Задачи:
- дать понятие таких психических явлений, как настроение, чувства, мимика;
- развивать умение выражать свое настроение и чувствовать состояние другого;
- учить выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния;
- развивать внимание и интерес к психологии.
Ход урока
1) Организационный момент. Динамическая минутка.
Учащиеся проговаривают и выполняют упражнение "Самолет".
"Самолет летит по небу, в самолете я лечу.
На машине я поеду, если только захочу".
2) Упражнение " Поймай мячик".
Ведущий бросает мяч каждому ребенку. Ученик, поймав мяч, должен рассказать, с каким настроением он пришел сегодня в школу.
3) Вводная беседа.
- Вспомните сюжет мультфильма про Винни - Пуха и ослика Иа. (Дети рассказывают сюжет).
- Какой был ослик вначале? Что можно сказать о его настроении? Каким он стал, когда к нему пришли его друзья и принесли подарки?
- Как вы думаете, что же такое настроение?
Настроение - это эмоциональное состояние человека, это то, как человек себя чувствует.
- Настроение тесно связано с нашими чувствами. Если человеку грустно, то и настроение у него плохое, если же человеку весело, радостно, то и настроение у него хорошее.
4) Работа с плакатом.
- Посмотрите внимательно на лица ребят. У каждого из них свое настроение, потому что они испытывают разные чувства и о них можно догадаться по лицу. Для обозначения того, какое чувство выражает лицо человека, используют слово мимика.
Мимика - это одна из форм проявления чувств человека. По мимике можно определить какое у человека и настроение.
5) Упражнение " Вырази свои чувства".
Ведущий предлагает детям ситуации, учащиеся выражают их мимикой.
Девочка сильно упала и разбила себе коленку.
Баба Яга злится, потому что гуси-лебеди не догнали Аленушку.
В цирке дети увидели, как из ящика фокусника пропал кролик.
Малышу подарили новую красивую игрушку.
-Итак, чувства - это эмоциональные переживания, которые испытывает человек в данный момент.
6) Практическое упражнение на индивидуальных карточках.
- Радость О
- Обида О
- Грусть О
- Восторг О
- Тоска О
- Ненависть О
- Страх О
- Печаль О
- Интерес О
- Сочувствие О
- Благодарность О
- Прочитайте слова. Что они обозначают? (Чувства).
- Напротив каждого слова вы видите кружок. Закрасьте кружок красным цветом, если чувство положительное и черным, если оно отрицательное.
7) Психогимнастика.
Ведущий читает стихотворение Е.Алябьевой, а учащиеся изображают эмоции и чувства.
"Сначала они удивились,
Потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись.
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи.
В глазах опечаленный вечер,
И слезы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щечке скользнул нежно-гладкой.
И все засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали:
- Ура! Мы веселыми стали!"
8) Творческое упражнение.
Ведущий раздает детям по две одинаковые картинки. Нужно разукрасить их так, чтобы одна картинка вызывала радостное настроение, а другая - грустное.
9) Итог.
- Чему был посвящен наш урок?
- Что же такое настроение? Мимика? Чувства?
- Какой этап урока вам понравился и запомнился больше всего?