Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения

Разделы: Химия


Тип  урока: комбинированный  урок.

Тема  урока: « Тепловой  эффект  химической  реакции. Термохимические  уравнения».

Цель  урока:  дать  понятие  учащимся  о  термохимических  уравнениях,  познакомить с   решением  задач  на  нахождение  теплового  эффекта  химической  реакции.

Задачи  урока:

Образовательные: сформировать  знания  учащихся  о   термохимических  уравнениях,        тепловом  эффекте  химической  реакции,  экзотермической  реакции,  эндотермической реакции; научить  решать  задачи  по  термохимическим  уравнениям;  повторить  химические  свойства  кислорода,  закрепить  навыки  составления  уравнений  химических  реакций;  закрепить  понятия:  оксид, бинарное  соединение,  реакция  горения,  совершенствовать  умения  решать  задачи  по  химической  формуле ( нахождение  массовой  доли  элемента  в  веществе ); работать  с  таблицей  Д.И. Менделеева;

Развивающие:  развивать  внимание,  память,  логическое  мышление,  наблюдательность;  продолжать  формирование  умения  делать  выводы  из  проведённых  наблюдений, сравнивать,  совершенствовать  умение  высказывать  и  обосновывать  суждение.

Воспитательные: воспитывать  интерес  к  предмету  химии,  коллективизм, чувство  здорового  соперничества.

Методы  ведения  урока: 

словесные (беседа,  объяснение,  рассказ)

наглядные (таблица  химических  элементов  Д.И. Менделеева, ТСО,  раздаточный  материал,  шаблоны,  плакаты  по технике  безопасности,   кроссворд

практические (демонстрация  опытов)

Оборудование  урока:  таблица  Д.И.Менделеева,  плакаты  по  технике  безопасности,  ТСО, видеофильм «Химия 8»  Суровцева Р.П.,  Гузей Л.С., раздаточный  материал,  шаблоны,  кроссворд, доска.

Реактивы:  2 лаб. стакана,  термометр, соль ( нитрат  аммония ),  концентрированная  серная  кислота,  вода,

Оформление  доски: 

Тема  урока

Схема

Новые  слова

Кроссворд

Домашняя  работа

Ход  урока

1) Организационный  момент:  сообщение  темы  урока,  целей  и  задач  урока

2) Проверка  домашней  работы:

А. Фронтальный  опрос

Вопросы: 

- Какую  тему  мы  начали  изучать  на  предыдущих  уроках? (Кислород)
- Назовите  химическую  формулу  кислорода. (О2)
- С  какими  веществами  взаимодействует  кислород? (С  простыми  и  сложными)
- Какие  продукты  получаются  в  результате  реакций  с  кислородом? (Оксиды)
- Что  такое  оксиды? Это  сложные  вещества,  состоящие  из  двух  элементов,  один из  которых  кислород)
- Что  такое  бинарное  соединение? (Соединение,  состоящее  из  двух  элементов)

Б.  Индивидуальная  работа

3  ученика  выполняют  домашнее  задание  на  доске

Задача № 1. ( ученик  со  слабой  мотивацией )

Вычислите  содержание  элементов  в  оксиде  серы (VI).

Задача № 2. ( ученик  со  средней  мотивацией )

Определите,  какое  из  соединений  железа -  FeO  или   богаче  кислородом?

Задача № 3. ( ученик с  сильной  мотивацией )

Известно,  что  в  организме  человека  содержится  по  массе  65%  кислорода.  Вычислите,  сколько  кислорода  содержится  в  вашем  организме?
Каждому  из  трёх  учащихся  задаются  дополнительные  теоретические  вопросы  по  определениям,  изучаемым  ранее.

В. Проверка  задания  на  доске,  выставление  оценок

Итог  домашней  работы

-  Дайте  названия  веществам,  которые  встретились  вам  в  домашней  работе ( Оксид  серы (VI), оксид  железа ( II ), оксид  железа ( III ).
- Что  общего  у  этих  веществ? ( Это  сложные  вещества,  оксиды ).
- Как  можно  получить  оксиды? ( Устно ).

