Преподавание в начальной школе. Урок математики во 2-м классе по теме "Уравнения нового вида" (программа "Школа 2100"; учебник Л.Г. Петерсон)

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Познакомить уч-ся с уравнениями нового вида;

  • найти способ решения новых уравнений;
  • пользуясь алгоритмом учиться решать уравнения на нахождение неизвестного множителя

2. Развивать мыслительные операции, внимание, речь, интерес к математике.
3. Воспитывать в детях потребность в сотрудничестве и взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, учебники, сигнальные круги.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Время не останавливалось и не забегало вперёд. Часы идут точно и правильно.

- Как вы думаете, почему? (В часах очень хороший механизм.)
- Да, часы состоят из деталей. Каждая из которых отвечает за свою работу и помогает другим.
- А что произойдёт, если убрать хоть одну деталь? (Часы остановятся.)

Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаёте всё больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться.

- С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (Поднимают сигнальные круги настроения.)
- Я вижу много улыбок и уверена, что у нас всё получится. Я желаю вам работать так же слаженно, дружно, как детали в моём будильнике. (Слайд 2)
- Вспомните, чему мы научились на прошлом уроке? (Мы научились находить сторону и площадь прямоугольника.)
- Сегодня мы продолжим совершать новые открытия и познакомимся с новой темой, которую в процессе работы вы сами назовёте. Но сначала повторим то, что уже знаем.
- Откройте тетрадь, проверьте наклон, посадку. Аккуратно и правильно подпишите число.

2. Актуализация знаний.

1.

- Какую геометрическую фигуру видите на слайде? (Слайд 3)

(Прямоугольник)

- Докажите.

(Прямоугольник – это геометрическая фигура, у которой все углы прямые и противоположные стороны равны.)

- Что известно и что не известно у прямоугольника? (Известна одна сторона и площадь, не известна другая сторона.)

- Как будем рассуждать при нахождении неизвестного компонента? (Вспомним правило: чтобы найти сторону прямоугольника, нужно площадь разделить на другую сторону.) (Слайды 4, 5)

-Аналогично проанализируйте второй прямоугольник. (Слайд 6) (У прямоугольника известны стороны и не известна площадь. Чтобы найти площадь, нужно стороны перемножить.) (Слайды 7, 8 ,9)

- Молодцы. Я вижу – вы хорошо усвоили предыдущий материал.

2.

- Посмотрите, что записано на доске?

Х + 4 = 12
Х – 8 =3

(Уравнения)

- Докажите.

(Равенство, в котором есть неизвестное.)

- Сядьте удобно. Проверьте посадку. Решите эти уравнения в тетрадях по варианту.
- Кто хочет поработать у доски?
- Проверим результаты нашей работы. (Сверка с доской.)

Х+4=12 Х-8=3
Х= 12-4 Х=8+3
Х=8 Х=11
8+4=12 11-8=3
12=12 3=3

- Кто решил так же?
- Кто допустил ошибку? Отметьте кружком.
- Кто доволен результатом своей работы?
- Молодцы.

3. Постановка учебной задачи.

- Посмотрите на следующие уравнения.

Х*4=12
Х:8=3

- Чем они похожи и чем отличаются от предыдущих уравнений? (Одинаковые числа, но вместо знаков “плюс” и “минус” – действия “умножения” и “деления”.)
- Мы решали такие уравнения? (Нет.)
- Какая же наша задача? (Найти способ решения новых уравнений.) (Слайд 10)
- Как вы сформулируете тему урока? (уравнения на умножение и деление.) (Слайд 11)

Физминутка для глаз.

4. Открытие нового знания (построение выхода из затруднения).

- Справиться с любой проблемой всегда легче вместе, сообща.

У вас на парте один листок на двоих. Попробуйте вместе найти способ решения новых уравнений. (Дети работают в парах.)

