Кодирование информации (5-й класс)
Тема: Кодирование информации.
Возраст учащихся: V класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас»; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.
Задачи урока:
- образовательная: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами;
- развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;
- воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.
Средства обучения:
- технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint (Приложение 1), ПМК «Мир информатики. 3-4 год обучения» («Кирилл и Мефодий»), ПМК «Интерактивные задачи для интерактивной доски».
- раздаточный материал: кодировочные таблицы, карточки с домашним заданием,
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Приложение 1, слайд 1
– Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока — «Кодирование информации». Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией, а также изучим, как кодируется информация.
2. Актуализация знаний
1. Что такое информация? (Информация – это сведения об
окружающем нас мире)
2. Перечислите виды информации. (Зрительная, слуховая,
вкусовая, обонятельная, осязательная )
3. Повторение изученного материала с использованием программного
средства: ПМК «Интерактивные задачи для интерактивной доски».
(можно использовать как фронтальный опрос)
- Задача 1. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос? (Ухо – слуховую, глаз – зрительную, нос – обонятельную);
- Задача 2. Поместите каждое понятие в свой грузовик. (Звуковая информация – тихо, громко; Зрительная информация – темно, светло);
- Задача 3. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык? (Ухо – звук, глаза – цвет и размер, язык – сладкое и кислое);
- Задача 4. Выбери визуальные и звуковые источники информации. (Визуальные источники информации – книга, телевидение, SMS – сообщение, письмо; звуковые источники информации – телевидение, мелодия, речь)
3. Объяснение нового материала с элементами повторения и закрепления.
Демонстрационный слайд 2
– Перечислите основные информационные процессы. (Хранение, передача, обработка, защита)
Включается музыка.
– Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С
помощью нот).
Приложение 1,
слайд 3
– То есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют,
музыку. Запишем в тетрадь – кодирование информации. Услышав
звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и
собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с
вами поговорить. Школьный звонок собирает ребят на урок или
оповещает их о долгожданной перемене.
Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде
передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью
какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее
договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами,
требуется разработка кода. Приложение 1, слайд
4
– Код – это система условных знаков для представления информации. Представление информации с помощью специального набора символов является кодирование. То есть кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.
– Ребята, чтобы не терять время на листе с домашним заданием будут эти определения. Дома необходимо будет переписать их в тетрадь.
– Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации.
Приложение 1,
лайд 5. Числовой способ – с помощью чисел. (На каких
уроках мы применяем числовое кодирование?)
Приложение 1,
слайд 6. Символьный способ – информация кодируется с
помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст. (На каких
уроках мы применяем символьное кодирование?)
Приложение 1,
слайд 7. Графический способ – информация кодируется с
помощью рисунков или значков. (На каких уроках мы применяем
графическое кодирование?)
– Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.
Приложение 1,
слайд 8. На дорогах с помощью чего кодируют
информацию? (С помощью дорожных знаков)
Приложение 1,
слайд 9. Код используется для оценки знаний в школе
(Число «5» – код отличных знаний, «4» – код хороших знаний, «3»
– удовлетворительных, «2» – плохих).
Приложение 1,
слайд 10. Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет
каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в
специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда
отправлять письмо.
Приложение 1,
слайд 11. В памяти компьютера информация представлена в
двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу,
вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми
0 и 1. Например, буква «А» имеет двоичный код 11000000, а цифра
«254» – 11111110.
– Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной и флажковой азбуки. Приложение 1, слайд 12
– Приведите свои примеры.
4. Закрепление материала
Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с
закодированными разными способами слова. Ученики все вместе
расшифровывают загаданные слова.
Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию,
необходимо применить ключ. Приложение 1, слайды 13,14,
15.
Расшифровка сообщения:
- С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – «молодец»;
- С помощью азбуки Морзе зашифрованы слова – «сканер»;
- С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – «школа»;
Задания на компьютере: с использованием программного средства: ПМК «Мир информатики». (Расшифровка сообщения: элементарно Ватсон)
Дополнительное задание: раскодировать ребус (Расшифровка ребуса: информация, столица, восемь).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3
5. Подведение итогов. Обобщение материала. Выставление оценок.
6. Домашнее задание. Загадайте слово и придумайте собственный способ кодирования: графический (с помощью картинок или знаков), числовой (с помощью чисел) или символьный (с помощью букв).
Анализ урока
Класс: 5.
Данный урок является текущим в программе. Рассматривается большая
тема – «Информация вокруг нас». Дети знакомы с понятием
«Информация», «Действия над информацией». На данном уроке, я
знакомлю еще с одним информационным процессом (действием) –
кодирование информации.
Тип урока: комбинированный, то есть опрос учащихся
по ранее изученному материалу, изучение нового материала, первичная
проверка усвоения, закрепление новых знаний в ходе тренировочных
упражнений, повторение ранее изученного в виде беседы, проверка и
оценка знаний учащихся, задание на дом.
Цель урока: изучение нового материала по теме
«Кодирование информации» с использованием наглядных схем и
презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу
«Информация вокруг нас»; на практике показать учащимся способы
кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того,
что на уроках информатики он учится эффективно работать с
информацией.
Задачи урока:
Образовательная: формировать у учащихся представления о
том, как можно кодировать информацию и зачем это делать;
познакомить со способами кодировании; показать учащимся
разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки
работы с компьютерными программными средами; Развивающая:
развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное;
развить творческую активность учащихся; Воспитательная:
воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у
учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.
Цель и задачи урока связаны с формированием основ научного
мировоззрения школьников, развитием их мышления, способностей.
Так как данный урок не первый при рассмотрении темы и некоторые
знания с прошлых уроков нужны и на этом уроке, то в самом
начале провожу актуализацию знаний, для этого использую фронтальный
опрос, чтобы сосредоточить внимание обучающихся на знаниях которые
будем использовать при изучении нового материала. Здесь же
провожу контроль, используя программные средства: ПМК
«Интерактивные задачи для интерактивной доски», в котором выявляю
остаточные знания. После этого начинаю объяснение нового
материала.
Основным методом при реализации образовательных задач, является
иллюстративно – объяснительный. Для стимулирования мыслительной
деятельности учащихся их внимание акцентируется на теме в ходе
диалога, кроме того, использую наглядные методы обучения
(презентация подготовленная в PowerPoint). При закреплении
темы использую работу в парах и индивидуальную работу на
персональном компьютере с использованием программных средств: ПМК
«Мир информатики», это направлено и способствует на развитие
внимания, памяти, мышления. Домашнее задание направлено на развитие
познавательного интереса к данной теме и предмету в целом.
С точки зрения общедидактических принципов оценить содержание урока
можно как научное, логичное, связанное с жизнью, доступное в
изложении. Но, не все получилось, так я хотела.
– Дети не достаточно быстро выполнили задание на интерактивной
доске;
– Вызвали трудности – примеры из жизни (где, кодируется
информация);
– Затруднения были при переводе закодированных слов.
Несмотря на трудности, считаю, что поставленные задачи мной
реализованы. Учащиеся все получили оценки.