"Земля - наш общий дом"

Разделы: Внеклассная работа


Город: Магнитогорск

Класс: 4

Тема мероприятия: «Земля – наш общий дом»

Продолжительность мероприятия: 45 мин.

Форма проведения: познавательная игра.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):

  1. Формирование экологических знаний.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, память, интерес к окружающему миру, творческие способности.
  3. Воспитывать любовь к родной природе, Родине, самому себе.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку, магнитофон.

Дидактическое обеспечение: жетоны, плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися, маски, раздаточный материал.

Словарик на доске:
«Экология – наука об окружающей среде»
«Экос» - дом, убежище.
«Логос» - учение.

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово ведущего:

Добрый день, дорогие ребят! Сегодня наше мероприятие посвящено проблемам экологии.

  • Ребята, а что такое экология кто мне скажет? (звучат ответы детей)
  • Правильно экология (слайд №1) - это наука об окружающей среде. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле (слайд №2). На сегодняшний день наша планета остро нуждается в нашей с вами помощи. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей - они глобальны. Загрязняются моря и океаны, истребляются редкие животные, идёт бездумная вырубка лесов и это ещё не всё.

И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.
- И сегодня я вам предлагаю сыграть в познавательную игру по экологии тема, которой звучит
Земля - наш общий дом.

Звучит стихотворение 1 ведущий.
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом-
Наш добрый дом, просторный дом-
Мы все с рожденья в нем живём.
Еще о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Вбегают Мишутка и Ромашка:

- Ребята мы так к вам спешили, боялись опоздать, у нас случилась беда. У наших богинь Флоры и
Фауны злой волшебник похитил ценную книгу. Помогите нам её вернуть.

Ведущий:
- Мишутка, Ромашка, прежде чем мы вам поможем, расскажите кто такие богиня Флора и Фауна.
Ребята, а может кто-нибудь из вас знает? (звучат ответы детей)

Мишутка рассказывает про богиню Фауну, (слайд №3)
- Фауна - совокупность всех видов животных, обитающих в данной местности. Древние римляне
называли Фауной богиню полей и лесов.

Ромашка рассказывает про богиню Флору, (слайд №4)
- Флора в древнеримской мифологии - богиня цветов, весны, юности. Латинское слово flos
означает цветок. В наше время флорой называют всё множество видов растений, которые
произрастают на определённой территории.

Спасибо Мишутка и Ромашка. А как называется книга, которую похитил злой волшебник?

Мишка сейчас покажу (На слайде появляются буквы а, к, с, р, а, н, я н к г и а) Ой ребята у меня все буквы перепутались. Помогите переставить их так, чтобы получилось название книги.
- Правильно это КРАСНАЯ КНИГА, (слайд №5)

Педагог. Всемирный союз охраны природы (IUCN) представил на конгрессе в Барселоне новую «Красную книгу» млекопитающих. Из 5487 известных науке видов млекопитающих около четверти (1139 видов) находится на грани исчезновения.

- Ребята как вы думаете, почему животных и растений становится всё меньше? (звучат ответы детей)
За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, не дав возможности созреть семенам, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет-сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Красная книга Российской Федерации вышла в свет в 2001 году. Она представляет собой 860 страниц текста, иллюстрирована цветными изображениями всех занесенных в неё животных и картами их ареалов. В настоящее время в нее включено: млекопитающих - около 350 видов и подвидов, птиц - около 500 видов, рептилий - более 150 видов, амфибий - более 40 видов, пресноводных рыб около 200 видов. У нас на Южном Урале есть своя красная книга. Но занести в красную книгу - это ещё не значит спасти, это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, предупреждает.

1 чтец, (слайд № 6-7)

Охраняется "Красною книгой"
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

2 чтец.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы

3 чтец.

"Красная книга" - Красная!
Значит, природа в опасности
Мы леса и поля обижаем.
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.

Теперь мы знаем, какую ценную книгу мы с вами будем спасать. Чтобы её вернуть, нам необходимо преодолеть 4 испытания (мир растений, мир птиц, мир животных, экологические ситуации). За каждое пройденное испытание вручается волшебные жетоны. Дети садятся в воображаемый паровозик и отправляются на поиски красной книги, по дороге их ждут испытания.

1 испытание. Мир растений.

Ребят встречает Кикимора.

Кикимора:

Вот Я вас не пропущу и в мой лес не допущу, пока вы не ответите на мои вопросы. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете деревья, которые растут у нас на Южном Урале.

а) Вам необходимо из всех показанных на экране деревьев найти лишнее, которое не растёт на Южном Урале, (слайд №8).
б) Какое из этих деревьев не является лиственным? (слайд №8)
в) Дерево – символ нашей Родины? (берёза)
г) Какое из перечисленных деревьев является ядовитым:

  • Душица
  • Боярышник
  • Вороний глаз

д) Какое растение является лекарственным?

