Пустыня и ее растительность. Э.Григ. "Танец Анитры" (интегрированный урок по предметам "Окружающий мир" и "Музыка")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать у детей понятие "ПУСТЫНЯ", её природные условия; о растениях пустыни, их особенностях; формировать умение слушать внимательно музыкальное произведение;
  • развивать внимательность, наблюдательность, память, слух, речь;
  • воспитывать честность, бережное отношение к воде, ко всему живому.

Оборудование:

  • рисунки растений пустыни и других природных зон,
  • гербарий растений зоны пустынь,
  • атласы,
  • видеофильм "В пустынях",
  • видеомагнитофон,
  • книги из серии "Мир природы": "Пустыни",
  • отрывок из музыкальной сюиты Э.Грига "Танец Анитры",
  • портрет Э.Грига.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие гостей.

II. Формирование новых понятий.

а) Сообщение темы урока.

- Сегодняшнее наше путешествие в пустыню. Как Вы думаете пустыня - это там, где совсем пусто?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте выберем какую-нибудь одну пустыню.

- Вы можете спросить: "А разве их много?"

б) Работа с книгами.

- Конечно. Откройте книги "Пустыни", рассмотрите рисунок. Желтым цветом на нём изображены самые большие пустыни мира.

- Прочитайте название пустынь мира (Чтение цепочкой названий, с помощью линейки, передвигая слева направо по карте в книге. Линейку дети держат вертикально.)

- Итак, мы увидели, что самые большие пустыни- это Гоби в Азии, Сахара в Африке, а ближайшая к нам- Каракумы.

-В одну из ближайших к нам пустыню- Каракумы мы и отправимся , познакомимся с природными условиями и её растительностью.

в) Работа с атласами.

- Откройте атласы, найдите на карте расположение этой пустыни. Положите на карту линейку вертикально и слева направо передвигайте её, найдите Каспийское море. От него до реки Амударья и раскинулись пески пустыни Каракум. Обратите внимание ещё на одно море. Оно намного меньше Каспийского - Аральское. О нем мы сегодня тоже будем вести речь.

- Многие ребята думают: раз пустыня, значит, там совсем пусто. Один песок да солнце - больше ничего. Так ли это?

г) Просмотр видеофильма "В пустынях"

- Сейчас Вы внимательно посмотрите фильм, и мы выясним, пуста ли пустыня.

- Обратите внимание: на природные условия этой природной зоны,

  • на наличие тепла и влаги,
  • на приспособленность растений к этим условиям.

д) Беседа по просмотренному фильму.

- Что можно сказать о природных условиях? Много ли, как часто выпадают осадки? Какая температура в этой природной зоне? Какие растения вы увидели в фильме? Как они приспособились к этим условиям? (Длинные корни, колючки, чешуйки).

е) Работа с гербарием.

- У Вас на столах лежит гербарий растений пустыни. Рассмотрите внимательно эти растения. Прочитайте цепочкой названия. Прочитайте о саксауле, о верблюжьей колючке:

- Что можем ответить на вопрос "Пустыня - это там, где пусто?"

- Оказывается, пустыня вовсе не пуста!

ж) Сценка.

- Вот подумала я об этом и вспомнила - знаете кого:

Старика Хоттабыча из хорошо знакомой Вам книжки.

Джин-волшебник - слыл в своё время большим знатоком географии, задолго до того, как очутился под водой в кувшине, в котором просидел много столетий. Вот я и представила себе, какой разговор мог произойти, если б Старик Хоттабыч встретился с теперешним жителем пустыни Каракум.

(Сценка подготовлена и проводится учениками средних классов)

Выходят Хоттабыч и современный юноша.

- Мир тебе, о прекрасный юноша!

- Доброго здоровья, дедушка!

- Из каких краев ты, юноша, родом?

- Из Каракум.

- Ай-яй-яй! За какие грехи тебя так покарала судьба!? Каракум - гиблое место, мертвые пески! Бывал там! От колодца до колодца караван идёт недели! Истомишься от жажды, пока доберёшься до оазиса. Да и вода тут на вес золота. Так что жаль мне тебя, несчастный юноша!

- Да что же меня жалеть? В моем селении сады цветут; дыни, арбузы слаще мёда, журчит хрустальная вода в каналах-арыках. Кругом, насколько глаз видит, сплошь поля хлопчатника. Среди песков, в зеленых берегах течет широкая река. По реке плывут корабли, над ними вьются чайки. А сам я рыбак, мы сообща артелью рыбу ловим в реке.

- Рыбу? В сердце пустыни?! Твои слова, юноша, похожи на сказку! Но меня не проведешь - я ведь сам из сказки.

(Артисты покидают класс)

Не единому слову юноши не поверил старик Хоттабыч, рассердился, прошептал волшебное заклинание - и исчез. Полетел проверять.

з) Рассказ учителя о каналах, Азовском море.

- Если мысленно отправиться следом за ним, то мы увидим и реку, о которой говорил молодой рыбак. Но на самом деле это не река. Это огромный канал (рис. канала). Его прорыли землеройными машинами. От главного канала отходят в стороны каналы поуже и покороче, от них разбегаются по полям совсем узкие канавки - арыки. Воды вдоволь - вот кругом и зелено. А в конце лета все вокруг белым-бело от комочков белой ваты, выглядывающей из бесчисленных раскрывшихся в эту пору коробочек хлопчатника. (Показ хлопчатника). Миллионы тонн хлопка даёт эта некогда безжизненная земля.

