Краткая аннотация урока:
Урок-юбилей я провожу уже в течение нескольких
лет. Ребятам очень нравиться такая форма
работы, на уроке царит творческая
атмосфера. Отмечается высокая активность всего
класса, никто не остается в стороне.
До урока в совместной работе с группой
учащихся класса проводится подготовка
презентации по теме: «Путешествие по
Австралии», выпуск буклета « Путь длиною в 100
уроков».
Данный урок относится к серии необычных
уроков, продолжительность – 60 минут, что дает
возможность реализовать учителю поставленные
цели, а ученику – возможность реализоваться,
показать свои способности, заслужить похвалу и
получить хорошую и отличную оценку за работу
(домашнюю и на уроке). Тема урока дает возможность
учителю и ученикам, а также их близким всем
поучаствовать в подготовке урока и в его
проведении.
Предмет: география.
Класс: 7.
Тема урока: Урок-юбилей «Путь длиною в 100 уроков».
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели и задачи:
- Обобщить знания и умения учащихся, за пройденные 100 уроков.
- Развивать у ребят творческое начало, воображение, смекалку, сообразительность, фантазию в процессе подготовки и по ходу урока.
- Способствовать всестороннему развитию личности, коллективизму.
Приобретаемые навыки детей: публичное выступление, выпуск буклета (Приложение 4).
Формы организации работы детей: групповая, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: роль ведущего и организатора праздника.
Технологические особенности: игра, использование ИКТ.
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры; диск - учебное электронное издание: География «Наш дом – Земля», 7 класс; диски с записями песен: «Красная шапочка», «Ханты-Мансийская земля».
Используемая наглядность: презентация MS Power Point.
Дидактическая направленность: материал к уроку может использоваться при обобщении, закреплении и проверке полученных учащимися знаний, умений и навыков, а также использоваться на других уроках (истории, обществознания, литературы), затрагивающих, так или иначе, эту тему, классных часах и внеклассных мероприятиях.
Оборудование: красочно оформленный класс; выставка творческих работ учащихся; компьютеры; проектор; презентация «Путь длиною в 100 уроков»; диск - учебное электронное издание: география «Наш дом-Земля», 7 класс; раздаточный материал для выполнения заданий, празднично накрытые столы в столовой.
Гости праздника: учителя, учащиеся – победители викторин, олимпиад, авторы лучших творческих работ – шефы семиклассников, родители.
ХОД УРОКА
Презентация. Слайд № 1
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята,
коллеги, гости! На сегодняшнем уроке мы
празднуем юбилей одной из самых древних наук –
науки географии.
На нашу встречу приглашены ребята – победители
олимпиад, участники научных конференций,
победители различных конкурсов – ваши старшие
товарищи. Каждый из вас прошёл определенный путь
в изучении этой интересной науки. Сегодня у нас
праздник! А какой же праздник без виновницы
торжества? Давайте дружными аплодисментами
поприветствуем науку Географию!
(На фоне слайд презентации «Путь длиною в 100
уроков» говорит наука География)
Презентация. Слайд № 2
Наука География: Я – особая наука. Создавалась не в тиши кабинетов, а на просторах Вселенной. В списке всемирно известных географов вы найдёте пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков и даже государственных преступников. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями, а получали имя, записанное на карте. Но большинство из них стремились, открыть неизвестные земли. Я надеюсь, что эта романтическая атмосфера приключений чувствовалась на ваших уроках географии, которые проходили под негласным девизом:
Презентация. Слайд № 3
Географическая наука познала многое, только не скуку.
Подарив человечеству мир, земли, океаны открыв,
Она могла бы отдыхать и лавры славы пожинать.
Но старые заслуги позабыв, география вновь исследует мир.
И потому без преувеличения, а с большой долей уважения
Можно утверждать – географию не скучно изучать!
– На уроках географии вы получили «заряд» для развития вашего воображения, творчества. Это позволило Вам написать сочинения-путешествия, стихи, памятки, кроссворды. Одним словом, я дала вам возможность фантазировать, воображать, жить интересной жизнью.
Презентация. Слайды № 4–10 «Путешествие по Австралии»
Учащиеся читают стихи собственного сочинения: «Для чего нужна география».
Дроздецкий Григорий:
До чего же интересно жить на свете белом.
Рисовать поля и горы в классе белым мелом.
И, открыв учебник новый, путешествовать с друзьями.
Побывать в Китае Южном или на Майями
И узнать: куда так быстро убегают реки?
Как на морском побережье поживают греки?От чего в горах и летом снег совсем не тает?
Почему землетрясение страшное бывает?
Отчего в глубинах моря разное течение?
Как люблю, ребята, я эти приключения!
