Цель урока: обобщение и закрепление знаний учащихся об архитектуре народов мира.
Задачи:
образовательная – расширение и закрепление знаний о художественной культуре народов мира;
развивающая – развитие творческих и исследовательских способностей, воображения; расширение кругозора;
воспитательная – прививать интерес к самобытной культуре народов мира, воспитание нравственности, патриотизма, чувства прекрасного.
Форма занятия: игра – аукцион.
Подготовительный этап: создание 3-х творческих групп, составление плана исследований «Изба – традиционный дом русского народа», «Жилище народов мира», «Дом будущего».
Оформление урока: выставка детских творческих и исследовательских работ, рисунки, макеты домов, кроссворды, стихи, музыка, пословицы, поговорки, загадки, мультимедиа оборудование для просмотра презентаций, компьютер, жетоны.
Ход работы
I. Организационный момент.
1. Объявление темы, цели занятия. Приложение 1.
II. Основная часть занятия
2. Чтение отрывка из басни И.А.Крылова «Попрыгунья стрекоза».
Почему так важно любому живому существу иметь свой дом?
3. Первый этап игры – аукциона: загадки.
(проводит педагог).
- Не драгоценный камень, а светиться. (Лед).
- На середине поля белая чайка сидит. (Это жилище народов Севера – чум, покрытый берестой).
- Четыре брата годами равные, один главный.
(Углы дома).
- Кум с кумом видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок).
- Много соседей рядом живут, а никогда не видятся. (Окна).
- Что в избе мерзнет, а на улице нет. (Оконные стекла).
- Маленький Захарчик всем под ноги заглядчик. (Порог).
- По сеням так и сяк, а в избу никак. (Дверь).
- Без рук, без ног, а в избу не пускает. (Замок).
- Белая старуха на одном месте сидит. (Печь).
- В лесу родился, в лесу рос, в дом пришел всех вокруг себя собрал. (Стол).
- С ногами – без рук,
- С боками – без ребер,
- Со спиной – без головы. (Стул).
- Книга раздвига о четыре листа, а середка пуста. (Изба).
(Правильные ответы детей оцениваются жетонами).
4. Защита проекта «Изба – традиционный рубленый дом русского народа».
План.
- Этимология слова «изба».
- Территория распространения жилища.
- Многообразие внешнего вида.
- Особенности возведения избы.
- Декоративное убранство.
- Интерьер.
- Оцените, пожалуйста, защиту творческой группы: полнота ответа, порядок изложения, правильность речи, оригинальность защиты.
5. Блиц-опрос.
- Что такое дом? Как вы понимаете значение этого слова?
- Каким было самое первое жилище человека? Когда оно появилось? (1млн. 750тыс. лет назад – пещеры, 400 тыс. лет назад – первые постройки).
- Назовите известные вам древнейшие жилища человека?
(Шалаш из ветвей, шатры из звериных шкур, инсулы, виллы, дома-ульи, дом с коридорной системой, глинобитная изба, китайский дом, хижина, землянки и др.)
- Какую функцию выполнят дом?
- Из каких материалов можно построить жилище?
- Какие по форме и величине бывают дома?
- Как вы понимаете такое выражение: «Дом – это образ мира»?
- В чем заключается своеобразие жилищных построек народов мира?
- Как в архитектуре народов мира учитывается природно-климатические условия и образ жизни человека?
- Прогресс шагнул далеко вперед, но почему многие народы продолжают жить и строить традиционные дома, характерные для своего народа?
6. Защита проекта «Жилищные постройки народов мира».
План.
- Какому народу присуще данное жилище?
- Внешнее его описание. Строительство дома.
- Внутреннее убранство.
- Почему именно данный тип жилища характерен для этой местности и народа?
- Анализ проекта «Жилищные постройки народов мира».
7. Отгадай кроссворд.
/Каждая из трех творческих групп получает задание. Оценивается быстрота и правильность ответа./
8. Физкультминутка.
Игра «Глухой телефон».
/Группы встают в проходе между парт, первый учащийся получает пословицу от учителя и далее по цепочке передаёт её на ухо следующему ученику. Чья команда быстрее и точнее передаст пословицу, а последний ученик правильно объяснит её значение, та творческая группа и выигрывает конкурс/.
а) Изба Ильинским тёсом крыта (т. е. соломой)
б) И стены в доме помогают.
в) Изба елова, да сердце здорово.
9. - Американский фантаст Теодор Старджон так описывает жилой дом на порожденной его воображением планете Ксанаду, где создано идеальное, с его точки зрения, общество:
«… Они уже наполовину прошли парк, когда Брил наконец понял, что это и есть жилище Уонайна. Никаких стен и границ не заметно. В одном месте дом поднимается высоко, в другом это просто площадка между двумя цветочными клумбами; там комната становится террасой, здесь лужайка служит ковром; над ней, оказывается, крыша. Дом разделен не столько на комнаты, сколько на открытые пространства – то подобием сквозной садовой решетки, то просто иной цветовой гаммой. И нигде ни одной стены. Негде спрятаться, укрыться, запереться. Вся округа, всё небо без помехи заглядывают в дом, видят его насквозь, и весь этот дом – одно огромное окно в мир.
10. - Мы слушаем защиту проекта «Дом будущего».
План.
- Внешний вид жилища.
- Материалы и особенности архитектуры.
- Интерьер.
- Дом будущего – идеал гармонично развитого общества.
- Творческий компонент проекта.
- Анализ защиты проекта «Дом будущего».
11. Обратимся к эпиграфу занятия, записанному на доске.
Архитектура – летопись мира,
которая говорит тогда, когда
уже молчат и песни, и предания.
Н. В. Гоголь
- Согласны ли вы с мнением Н. В. Гоголя? Почему архитектура является летописью мира?
12. Вывод.
- Из чего бы ни строилось жильё и как бы ни выглядело, у всех народов оно считается центром, вокруг которого располагается весь мир. Словом, для каждого из нас жилище – маленькая планета, подобная нашему большому общему дому.
III. Рефлексия.
/Оформление группами листа самоконтроля. Подведение итога игры – аукциона/
- Что нового вы узнали на занятии?
- Какое открытие сделали?
/ Тихо играет музыка /.
Список литературы.
- Львова Е.Л., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. (Очерки истории). – СПб.:Питер, 2006.
- Мировая художественная культура. 7 – 8 классы. Под ред. Даниловой Г.И. – М.:Дрофа, 2006.