколдовать лес. Посмотрите на рисунок 8 (Приложение 1). Найдите закономерность и продолжите ряд.

Однажды через лес проезжал принц, как только он обнял и поцеловал Белоснежку, чары злой Королевы разрушились. Белоснежка глубоко вздохнула и ... ожила.

- Отныне никакая беда тебя не коснётся, я увезу тебя в свой замок, и ты станешь моей женой, - сказал принц.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Гномы всегда зажигали свой фонарь, когда возвращались домой. Предлагаю вам тоже зажечь свои фонарики. Тот, кто прошел все испытания без ошибок, может зажечь зеленый фонарь. Кто ошибался 1-2 раза зажжет желтый фонарь. А кто ошибался больше двух раз – зажигает красный фонарь.

Желаю вам, чтобы зло никогда не посещало вас, а добро – не покидало вас, чтоб всегда хватало сил вам на добрые дела!

Ребята, кто мне расскажет, что такое “Служба спасения”? Что за люди там работают? А вы хотели бы спасать попавших в беду людей, приходить к ним на помощь? Сегодня мы с вами будем работать спасателями. Поступит ли сигнал бедствия к нам? А вот и первый звонок от ворона Абрахаса из сказочной страны, где живет Маленькая Баба-Яга. Ребята, он все твердит мне, что у них там какие-то неприятности.

- Успокойтесь, ворон Абрахас, наши спасатели отправляются в путь. По дороге я хочу рассказать вот о чем: Жила-была когда-то Маленькая Баба-Яга – то есть ведьма - и было ей всего 127 лет. Для настоящей Бабы-Яги это, конечно, не возраст! Можно сказать, что эта Баба-Яга была еще девочкой. Жила она в крохотной избушке, одиноко стоявшей в лесу. Крыша избушки покривилась от ветра, труба скрючилась, ставни дребезжали на разные голоса. Но Маленькая Баба-Яга не желала себе лучшего дома, ей и этого вполне хватало. Снаружи к избе была пристроена огромная печь. Без такой печи никак нельзя обойтись, иначе избушка не была бы настоящим домом Бабы-Яги.

Задание 1.

Посмотрите на рисунок 1 (Приложение 2). Избушка Маленькой Бабы-Яги находится в дремучем лесу. Вы сможете её найти, если нарисуете схему продвижения по лесу, ориентируясь на мой рассказ. Слушайте меня и обозначайте направление движения красным карандашом. Мы начинаем путь с точки. Готовы? Начали!

Пройти пять шагов вперед до двух елок. Три шага налево до старого пня, от пня пять шагов вперед до лужайки с цветами, направо пять шагов до большого мухомора. От мухомора семь шагов вперед до большого дуба; четыре шага направо до быстрого ручейка. Не переходя его – шесть шагов вперед до кустика земляники, затем направо семь шагов до норки лисы, от неё пять шагов вперед до домика Маленькой Бабы-Яги. Если вы “пришли” к нарисованной избушке Бабы-Яги, задание выполнено правильно.

В избушке вместе с Бабой-Ягой жил еще ворон, звали его Абрахас. Он говорил не только “Доброе утро!” и “Добрый вечер!”, как это умеют все говорящие вороны. Ворон Абрахас умел говорить все! Он был мудрым вороном и знал толк буквально во всем на свете.

Задание 2.

“Собери портрет ворона Абрахаса”

Посмотрите на рисунок 2 (Приложение 2)

Найди в квадрате “близнеца” каждой детальки. Раскрась детальки и весь квадратик так, чтобы близнецы были закрашены одинаково.

Примерно 6 часов в день Маленькая Баба-Яга училась колдовать. Ведь колдовство не такая уж простая штука: лениться в этом деле никак нельзя! Сначала надо вызубрить все простые колдовские штучки, а потом уже более сложные. Надо вызубрить от начала до конца всю колдовскую книгу, не пропуская в ней не одной задачки. Попробуйте и вы решить одну задачку из этой книги.

Задание 3.

Найди такие же фигурки, как на образце, соедини их стрелками. Рисунок 3 (Приложение 2)

Маленькая Баба-Яга дошла только до 230-й страницы и попробовала спрятать одну часть суток.

Задание 4.