Географию листаю каждый день отважно.
Точно я, ребята, знаю – это очень важно!
Литманская Оксана:
Чтоб образованным быть,
Географию нужно учить.
Ведь есть на свете материки и страны,
Озёра, моря, океаны.
Огромные пространства вод.
Немало здесь есть и болот.
Чтоб нефть добывать и в космос летать,
Ведь много всего придётся узнать!
И если ты хочешь всех покорить–
С географией нужно дружить!
Наука География: Ребята, я рада, что вы понимаете значимость географии в жизни каждого из вас. В конкурсе на лучшее стихотворение дипломом I степени награждаются: Дроздецкий Григорий и Литманская Оксана. Я убедилась, что уроки у вас были интересными и насыщенными. Наш праздник я предлагаю продолжить турниром между 2 командами учащихся. Слово передаю учителю.
Учитель: Эпиграфом сегодняшнего состязания будут слова Фирдоуси:
В цепи человек стал последним звеном
И лучшее всё воплощается в нём.
Как тополь, вознёсся он гордой главой,
Умом одарённый, и речью благой.
Вместилище духа и разума он –
Весь мир бессловесных ему подчинён.
– Надеюсь, что на сегодняшнем уроке-празднике вы покажете все те знания и умения, которые получили за прошедшие 100 уроков. Проявите смекалку, фантазию, творчество и сообразительность. Сумеете оказать помощь товарищу, если таковая понадобится? Успехов вам на поприще географической науки!
(Представление жюри, в состав которого входят: родители, учителя, шефы – старшеклассники)
1 задание: Дать название команде, придумать девиз, выбрать капитана, который будет следить за участием каждого члена команды в решении заданий.
– Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Начитавшись книг Жюль Верна, Стивенсона, Финемора Купера и Ферсмана, мы с детства стремимся в неизведанный мир. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удаётся стать участником открытий. Сейчас нам предоставляется такая возможность.
2 задание:
Как узнать, где этот материк?
Путешественник без карты не привык.
Выйдем просто мы из положения
Карту создадим в одно мгновение!
– Собрать контур материка из фрагментов, определить, что это за материк?
(Задание выполняется на скорость)
Музыкальная пауза. Звучит песня: «Красная шапочка» (Приложение № 1)
Презентация. Слайд № 11
3 задание: Используя учебное электронное пособие, «География «Наш дом – Земля», 7 класс», выполните задание: верно расположите географические объекты, характеризующие географическое положение материка. Учитывается скорость и правильность ответа (ребята работают с компьютерами по выполнению задания)
Презентация. Слайды № 12–16
4 задание: Ролевая игра «Прогулка по Африке» (Приложение 2) [7]
Вопрос: О чём ёще могли рассказать коренные жители – пигмеи? (За каждый правильный ответ – один балл)
Презентация. Слайд № 17
– В наш адрес поступило много поздравительных телеграмм. Вот одна из них:
Телеграмма от гидрометеоцентра г. Ханты-Мансийска:
«Поздравляем вас с необыкновенным юбилеем. Знаем, что умеете наблюдать и предсказывать погоду. Не забывайте, звоните 65–100. Всегда поможем. Пусть всегда вашим девизом будет: «У природы нет плохой погоды» Успехов вам!»
Презентация. Слайд № 18
5 задание: Если вы сумеете разгадать этот небольшой ребус, то прочтёте высказывание Марка Твена – известного американского писателя о погоде. (Приложение 3) [8]
Музыкальная пауза: Звучит песня: «Ханты-Мансийская земля»
6 задание: Составьте «живую» рекламу,
приглашающую посетить наш округ – Югру.
(Для помощи можно пригласить в команду
родителя, учителя и шефа-старшеклассника)
Подведение итогов: вручение грамот и
призов в номинациях: «Лучшая команда», «Лучший
знаток географии», «Лучшая реклама».
Презентация. Слайд № 19
Учитель. Спасибо всем за работу! Предлагаю продолжить праздник за праздничным столом.
Источники информации:
- http://rgo.ru География. Планета Земля. Межпредметный образовательный портал.
- http://www.eduhmao.ru/info/1/main Образовательный портал ХМАО - Югры
- http://afromberg.narod.ru/geo_spravochnik_10_africa_1914.htm
- Википедия
- Свободная русская энциклопедия «Традиция»
- Африка. Энциклопедический словарь.- М., 1987. 670с
- Клюшникова Н. М. Предметная неделя географии в школе. Издательско-торговый дом «Корифей» Волгоград. С. 23-24
- Тарасов А. Веселый урок. Смоленск. «Русич» 1999.
- Диск – учебное электронное издание: География «Наш дом-Земля», 7 класс