  • Волчье лыко
  • Медуница
  • Мать-и-мачеха

2 испытание. Мир птиц.

Детей встречает тётушка Сова.

- Здравствуйте ребятки, куда это вы путь дорогу держите? (звучат ответы детей) Я живу в это дремучем лесу совершенно одна, мне так скучно, не с кем поиграть. Если вы со мной поиграете, то я вам дам волшебный жетон.
Сова проводит игру на внимание «Найди ошибку».

Детям быстро зачитывается строфа стихотворения, они должны назвать, что не птица.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи...
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чипсы, стрижи...
Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки...

Игра "Лесная грамота".

Детям даются части пословиц о птицах. Соединив две части, получите пословицу.
Слово - не воробей...................................... вылетит - не поймаешь.
Лучше синица в руках, чем......................... журавль в небе.
Гусь свинье................................................... не товарищ.
Всякая птица своё......................................... гнездо любит.
Старого воробья............................................ на мякине не проведешь.
Дятлу без носа,.............................................. как волку без ног.
Лучше слушать одного соловья,................... чем сотню воробьев.
Дети прощаются с тётушкой Совой и продолжают своё путешествие на воображаемом паровозике.

Ведущая.

- Ребята вы посмотрите, какой чудесный лужок, давайте присядем и отдохнём.

Включается спокойная музыка со звуками живой природы и проводится релаксационная пауза.

Упражнение «Порхание бабочки».

Педагог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и свободно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением её крыльев. Движения её крыльев лёгкие и грациозные. Теперь пусть каждый вообразит, что он бабочка, что у него большие, красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного порхания. А теперь взгляните на пёстрый луг, над которым вы летите. Посмотрите сколько на нём ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка, вдохните ещё раз его аромат и откройте глаза».

3 испытание. Мир Животных.

Детей встречает Леший.
- Кто здесь ходит, добрых зверей пугает, красивые цветы топчет. Вас разве в школе не учили? Природу нужно уважать, беречь, любить и охранять.

Ведущая:
- Да, что – ты Леший мы с ребятами по тропинкам ходим, не шумим. Мы наоборот хотим помочь спасти красную книгу.
Леший:
-А я вот сейчас проверю, как вы любите животных. Ну ка быстро отвечайте на мои вопросы (Слайды № 12-15)

  • Какие животные живут в наших лесах? (Олень, заяц, бобёр, рысь, гепард, волк)
  • Кто из этих животных не является хищным? (Выдра, лиса, ёж, бобёр, заяц, медведь)
  • След, какого хищного зверя похож на след человека? (Гарилы, медведя, рыси, волка)
  • На следах, каких хищных зверей нет когтей? (Медведь, волк, рысь, лиса)

Леший:
- Молодцы. А теперь посмотрим, как вы умеете отгадывать и изображать животных.
Пантомима.
Каждый ребёнок получит листочек с названием животного. Они должны изобразить этого животного без слов так, чтобы её узнали остальные, (заяц, медведь, лиса, волк.).

Леший:
- Молодцы. Получите за это жетон.

4 испытание. Экологические ситуации, (дети получают ситуацию и должны дать ответ).

Детей встречает Баба Яга.
- Ой, ребята я вам все следы запутаю, и вы никогда красную книгу не найдёте, если только мне не поможете задачки экологические решить. Я их уже сто лет решаю, и решить не могу.

  • Какую опасность представляют оставленные туристами свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов? Ваши действия по уборке мусора.
  • В суровые зимы, когда на озерах и водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Почему? Как помочь рыбам?
  • Зимой птицы очень много тратят энергии на обогрев тела. Им требуется больше корма, но
    зимой когда все под снегом им трудно найти пропитание. Какую помощь им мы можем оказать?

Баба Яга:

- Молодцы. Получите ваш последний волшебный жетон.

Ведущая:
- Молодцы ребята вы справились со всеми испытаниями. Переверните, пожалуйста, ваши жетоны. На некоторых жетонах есть часть слова. Переставьте их так, чтобы получилось послание. В результате получается послание от Богинь Флоры и Фауны.

«Спасибо ребята за вашу помощь. Красная книга спасена. Будьте счастливы»

5. Итог.

Ребята так чему было посвящено наше мероприятие. Правильно Экологии. Не смотря на то, что конкурсы были шуточными и простыми, кое - что новое вы узнали. Что нового вы узнали сегодня? Понравилось ли вам мероприятие? Чем?

Приложение

Список литературы.

  1. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М.Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352с., ил.
  2. Авт.-сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 4-й класс. – 2-е изд., доп.- М.: ВАКО, 2005. – 192с.- (Мозаика детского отдыха).
  3. Составитель Смирнова Е.А. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2005. – 304 с.
  4. Классные часы в 1-4 классах \ авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006.