Цели урока:
- формировать у детей понятие "ПУСТЫНЯ", её природные условия; о растениях пустыни, их особенностях; формировать умение слушать внимательно музыкальное произведение;
- развивать внимательность, наблюдательность, память, слух, речь;
- воспитывать честность, бережное отношение к воде, ко всему живому.
Оборудование:
- рисунки растений пустыни и других природных зон,
- гербарий растений зоны пустынь,
- атласы,
- видеофильм "В пустынях",
- видеомагнитофон,
- книги из серии "Мир природы": "Пустыни",
- отрывок из музыкальной сюиты Э.Грига "Танец Анитры",
- портрет Э.Грига.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие гостей.
II. Формирование новых понятий.
а) Сообщение темы урока.
- Сегодняшнее наше путешествие в пустыню. Как Вы думаете пустыня - это там, где совсем пусто?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте выберем какую-нибудь одну пустыню.
- Вы можете спросить: "А разве их много?"
б) Работа с книгами.
- Конечно. Откройте книги "Пустыни", рассмотрите рисунок. Желтым цветом на нём изображены самые большие пустыни мира.
- Прочитайте название пустынь мира (Чтение цепочкой названий, с помощью линейки, передвигая слева направо по карте в книге. Линейку дети держат вертикально.)
- Итак, мы увидели, что самые большие пустыни- это Гоби в Азии, Сахара в Африке, а ближайшая к нам- Каракумы.
-В одну из ближайших к нам пустыню- Каракумы мы и отправимся , познакомимся с природными условиями и её растительностью.
в) Работа с атласами.
- Откройте атласы, найдите на карте расположение этой пустыни. Положите на карту линейку вертикально и слева направо передвигайте её, найдите Каспийское море. От него до реки Амударья и раскинулись пески пустыни Каракум. Обратите внимание ещё на одно море. Оно намного меньше Каспийского - Аральское. О нем мы сегодня тоже будем вести речь.
- Многие ребята думают: раз пустыня, значит, там совсем пусто. Один песок да солнце - больше ничего. Так ли это?
г) Просмотр видеофильма "В пустынях"
- Сейчас Вы внимательно посмотрите фильм, и мы выясним, пуста ли пустыня.
- Обратите внимание: на природные условия этой природной зоны,
- на наличие тепла и влаги,
- на приспособленность растений к этим условиям.
д) Беседа по просмотренному фильму.
- Что можно сказать о природных условиях? Много ли, как часто выпадают осадки? Какая температура в этой природной зоне? Какие растения вы увидели в фильме? Как они приспособились к этим условиям? (Длинные корни, колючки, чешуйки).
е) Работа с гербарием.
- У Вас на столах лежит гербарий растений пустыни. Рассмотрите внимательно эти растения. Прочитайте цепочкой названия. Прочитайте о саксауле, о верблюжьей колючке:
- Что можем ответить на вопрос "Пустыня - это там, где пусто?"
- Оказывается, пустыня вовсе не пуста!
ж) Сценка.
- Вот подумала я об этом и вспомнила - знаете кого:
Старика Хоттабыча из хорошо знакомой Вам книжки.
Джин-волшебник - слыл в своё время большим знатоком географии, задолго до того, как очутился под водой в кувшине, в котором просидел много столетий. Вот я и представила себе, какой разговор мог произойти, если б Старик Хоттабыч встретился с теперешним жителем пустыни Каракум.
(Сценка подготовлена и проводится учениками средних классов)
Выходят Хоттабыч и современный юноша.
- Мир тебе, о прекрасный юноша!
- Доброго здоровья, дедушка!
- Из каких краев ты, юноша, родом?
- Из Каракум.
- Ай-яй-яй! За какие грехи тебя так покарала судьба!? Каракум - гиблое место, мертвые пески! Бывал там! От колодца до колодца караван идёт недели! Истомишься от жажды, пока доберёшься до оазиса. Да и вода тут на вес золота. Так что жаль мне тебя, несчастный юноша!
- Да что же меня жалеть? В моем селении сады цветут; дыни, арбузы слаще мёда, журчит хрустальная вода в каналах-арыках. Кругом, насколько глаз видит, сплошь поля хлопчатника. Среди песков, в зеленых берегах течет широкая река. По реке плывут корабли, над ними вьются чайки. А сам я рыбак, мы сообща артелью рыбу ловим в реке.
- Рыбу? В сердце пустыни?! Твои слова, юноша, похожи на сказку! Но меня не проведешь - я ведь сам из сказки.
(Артисты покидают класс)
Не единому слову юноши не поверил старик Хоттабыч, рассердился, прошептал волшебное заклинание - и исчез. Полетел проверять.
з) Рассказ учителя о каналах, Азовском море.
- Если мысленно отправиться следом за ним, то мы увидим и реку, о которой говорил молодой рыбак. Но на самом деле это не река. Это огромный канал (рис. канала). Его прорыли землеройными машинами. От главного канала отходят в стороны каналы поуже и покороче, от них разбегаются по полям совсем узкие канавки - арыки. Воды вдоволь - вот кругом и зелено. А в конце лета все вокруг белым-бело от комочков белой ваты, выглядывающей из бесчисленных раскрывшихся в эту пору коробочек хлопчатника. (Показ хлопчатника). Миллионы тонн хлопка даёт эта некогда безжизненная земля.