3)   Повторение  темы « Кислород. Оксиды. Горение »

Письменное  задание  на  доске ( ученик  со  средней  мотивацией )

Составьте  уравнения реакций получения  следующих  оксидов:  оксида  углерода (IV), оксида  фосфора ( V) , оксида  кальция,  оксида  алюминия,  проставьте  валентности  элементов  в полученных  веществах.

Итог  повторения,  выставление  оценки

- Как  называются  реакции  взаимодействия  веществ  с  кислородом? ( Горение,  окисление ).
- Какую  химическую  реакцию  человек  начал  использовать  с  давних  времён7 ( Горение ).

Просмотр  отрывка  видеофильма ( исторический  факт  добывания  огня ).

- Для  чего  человеку  нужен  был  огонь? ( Греться,  готовить  пищу ).

А  сейчас  мы  узнаем,  что  теплота  есть  в любой  химической  реакции.
Запись  в  тетради  новой  темы  урока.

4)  А.  Объяснение нового  материала ( запись  в  тетради )

Любая  химическая  реакция  протекает  или с   выделением,  или  с  поглощением  теплоты, т.е. сопровождается  тепловым  эффектом.  Тепловой  эффект  реакции  обозначается  Q . Уравнения  реакций  с  указанием  теплового  эффекта  называются  термохимическими.

Реакции,  протекающие  с  выделением  теплоты,  называются  экзотермическими.
«Экзо» - наружу    например:

Демонстрационный  опыт:  вода +  концентрированная  серная  кислота

Повышение  температуры  воды  измеряем  до  и  после  реакции.
Техника  безопасности  при  работе  с  серной  кислотой,  растворами,  со  стеклянной  посудой, термометром.

Реакции,  протекающие  с  поглощением  теплоты,  называются  эндотермическими.
«Эндо» - внутрь     например: 

Демонстрационный  опыт:  вода  +  соль ( нитрат  аммония )
Понижение  температуры  воды  измеряем  термометром  до  и  после  добавления  соли.
Техника  безопасности  при  работе  с  сыпучими  веществами.

Б. Решение  задачи  на  нахождение  теплового  эффекта  реакции (объяснение  учителя )
Количество  теплоты,  выделившееся  или  поглотившееся  в  результате  реакции  можно  измерить  калориметром  или  рассчитать  при  помощи  задачи. Например:

Задача.  Какое  количество  теплоты  выделится  при  сгорании  500 г  угля,  если  тепловой  эффект  реакции  394 кДж?

В. Закрепление.  Самостоятельная  работа. ( Учащихся  по вариантам  выполняют  решение  задач  по карточкам )

Вариант № 1  Вычислите  количество  теплоты,  которое  выделится  при  горении  серы  массой  32 г,  если  тепловой  эффект  реакции  310 кДж.
Вариант № 2  Вычислите  количество  теплоты,  которое  выделится  при  горении  водорода  массой  100 г,  если  тепловой  эффект  реакции  484 кДж.
При  выполнении  работы  осуществляется  индивидуальная  помощь  учителя.
Первые  3  работы  оцениваются.
Устная  проверка ( 2 ученика  комментируют  решение )

4) Итог  урока,  выставление  оценок

Что  нового  вы  узнали  сегодня  на  уроке?

5) Закрепление

Учащимся  раздаются  шаблоны, где  вместо  пропущенных  слов  они  должны  вписать  нужные  слова.

7)  Домашнее  задание ( по  учебнику ).

8)  Игровой  материал ( в  оставшееся  время  учащиеся  разгадывают  кроссворд  по  теме:  «Кислород».

Кроссворд  ( работа  с  классом )

Вопросы

1. Сложное  вещество,  состоящее  из  двух  элементов,  один  из  которых  кислород
2. Вещество, при  разложении  которого  в  лаборатории  получают  кислород ( бытовое  название ) 
3. Реакция  кислорода  с  другими  веществами
4. Химический  элемент,  образующий  газообразный  оксид
5. Вещество  жёлтого  цвета,  горящее  в  кислороде  синим  пламенем
6. Самый  распространённый  на  Земле  элемент
7. Вещество,  увеличивающее  скорость  химической  реакции
8. Вещество,  применяющееся  с  кислородом  для  сварки и  резки  металлов
9. Свойство  атомов  химических  элементов  присоединять  определённое  число атомов  других  химических  элементов
10. Оксид  водорода