Каждый педагог знает, что 1 сентября в 1 классе – это новый период жизни не только для ребенка и родителей, но и для учителей. Так получается, что недостатки и ошибки видятся сразу. В настоящее время большое количество детей 1-го класса испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, испытывают трудности в общении с педагогами и одноклассниками. При первичной диагностики таких детей выявлено 49,5 %.
Для успешной адаптации первоклассника, сохранения и укрепления здоровья, на 1 этапе необходимо провести диагностику (по Шиловой М.И.). Ребенок зайдя впервые в класс мечтает быть успешным, активным, умным и каждому хочется, чтобы учитель увидел в каждом самое лучшее. На 2 этапе совместно с родителями разрабатывается воспитательная система класса с 1 по 4 класс.
(“Моя жизнь на новой планете школы №33”) , где каждому предстоит освоить азбуку отношений, узнать почему люди такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Эти уроки им преподаст сама школьная жизнь, но и учитель и родители поддержат и создадут комфортные условия для обеспечения и самореализации детей в различных видах совместной деятельности, способствующей созданию комфортного школьного микроклимата и демократизации воспитательного процесса в целом. Оказывая ученику ту или иную помощь, учитель тем самым поддерживает его первые робкие, неуверенные действия, если надо вставая на его сторону, защищая его права, формируя общественное мнение. Учитель помогает ему обрести уверенность в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодолению встретившихся затруднений.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность , познать свое собственное я. Помогает этому установление дружески- доверительных отношений со сверстниками. В дружеском коллективе происходит моделирование взаимоотношений, что помогает приобретать социальные навыки и нормы своего или чьего-то поведения, нравственные ценности. Очень важно в 1-ом классе применять во внеклассной работе игровые технологии, что способствует постепенной замене общения и игре, на познавательную деятельность первоклассника. Так постепенно меняются приоритеты и в стенах школы, более комфортно это происходит если:
- способности развиваются в деятельности с положительными эмоциями;
- успех, любое новое достижение отмечает учитель, дети;
- ребенок знает, что у него лучше получается и развивает, усовершенствует свои навыки, применяя во внеклассных мероприятиях;
- оценка каждого внеклассного мероприятия, участие каждого и полученный конечный результат.
Возможные типы игр для профилактики и коррекции неконструктивного поведения первоклассников, для успешной адаптации и сохранения и укрепления здоровья – игры-соревнования, образно-ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры. Далее, используя различные виды и формы воспитательной работы ,первоклассник учиться отстаивать свое мнение, задавать вопросы, учатся сотрудничеству, работе в паре, группе, постепенно игровая деятельность заменяется познавательной.
Все это играет важную роль в адаптации первоклассника и его успешности в жизни. Очень важно, когда самооценка первоклассника и оценка окружающих совпадают. Эмоциональное благополучие дает возможность для успешной адаптации первоклассников.
Учитывая это учитель разрабатывая воспитательную систему должен понять , что эмоциональная нестабильность влияет на их реакцию и активность, участия в мероприятиях. Важно знать, что у кого из первоклассников получается лучше и делать акцент, на том, что добиться хороших результатов можно лишь всем вместе, так как каждый, что-то умеет делать очень достойно. Важно провести внеклассные мероприятия (тренинги) по групповой сплоченности, снимающие основные проблемы в общении детей внутри класса. Реализация его зависит от индивидуальных особенностей детей, учителя и родителей, но важно использовать нетрадиционные формы работы с детьми , в которых присутствовала бы интрига, загадка, где каждый мог бы проявить свой артистизм и оригинальность, импровизацию.
Важно отслеживать результаты, что изменилось, чего достигли, какие средства и методы были использованы, что предприняли родители, ребенок, учитель. Воспитательная система к концу 1-го класса дает следующие результаты:
- возрастает глубина понимания окружающей действительности, творческая самостоятельность, познавательная активность;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
- возрастает сплоченность класса, что способствует успешной адаптации, сохранению и укреплению здоровья;
- первоклассники начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- появляется самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности;
- приобретают навыки , необходимые для жизни в классе, в школе, в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
3 этап создание модели проектирование воспитательной системы для успешной адаптации первоклассников. Разрабатывая модель, ставя воспитательные задачи, цели, и используя различные способы, принципы, создавая условия для реализации важно все делать опираясь на личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Модель проектирования воспитательной системы для успешной адаптации первоклассников