Цели урока:
- Проверка, корректировка и углубление знаний учащихся по теме «Электролиз» через эксперимент и решение задач.
- Формирование навыков техники выполнения эксперимента, умения решать расчетные и качественные задачи, составлять уравнения химических реакций, протекающих при электролизе растворов и расплавов электролитов.
- Воспитание самостоятельности, организованности, формирование умения работать в группе, развитие творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, кодоскоп, мультимедиа учебный курс «1 С: Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия 10-11 классы» (или таблица «Получение алюминия в промышленности»), презентация к уроку, источник питания на 4 В, раствор сульфата меди (II), прибор для проведения электролиза, лабораторные амперметры, ключи, реостаты, соединительные провода, зажимы, карточки с заданиями, текстами задач.
Ход урока
I. Организационный этап. (2-3 минуты) (слайд 1 приложения № 5)
Учитель химии: Здравствуйте, на прошлом уроке мы теоретически рассмотрели процессы, проходящие при электролизе. Сегодня продолжим изучение темы «Электролиз», практически применяя знаний. Закрепим умения: составлять уравнения химических реакций процессов, проходящих при электролизе расплавов и растворов электролитов; проводить расчеты по реакциям и с помощью законов Фарадея; практически проводить электролиз раствора.
Будьте внимательны, активны, организованны. За практическое занятие вы получите итоговую оценку, основными показателями качества вашей работы будут четкость и глубина ответов, аккуратность выполнения эксперимента, правильное решение задач, выполнение домашнего задания (слайды 2,3).
II. Проверка домашнего задания.(15 минут)
Учитель физики: У доски работают 4 учащихся. Задания:
1 учащийся – вывести формулу заряда электрона,
2 учащийся - написать уравнения электролиза раствора серной кислоты.
3 учащийся - написать уравнения электролиза раствора хлорида ртути (II),
4 учащийся - написать уравнения электролиза раствора фторида калия.
Остальные учащиеся пишут в тетрадях уравнения процессов, проходящих при электролизе раствора хлорида бария (один учащийся пишет эти уравнения на пленке для кодоскопа с последующей проверкой).
Учитель химии контролирует работу учащихся у доски, учитель физики, проходя по классу, проверяет домашнее задание у каждого учащегося и фиксирует это в листе «Результатов и достижений учащихся».
III. Исследовательский этап. (25 минут)
Лабораторный эксперимент
Учитель физики: Ребята, для вас приготовлен раствор сульфата меди (II) (слайды 4,5) Выполните следующее задание: пропустите электрический ток через раствор медного купороса и определите, как изменится масса меди (судить по показаниям амперметра), выделившейся на катоде за один и тот же небольшой промежуток времени, при изменении условий, указанных в картах-заданиях (Приложение 1).
Внимание:
- На начало опыта электроды должны быть погружены в раствор наполовину.
- Сделать отчет по форме:
а) запись уравнения реакции;
б) схема опыта;
в) полученный результат.
Перед проверкой выполненного каждой группой учащихся лабораторного эксперимента учитель физики на одной из опытных установок (на первой парте, например) меняет полюса подключения источника тока к угольным электродам, предварительно показав катод всем учащимся, обратив внимание на его характерную окраску.
Поочередно спрашивает результат, полученный каждой группой при выполнении эксперимента. Затем включает кодоскоп, и учащиеся сравнивают свои результаты с записями на пленке кодоскопа, записывают общий вывод в тетрадь:
масса вещества выделяемого на электродах зависит от напряжения, концентрации раствора, температуры, расстояния между электродами, площади электродов (слайд 6)
Учитель химии: Вы экспериментально подтвердили, что с помощью электролиза можно получать разные вещества, в частности, медь. В промышленности электролизом получают и другие металлы, например алюминий.
Далее следует сообщение учащегося о получении алюминия в промышленности (приложение 2).
Демонстрационный эксперимент
Учитель физики: посмотрим на результат нашего эксперимента по замене полярности угольных электродов. (Отключает установку и достает электрод, который был покрыт медью. Учащиеся убеждаются, что электрод стал чистым). Формулируется вывод: медь, осевшая на катоде, прореагировала, когда он стал анодом.
Вопрос: Что произойдет, если анод будет из меди?
Учитель химии: Тогда процессы для раствора сульфата меди (II) будут следующими (слайд 8):
Учащиеся записывают все в тетрадь. Учитель сообщает, что электролиз с растворимым анодом применяют для очистки металлов. Этот способ называется электролитическим рафинированием (приложение 3).
IV. Решение задач. (10 минут)
Учитель физики: переходим к следующей части занятия – решению задач. Вызывает к доске двух учащихся, которые решают задачи: № 1 и №2. Остальные учащиеся решают задачу № 3 в тетради (приложение 4).
Один из учащихся решает задачу № 3 на пленке кодоскопа для последующей проверки.
После разбора задач-примеров, решенных на доске и задачи на пленке кодоскопа, учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу по решению задач (уровень сложности задачи ученик может выбрать сам (приложение 4)
V. Самостоятельная работа. (25 минут) (приложение 4)
VI. Подведение итогов урока. (8 минут)
Учитель физики проводит собеседование с учащимися по вопросам (слайд 9):
-что сделано?
-что повторили?
-что узнали нового?
Далее выставляется итоговая оценка каждому учащемуся в лист «Результатов и достижений учащихся».
VII. Домашнее задание. (2 минуты)
Учитель химии комментирует домашнее задание.
Литература к уроку:
- Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2007.
- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2004.
- Общая химия: учебник для 11 кл. общеобраз. учреждений с углубл. изуч. химии/ Габриелян О.С.и др. - М: Просвещение ,2006.
Методические рекомендации.
При реализации задач данного урока целесообразно:
- проводить занятия на сдвоенном уроке;
- привлечь к подготовке опытов в помощь школьному лаборанту лаборантов - учащихся;
-приготовить лист «Результаты и достижения учащихся» и прикрепить к магнитной доске;
- провести беседу по технике безопасности при выполнении лабораторного эксперимента;
- обеспечить каждую микрогруппу раздаточным материалом (тексты задач, периодические системы химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы электрохимических эквивалентов веществ, электрохимический ряд напряжений металлов);
- полученную за урок итоговую оценку поставить учащимся в журнал и по физике и по химии;
- задачи для самостоятельного решения учащиеся выбирают по уровню трудности;
- во время выполнения учащимися самостоятельной работы учителя выставляют предварительную оценку в лист «Результаты и достижения учащихся».