Авторская программа по технологии "Театр моды" для учащихся 11-х классов

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Настоящая программа обучения  технологии предполагает изучение курса, направленного на развитие и реализацию человеческого потенциала. Данная программа рассчитана на 68 часов, на 2 часа изучения предмета в неделю, что способствует глубокому освоению технологий швейного производства, овладения основами компьютерного проектирования и дизайна, а также в совершенстве  владеть знаниями  при разработке собственного имиджа.

Учащиеся 11 класса будут заниматься по теме «Технология обработки поясного изделия», что способствует широкому спектру выбора моделей. Программа «Театр моды» предполагает изучение инновационного курса “Основы компьютерного проектирования и дизайна” в рамках раздела “Основы художественного проектирования изделий”. Данный курс позволяет освоить основы современных компьютерных технологий проектирования и дизайна на примере изучения компьютерных систем проектирования AutoCAD и 3D Studio MAX.

Региональный компонент в программе реализуется через организацию и проведение конкурсов, фестивалей, смотров, ярмарок, посвященных национальным праздникам Республики Бурятия на уровне школы, района, города, республики. 
Организовано сетевое взаимодействие со школами района, а также с районной газетой «Жизнь Иволги» с целью развития интереса к  предмету о/о «Технология».

Творческая деятельность учащихся развивается с помощью интеграции содержания с общеобразовательными предметами: информатика, черчение, химия, история Бурятии, математика, русский язык, литература.
Учебные часы раздела “Проект” распределены следующим образом: 4 часа  предназначены для выполнения творческого проекта,  в который добавлен банк  мероприятий, проводимых во внеурочное время на уровне класса, школы, села, района. Это способствует продуктивному решению индивидуального выбора учащихся и реализации творческого потенциала. Таким образом, распределение учебных часов для изучения разделов программы в 11 классе таково:

  • Основные сведения о швейном производстве – 4 часа;
  • Сведения о швейных материалах- 4 часа;
  • Основы моделирования  одежды- 6 часов;
  • Основы художественного конструирования – 6 часов;
  • Устройство и работа промышленной швейной машины – 4 часа;
  • Технология машинных работ—4 часа;
  • Технология обработки поясного изделия – 36 часов;
  • Творческий проект – 4 часа

 Итого: 68 часов.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащиеся 11 класса должны знать:

- сведения о роли техники и технологий в современном обществе;
- виды фурнитуры, прокладочных и отделочных материалов, используемых при изготовлении швейных изделий;
- о стилях в одежде;
- правила работы с информацией и технологической документацией;
- о компьютерных программах общего и специального назначения и их использование для конструирования и моделирования швейных изделий;
- виды соединений деталей в узлах механизмов и машин, их условные обозначения на кинематических схемах;
- виды поясных изделий, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к швейным изделиям;
- правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы поясных изделий;
- особенности моделирования поясных изделий на основе чертежа, способы моделирования различных поясных изделий;
- знать законы художественного конструирования, использовать компьютерные программы для создания изделий;
- назначение, конструкция, технология выполнения и условных графических обозначений швов: стачных и краевых;
- технологическую последовательность обработки срезов поясного изделия, обработки застёжки;
- экономную раскладку выкройки на ткани, правила подготовки и проведения примерки;
- правила ухода за швейными изделиями, ВТО;
- выявление и исправление дефектов изделия;
- единство стиля причёски, костюма, косметики
- требования к качеству готового изделия

Учащиеся 11 класса  должны уметь:

- использовать в своей работе безопасные приемы труда, уметь подготавливать и оснащать рабочее место;
- подбирать фурнитуру и прикреплять ее к изделию ручным и машинным способом, использовать прокладочные и отделочные материалы;
- выдвигать деловые идеи;
- изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;
- соблюдать правила безопасности труда;
- правильно и красиво располагать текстовый и цифровой материал, контролировать качество выполняемых работ;
- печатать на клавиатуре ЭВМ;
- использовать законы композиции при создании графических объектов;
- уметь проводить экспертизу и оценку изделий;
- использовать основные режимы и команды компьютерной системы AutoCAD при создании двумерной модели изделия;
- создавать банк дизайнерских идей и предложений, разрабатывать и внедрять лучшие идеи;
- работать с журналами мод, читать и строить чертёж, моделировать выбранные фасоны моделей;
- выполнять машинные швы;
- выполнять раскрой ткани;
- проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество готового изделия

Приложение 1

Цель образовательной области «Технология»:

Формирование мировоззрения учащихся о системе технологической преобразующей деятельности человека, результатах, последствиях и тенденциях развития, а также ценностно-ориентированной на достижение высокого результата личной деятельности в условиях свободы выбора и конкурентной состязательности личности.

Задачи:              

  • Привитие знаний и умений по основам художественного конструирования и моделирования поясного изделия
  • Поддержка и развитие инициатив
  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи, владеть компьютерным  проектированием и дизайном;
  •  воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • Нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
  • Формирование специальных знаний в области техники, технологии, экономики, экологии
  • Развитие художественной инициативы ребенка;
  • Воспитание уважения к народным традициям и обычаям;
  • Ознакомление с  содержанием и характером труда профессий работников, занятых в легкой промышленности.