- А откуда взялось в канале столько воды? (Предположения детей)

- Из могучей и стремительной реки Амударьи. По каналу и в самом деле плывут корабли. И рабу здесь жители ловят. Повсюду видны среди садов новые поселки. А где каналы кончаются, там воду добывают из-под земли насосами. Оказывается, на большой глубине её в пустыни много. Люди научились здесь строить города, прокладывать железные и шоссейные дороги. А ещё они обязательно сажают леса. Этим останавливают пески.

и) Экологическая беседа.

- В последние годы люди стали замечать в пустынях немало опасных для природы и хозяйства изменений. Обмелели реки Амударья и Сырдарья. Катастрофически обмелело Аральское море.

- Почему это произошло? Оказывается, для орошения из рек забирали слишком много воды. Причем расходовали её неэкономно, выливали на поля и сады в 1,5-2 раза больше воды, чем нужно для роста растений. Сейчас ясно, если так будет продолжаться и дальше, Аральское море скоро совсем исчезнет с лица земли! Этого нельзя допустить. Спасение Арала - дело огромной важности!

- Осваивая пустыни, люди должны заботливо относиться к их удивительной природе!

В пустыне Каракумы находится Репетекский заповедник. В одних местах здесь заросли саксаула, а в других - огромные пространства сыпучих песков.

В этом заповеднике около 200 видов растений.

Ш. Формирование прочных знаний.

Работа в тетрадях.

- Посмотрев фильм, эпизод сказки, послушав мой рассказ, скажите, могут ли растения, которые растут в лесах умеренного пояса, расти в пустыни? Почему? ( Нет. Очень жарко. Мало влаги.)

- Откройте тетради, запишите самое главное. Каковы природные условия пустыни? (Запись с комментированием: жарко, мало воды.)

- Какие растения там растут? (Называют устно.)

- Их такое же разнообразие, как и в зоне умеренного пояса? (Нет, беднее)

- Запишите заголовок "Растения". Что мы можем записать о растениях пустыни? (Бедность видов)

- Какова их приспособленность к засушливому климату? Каковы их особенности? (1. Сильно развита корневая система. Длинные корни уходят глубоко во влажные слои земли. 2. Вместо листьев колючки, чешуйки. 3. Семена легки.)

- Что же можно сказать о пустыне? Сделайте вывод! (Пустыня - это большие открытые пространства с жарким и сухим климатом, малым количеством влаги, скудной растительностью.)

IV. Знакомство с музыкальным произведением - отрывком из сюиты "Пер Гюнт" - "Танец Анитры".

а) Вступительное слово учителя.

- Не обошли стороной эту природную зону и композиторы. Например, Э. Григ (Показ портрета композитора). На уроках музыки Вы уже слушали произведения этого композитора.

- Эдвард Григ - норвежский композитор - очень любил сказки. Однажды на берегу озера он встретил гнома, который поведал ему такую историю.

- Много лет назад, в лесу около этого озера жил дровосек по имени Пер Гюнт. Жил он со своей матерью и невестой Сольвейг.

С утра до вечера рубил он дрова. Это очень тяжелый труд. Руки у него гудели, ныли после работы. Утром он вез дрова на базар и за них получал гроши (самую маленькую монету). Он заметил, что одни люди много работали и мало получали, а другие, ничего не делая, много имеют и решил он уйти из дома, попытать счастье. Но деньги на дороге не валяются. Разбогател он нечестным путем. Грабил, убивал, забирал последнее у бедного. Так и разбогател. Занялся торговлей. Собрал целый караван товара, нагрузил верблюдов и отправился в соседнюю страну через пустыню.

По дороге (Она была тяжелая. Сильная жара. Жажда людей томила. Горячий песок и воздух обжигали людей. Люди были измучены.) вдруг появилась девушка невиданной красоты. Это была девушка - дочь короля пустыни - Анитра. Она была одета в очень красивый восточный костюм. И перед путниками она стала исполнять свой любимый танец.

б) Слушание музыки.

Звучит музыкальный отрывок.

- А когда она исчезла, исчезло все богатство, которое Пер Гюнт добыл нечестно. Жить честно - это долгое богатство.

V. Итог - соревнование.

- Насколько хорошо вы запомнили особенности природной зоны, растения, которые приспособились к этим условиям, мы узнаем, поиграв в игру "Озеленим пустыню"

1 команда - мальчики (2 чел) "Саксаул"

2 команда - девочки (2 чел) "Верблюжья колючка"

- Остальные - эксперты-болельшики.

Командам за одну минуту необходимо выбрать из данных иллюстраций растения пустыни и прикрепить их к доске магнитами. (Командам выдаются наборы рисунков растений различных природных зон. Работают у доски)

Эксперты проверяют (Преподаватель указкой показывает на прикрепленные рисунки, выбранные командами. Если правильный выбор, то все хлопают в ладоши, если нет - сидят тихо.) Подсчет результатов команд.

VI. Мотивация оценок.

VII. Домашнее задание.

Вы были в научной экспедиции в пустыне. Что вас удивило, поразило? Напишите небольшой рассказ.

Нарисуйте иллюстрацию к музыкальному произведению "Танец Анитры".

Литература.

  1. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка.- 5-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс,1994.
  2. Книги из серии "Мир природы": "Пустыни".