Посмотрите на рисунок 4 (Приложение 2). Под одним из деревьев Маленькая Баба-Яга спрятала одну часть суток. Вам Нужно не только отыскать дерево и раскрасить его, но и назвать часть суток, которую спрятали. Известно, что у этого дерева веток больше восьми, но меньше десяти. Нашли? Теперь раскрасьте его. Правильно, это дерево с девятью ветками. А как вы догадались? А теперь я вам расскажу о спрятанном времени: “В это время поднимается солнышко на горизонте, просыпаются птицы и начинают щебетать, цветы раскрывают свои бутоны.” Правильно, это – утро. А вы, дети, что в это время делаете? А вот Маленькая Баба-Яга в то утро упражнялась в вызывании дождя. Она сидела во дворе возле печи, держа на коленях колдовскую книгу, и колдовала. Ворон Абрахас сидел рядом. Он был мрачен.

- Должен быть дождь! – каркал он сердито. – А что делаешь ты? В первый раз у тебя посыпались с неба белые мыши! Во второй раз – лягушки! В третий – еловые шишки! Интересно, что посыплется в четвертый раз! Получится ли у тебя наконец настоящий дождь?!

Задание 5.

Ребята, может вы попробуете найти в колдовской книге волшебные слова? Посмотрите на рисунок 5 (Приложение 2). Найди в квадрате и обведи следующие слова.

Маленькая Баба-Яга попробовала сделать дождь в четвертый раз. Она повелела собраться в небе небольшой туче, подманила её рукой, и, та остановилась над самой избушкой.

Игра-разминка “Дождь”

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам! (шагаем на месте)
Гром! Гром, как из пушек, нынче праздник для лягушек. (прыжки на месте)
Град! Град! Сыплет град, все под крышами сидят! (хлопки в ладоши, присели и сделали “крышу”)
Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин. (шагаем на месте)

Маленькая Баба-Яга произнесла волшебные слова: “Облако-вода-ветер-метла!” и крикнула этой туче: “А ну, пролейся дождем!”

Задание 6.

Игра “Волшебные слова”. А вы, ребята, выложите слова “Облако-вода-ветер-метла” из спичек.

Задание 7.

Мы же, ребята, сейчас узнаем, что из этого вышло! Посмотрите на рисунок 6 (Приложение 2) Перенеси каждую букву в квадрат при помощи дорожек и прочитай слово.

Ну, конечно, ребята, туча прорвалась и с неба пролилось кислое молоко.

- Ты сошла с ума! Что ты нам еще наколдуешь! – в ужасе крикнул Абрахас.
- Должно быть, я оговорилась! – сказала Маленькая Баба-Яга. – Я и раньше иногда ошибалась, но четвертый раз подряд – этого со мной еще не бывало!

Задание 8.

Ребята, поможем Маленькой Бабе – Яге убрать кислое молоко. Посмотрите на рисунок 7 (Приложение 2). Там нарисовано 9 капель кислого молока, их надо собрать. Соедините их пятью прямыми линиями так, чтобы капельки превратились в ручеек и исчезли. Соединили? А теперь вы должны произнести волшебные слова. Вспомним их с помощью спичек, чтобы молоко исчезло.

Все заклинания вспомнила Маленькая Баба-Яга, но ни одно из них не помогло ей вызвать дождь. Вам бы хотелось ей помочь? Вспомните волшебные слова и заклинания из других сказок. Попросите взрослых записать их, и мы с вами отправим письмо Маленькой Бабе-Яге, чтобы она смогла вызвать дождь.

Ребята, вы сегодня неплохо поработали, вы должны сами оценить свой труд. У кого в работе не было допущено ни одной ошибки, награждается зеленым почетным знаком. У кого были одна-две ошибки – желтым знаком. А кто ошибался больше двух раз – берет красный знак.

“Я быть волшебником хочу,
Чтоб все на свете смочь.
Но о мечте своей молчу,
Кто сможет мне помочь?!
Лишь сам себе я помогу:
Что захочу – я все смогу!”

Продолжение игры: Получив письмо от ребят, Маленькая Баба-Яга пишет ответ, благодарит за помощь. Письмо читаем детям в дождливый день – результат вызывания дождя Бабой-Ягой.