- Кто хочет поделиться своими рассуждениями? (Мы решили путём подбора подходящего числа. Рассуждали так: чтобы получить 12, нужно 4 умножить на 3. Чтобы получить 3, нужно24 разделить на 8, значит Х=24.)

- А если в уравнении будут большие числа: сотни, тысячи. Легко ли будет подбирать число? (Нет.)
- Может быть подойдут правила о нахождении части и целого? (Нет, т.к. 2-й множитель-это не часть, а количество равных частей, на которое разбито целое.)
- Есть ли другие версии?
- Какие задачи напоминают вам новые уравнения? (Задачи на нахождение стороны и площади прямоугольникака.)

- Давайте проведём небольшое исследование. У вас на парте лист-помощник. Согласно инструкции попытайтесь объяснить, какое правило нужно знать, чтобы решить новые уравнения.

Инструкция.

  1. Найдите компоненты действий, соответствующие сторонам прямоугольника. Подчеркните их одной чертой.
  2. Найдите компоненты, соответствующие площади. Обведите квадратом.
  3. Выясните, что неизвестно.
  4. Решите уравнения, используя правило нахождения стороны и площади прямоугольника.
  5. Сделайте вывод.

(Неизвестна сторона, значит, площадь разделим на другую сторону.)

Х*4=12
Х=12:4
Х= 3
3*4=12
12=12

- Объясните 2-е уравнение Х:8=3

(Ищем площадь, поэтому стороны перемножаем.)

Х=8*3
Х=24
24:8=3
3=3

- Теперь расскажите, как же решать уравнения с умножением и делением?

  1. Нашли компоненты, которые соответствуют сторонам и площади.
  2. Выяснили, что неизвестно.
  3. Применили правило.

- Мы вывели алгоритм. (Слайд 12)
- Этот алгоритм можно оформить в блок-схему.
- Откройте учебник на странице 1. Похожи ли наши алгоритмы? (Да.)
- Справились мы с поставленной задачей? (Да, нашли способ решения новых уравнений, вывели алгоритм.)

- Какова наша следующая задача? (С помощью алгоритма учиться решать уравнения на умножение и деление.)
- Молодцы!

Физминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

- Пользуясь алгоритмом мы будем учиться решать разные уравнения. Но сегодня на уроке поработаем только с уравнениями на нахождение неизвестного множителя. Какая часть алгоритма нам не потребуется? (Правая.)

- Будем работать в учебнике. Найдите № 1 на стр. 1.Помогут нам на первом этапе прямоугольники.
- Кто хочет прокомментировать? (Дети комментируют.)
- Усложним задание и решим уравнения без помощников-прямоугольников. Откройте стр. 2 № 2(а). (Комментирование у доски с показом образца записи.)
- Что помогло вам решить эти уравнения? (Алгоритм.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Попробуем свои силы в самостоятельной работе. Подпишите в тетради №3 и решите самостоятельно два уравнения. Будьте внимательны и аккуратны.
- Проверим результаты , Поменяйтесь тетрадями и сверьте с образцом. (Взаимопроверка.)
- Кто решил оба уравнения правильно?
- Кто допустил ошибки? (Разбор.)
- Кто за урок получил 4 красных кружка?
- Кто получил 3?
- Как вы думаете, справились мы с поставленной задачей?
- У нас впереди ещё 4 урока по этой теме. Я уверена, что за это время вы научитесь решать уравнения на умножение и деление.

7. Итоги.

Сегодня на уроке мы снова совершили новое открытие. Что узнали нового?

- Как оцениваете работу класса и свою работу?
- Можем ли мы сказать , что работали дружно и слаженно, как часы?
- С каким настроением заканчиваете урок?

8. Домашнее задание.

Мне хочется, чтобы вы закрепили дома знания, полученные на уроке, поэтому:

№1 – обязателен для всех.
№2 поможет вам вспомнить ранее изученный материал.
№3 творческого характера, будете выполнять по желанию.

Спасибо за урок.