- А откуда взялось в канале столько воды? (Предположения детей)
- Из могучей и стремительной реки Амударьи. По каналу и в самом деле плывут корабли. И рабу здесь жители ловят. Повсюду видны среди садов новые поселки. А где каналы кончаются, там воду добывают из-под земли насосами. Оказывается, на большой глубине её в пустыни много. Люди научились здесь строить города, прокладывать железные и шоссейные дороги. А ещё они обязательно сажают леса. Этим останавливают пески.
и) Экологическая беседа.
- В последние годы люди стали замечать в пустынях немало опасных для природы и хозяйства изменений. Обмелели реки Амударья и Сырдарья. Катастрофически обмелело Аральское море.
- Почему это произошло? Оказывается, для орошения из рек забирали слишком много воды. Причем расходовали её неэкономно, выливали на поля и сады в 1,5-2 раза больше воды, чем нужно для роста растений. Сейчас ясно, если так будет продолжаться и дальше, Аральское море скоро совсем исчезнет с лица земли! Этого нельзя допустить. Спасение Арала - дело огромной важности!
- Осваивая пустыни, люди должны заботливо относиться к их удивительной природе!
В пустыне Каракумы находится Репетекский заповедник. В одних местах здесь заросли саксаула, а в других - огромные пространства сыпучих песков.
В этом заповеднике около 200 видов растений.
Ш. Формирование прочных знаний.
Работа в тетрадях.
- Посмотрев фильм, эпизод сказки, послушав мой рассказ, скажите, могут ли растения, которые растут в лесах умеренного пояса, расти в пустыни? Почему? ( Нет. Очень жарко. Мало влаги.)
- Откройте тетради, запишите самое главное. Каковы природные условия пустыни? (Запись с комментированием: жарко, мало воды.)
- Какие растения там растут? (Называют устно.)
- Их такое же разнообразие, как и в зоне умеренного пояса? (Нет, беднее)
- Запишите заголовок "Растения". Что мы можем записать о растениях пустыни? (Бедность видов)
- Какова их приспособленность к засушливому климату? Каковы их особенности? (1. Сильно развита корневая система. Длинные корни уходят глубоко во влажные слои земли. 2. Вместо листьев колючки, чешуйки. 3. Семена легки.)
- Что же можно сказать о пустыне? Сделайте вывод! (Пустыня - это большие открытые пространства с жарким и сухим климатом, малым количеством влаги, скудной растительностью.)
IV. Знакомство с музыкальным произведением - отрывком из сюиты "Пер Гюнт" - "Танец Анитры".
а) Вступительное слово учителя.
- Не обошли стороной эту природную зону и композиторы. Например, Э. Григ (Показ портрета композитора). На уроках музыки Вы уже слушали произведения этого композитора.
- Эдвард Григ - норвежский композитор - очень любил сказки. Однажды на берегу озера он встретил гнома, который поведал ему такую историю.
- Много лет назад, в лесу около этого озера жил дровосек по имени Пер Гюнт. Жил он со своей матерью и невестой Сольвейг.
С утра до вечера рубил он дрова. Это очень тяжелый труд. Руки у него гудели, ныли после работы. Утром он вез дрова на базар и за них получал гроши (самую маленькую монету). Он заметил, что одни люди много работали и мало получали, а другие, ничего не делая, много имеют и решил он уйти из дома, попытать счастье. Но деньги на дороге не валяются. Разбогател он нечестным путем. Грабил, убивал, забирал последнее у бедного. Так и разбогател. Занялся торговлей. Собрал целый караван товара, нагрузил верблюдов и отправился в соседнюю страну через пустыню.
По дороге (Она была тяжелая. Сильная жара. Жажда людей томила. Горячий песок и воздух обжигали людей. Люди были измучены.) вдруг появилась девушка невиданной красоты. Это была девушка - дочь короля пустыни - Анитра. Она была одета в очень красивый восточный костюм. И перед путниками она стала исполнять свой любимый танец.
б) Слушание музыки.
Звучит музыкальный отрывок.
- А когда она исчезла, исчезло все богатство, которое Пер Гюнт добыл нечестно. Жить честно - это долгое богатство.
V. Итог - соревнование.
- Насколько хорошо вы запомнили особенности природной зоны, растения, которые приспособились к этим условиям, мы узнаем, поиграв в игру "Озеленим пустыню"
1 команда - мальчики (2 чел) "Саксаул"
2 команда - девочки (2 чел) "Верблюжья колючка"
- Остальные - эксперты-болельшики.
Командам за одну минуту необходимо выбрать из данных иллюстраций растения пустыни и прикрепить их к доске магнитами. (Командам выдаются наборы рисунков растений различных природных зон. Работают у доски)
Эксперты проверяют (Преподаватель указкой показывает на прикрепленные рисунки, выбранные командами. Если правильный выбор, то все хлопают в ладоши, если нет - сидят тихо.) Подсчет результатов команд.
VI. Мотивация оценок.
VII. Домашнее задание.
Вы были в научной экспедиции в пустыне. Что вас удивило, поразило? Напишите небольшой рассказ.
Нарисуйте иллюстрацию к музыкальному произведению "Танец Анитры".
Литература.
- Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка.- 5-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс,1994.
- Книги из серии "Мир природы": "Пустыни".