Приложение2

Учебно-методические материалы по дисциплине

  1. Программа образовательной области «Технология» (11 класс), В. Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 1997 год;
  2. «Школа и производство». Москва 2004 год;
  3. Учебник «Технология» (11 класс) под редакцией В. Д. Симоненко;
  4. Магнитофон «Vitek»;
  5. Компьютерные диски «БСЭКМ»; (10 дисков);
  6. Таблицы «Конструирование и моделирование изделий»;
  7. Таблицы «Правила техники безопасности на уроках технологии», «Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине»;
  8. Книги по швейному делу: Егорова «Учись шить», А.Труханова «Профессия. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды»
  9. Журналы 2000-2005 года «Burda» (современная мода, образцы моделей);
  10. Рабочие папки по 11 классу (дополнительный материал);
  11. Энциклопедии
  12. Ресурсы ЦОРов

Приложение 3

Оборудование

1) Ноутбук ASUS
2) Мультимедийный проектор
3) Универсальная машина бытового назначения
4) Краеобмёточная машина 51 класса ПМЗ
5) Электрический утюг

Программа

Основные сведения о швейном производстве – 4 часа;

  • Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования на уроках технологии
  • Мода XXI века. Ассортимент швейных изделий.
  • Основные этапы изготовления одежды на промышленном предприятии и по индивидуальным заказам населения.
  • Ателье  города Улан-Удэ.
  •  Стандарты и контроль качества швейных изделий.

Банк проектных работ: анкетирование, тестирование, практическая работа, исследовательская деятельность, контрольная работа.

Сведения о швейных материалах- 4 часа;

  • Классификация текстильных волокон.
  • Способы получения швейных материалов.
  • Технологические свойства материалов

Банк проектных работ: практическая работа, лабораторная работа

Основы моделирования  одежды- 6 часов;

  • Цель и задачи моделирования. Композиция костюма.
  • Техническое моделирование.
  • Создание альбома «Мой современный стиль»

Банк проектных работ: практическая работа, контрольная работа, творческая работа.

Основы художественного проектирования изделий – 6 часов;

  •  Основы компьютерного проектирования и дизайна (2 часа)
  • Алгоритм дизайна (2 ч)
  • Создание банка идей.(2 часа)

Банк проектных работ: практическая работа, контрольная работ «Учебный дизайн-проект», творческая работа.

Устройство и работа промышленной швейной машины – 4 часа;

  • Техника безопасности при работе на швейной машине. Эксплуатация и ремонт швейных машин (2 часа)
  • Рабочее место для машинных работ. Классификация и основные рабочие органы швейных машин (2 часа)

Технология машинных работ—4 часа;

  • Виды строчек и область их применения. Виды швов.  (2 часа)
  • Технические требования к выполнению машинных работ (2 часа)

Технология обработки поясных изделий – 36 часов;

- Конструирование и моделирование поясных изделий (8 часов)

  • Конструкции поясных изделий. Правила снятия мерок. (2 часа)
  • Последовательность построения основы чертежа поясного изделия. Расчётные формулы (2 часа)
  • Построение основы чертежа 1:4 и в натуральную величину (2 часа)
  • Способы моделирования поясных изделий. Выбор модели (2 часа)

Банк практических работ:

  1. Снятие мерок и запись результатов измерений
  2. Расчёт конструкции поясного изделия по формулам
  3. Построение основы чертежа поясного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам
  4. Зарисовка эскизов различных моделей поясных изделий. Выбор модели.
  5. Моделирование поясного изделия.
  6. Подготовка выкройки поясного изделия к раскрою

Технология обработки поясного изделия (28 часов)

  • Обработка половинок брюк. Стачивание вытачек.
  • Соединение срезов. (Боковые срезы, шаговые срезы, средние срезы)
  • Обработка карманов. (Прорезные карманы, карманы в швах половинок брюк, накладные карманы)
  • Обработка застёжки-молнии
  • Обработка верхнего среза
  • Обработка нижних срезов (брюки с манжетами, без манжет, брюки с притачными манжетами)
  • Окончательная  ВТО  поясного изделия

Банк практических работ:

  1. Раскладка выкройки и раскрой ткани.
  2. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя
  3. Скалывание и смётывание деталей кроя
  4. Проведение примерки, исправление дефектов
  5. Окончательная отделка и ВТО изделия
  6. Определение качества готового изделия

Приложение 4

Творческий проект – 4 часа

  • Подготовка документов
  • Защита творческого проекта

Приложение 5

Перечень внеклассных мероприятий

  1. Конкурс «Эксклюзивный наряд»
  2. Фестиваль «Наши традиции»
  3. Мастер -  класс для учащихся среднего звена
  4. Мероприятие «Модный базар»
  5. Дефиле «Стильная выпускница»
  6. Смотр

Приложение 6

Приложение 7