Урок по математике ( + информатика) по теме "Параллельный перенос графиков функций"

Разделы: Математика


Урок по теме «Параллельный перенос графиков функций»

Образовательные задачи урока.

  1. Обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий (с учетом межпредметных связей математики и информатики) преобразование графиков функций согласно формулам
    у = f(x-m) , y = f(x) – n.
  2. Сформировать навыки планирования своей работы, навыки самоконтроля, навыки работы в новой ситуации.
  3. Обобщить практические умения и навыки строить и читать графики.
  4. Устанавливать логические связи и закономерности между изученными определениями и понятиями.
  5. Закрепить практические умения доказывать.
  6. Создать творческую атмосферу на уроке. Атмосферу успеха.

Воспитательные задачи урока.

  1. Содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных связей явлений.
  2. Содействовать трудовому воспитанию и профориентации учащихся
  3. Содействовать эстетическому воспитанию школьников.

Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и способностей.

  1. Развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты.
  2. Развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, творческие задания.
  3. Развивать познавательный интерес школьников.
  4. Обратить особое внимание на развитие интеллекта, воли, эмоций.

Предполагаемый результат.

  1. Создание проектной работы.
  2. Осознание учащимися значимости графического моделирования.
  3. Усиление мотивации к изучению математики.
  4. Формирование мотивации к исследовательской работе.

Методы работы.

  1. Частично- поисковый.
  2. Проблемный.
  3. Исследовательский.

Технологии.

  1. Личностно-ориентированные технологии.
  2. Компьютерные технологии.
  3. Проблемно- исследовательский.

Форы работы.

Беседа, эксперимент, групповая.

Продолжительность урока 1 час.

«Величие человека – в его способности мыслить».

Б. Паскаль.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Этап актуализации и проверки знаний.

А) Учитель.

Мы сегодня рассматриваем проблему преобразования графиков функции, причем рассматриваем с двух сторон, С точки зрения математики и информатики. Тема нашего урока: «Параллельный перенос графиков функций»

Для этого мы должны повторить графики элементарных функций и их свойства.
Что называется областью определения функции?
Установите соответствие между графиками функций и формулами в правом столбце.

 

1) у = 4/х; 2) у = ‌ х ‌ ; 3) у = х² ; 4) у = - 4 / х.

Укажите область определения каждой функции.

Постройте с помощью таблицы графики функций

у = ( х – 2 )², у = х ² - 2.

В ). Учитель.

Ученик нашего класса занимался исследованием функций такого вида. Выводы, к которым он пришел, он сформулировал в виде презентации
Презентация ученика 8 класса по теме «Параллельный перенос графиков функций».
( см.приложение)

Учитель.

Мы с вами рассмотрели два способа построения графиков функций
у = ( х – 2 )², у = х² - 2.

Какой способ позволяет проще строить графики таких функций? (С помощью алгоритма)

С ) Ученики записывают алгоритм, по которому они будут работать.

- График функции у = f ( х - m ) можно получить из графика функции у =f (х) с помощью сдвига вдоль оси х на единиц вправо, если m >0, или на ‌ m ‌ единиц влево, если m < 0.

- График функции у =f ( х ) + n можно получить из графика функции у = f (х) помощью сдвига вдоль оси у на n единиц вверх, если n >0, или на ‌ n ‌ единиц вниз, если n <0.

D ) А теперь все вместе строим графики функций у = х² , у = ( х – 2 )², у = х² - 2, используя полученный алгоритм.

Учитель.

У доски и в тетрадях строим графики функций, используя алгоритм. Один ученик идет к доске. Все вместе строят графики функций.

Е ) У вас на столах лежат листочки с графиками и заданиями к ним по вариантам. Вы выполняете задания зеленым карандашом, согласно алгоритму, а проверять выполнение будете на компьютерах. Дальше будете сравнивать полученные графики.
Если вы построили неправильно, то постройте новый график в той же системе координат красным цветом.
После выполнения работы листочки сдаете.

Т. о. вы получите две оценки за работу: одну по алгебре, другую по информатике.
Построить графики функций.
1 вариант у = ‌ х -3 ‌ . у = ‌ х ‌ -3

2 вариант

Учитель информатики.

Прежде, чем вы начнете строить графики на компьютерах, давайте вспомним как записываются арифметические выражения, различные формулы в среде Microsoft Exel .

1) Записать следующие выражения

Ответ.

2) А теперь вспомним алгоритм построения диаграмм.

- Составить таблицу;
- Выделить таблицу;
- С помощью Мастера построения диаграмм построить точечную диаграмму.

Ученики строят графики на компьютерах, учитель информатики координирует их работу, сравнивают полученные графики с построенными на листочках, делают выводы, сдают работу учителю математики.

3. Итог урока

Учителя математики и информатики вместе.

Какую проблему мы сегодня рассматривали? Учащиеся проговаривают алгоритм.

4. Домашнее задание.

По учебнику № 743 (в, г), № 746 ( а, б.)

Выполняете в тетрадях и на компьютерах. Задание, выполненное на компьютере «сбрасываете» на свою страничку на сайте класса.