Сложение и вычитание смешанных чисел

Разделы: Математика


Цели урока:

- образовательная:   отработка вычислительных навыков сложения и вычитания обыкновенных дробей;

- развивающая:     развивать познавательный интерес к предмету;

- воспитательная:    воспитание конкурентно способной личности (формирование мобильности знаний и

воспитание самостоятельности).

Оборудование к уроку:    компьютер, интерактивная доска, тестовые задания, информационные карточки, сигнальные доски, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, магнитофон.

Тип урока:   урок обобщения знаний, умений и навыков.

Форма урока:   смешанный урок с элементами мозаики.

Ход урока

1. Организационная часть.

а) Устный счёт

1) Сократите дробь:

2) Выделите целую часть из чисел:

3) Запишите в виде неправильной дроби дробную часть чисел, уменьшив целую часть на 1:

4) Выполнить действия:

б) Разгадывание кроссворда:



По горизонтали:

1) Деление числителя и знаменателя на одно и тоже число.                                    
2) Частное двух чисел.
3) Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно простые числа.
4) На сколько сокращается дробь ?
5) Сотая часть числа.

По вертикали:

6) Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю.
7) Для нахождения общего знаменателя дробей надо находить НОД или НОК?
8) Действие, с помощью которого находится дробь от числа.
9) Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК?

2. Основная часть.

а) Двое учащихся работают по индивидуальным карточкам на закрытой части доски, остальные в тетрадях решают №381 и №387(а, б) из учебного пособия.

Карточка 1.  

Решить уравнение:  

Карточка 2.

Решить уравнение: 

№ 381 – комментированное решение (учитель записывает решение на доске).

б) Энергизатор

Учитель: Предлагаю вам перенестись в Древний Рим (музыка).
Закройте глаза. Представьте, что перед вами Средиземное море. Дует приятный ветерок, радует слух шум волн. Вы видите храм и входите в него. Полумрак. Вы идете по коридору, на стенах которого изображения богов и богинь. Впереди вы видите свет и стремитесь туда. Вы попадаете в ярко освещенный зал, оглядываетесь. И тут… (Музыка прекращается).
Голос (магнитофонная запись): Я – главная жрица храма. Вы пересекли запретную черту, я должна принести вас в жертву. Но вы мне понравились, поэтому даю вам шанс. С условием, что вы выполните следующие задания, я отпускаю вас. Удачи вам!

Учитель: Дети вернемся к нам в класс. Нам надо быстро выполнить задания главной жрицы храма.

1 задание. Некоторые дроби в Древнем Риме имели свое название. Решив примеры, узнаете, какому названию соответствует какая дробь.

Выражение

Дробь

Название

 

Триенс

 

Секстанс

 

Бес

 

Сескунция

 

 

Семис

 

 

Унция

2 задание. Мини-лекция с заданием.

Умение оперировать дробями в Древнем Риме воспринималось как чудо. Люди, знающие дроби, пользовались особым почетом и уважением. Так, например, чтобы работать с дробями надо было твердо знать, что при сложении «триенса» и «секстанса» получается … «семис», а при умножении «беса» на «сескунцию» получается «унция», т. е.

семис     унция

3 задание. Тест

Вариант 1

Выполнить действия:

Ответ:

Вариант 2

Выполнить действия:

Вариант 3

1) Решить уравнение: 

2) Решить уравнение: 

3) Выполнить действия: 

4) Решить задачу:
На одной машине  т груза, а на другой на  т меньше. Сколько тонн груза на двух машинах?

5) Выполнить вычитание:

Ответ:

Вариант 4

1) Решить уравнение:  

2) Решить уравнение: 

3) Выполнить действие:

4) Решить задачу:

На одной машине   т груза, а на другой на  т больше. Сколько тонн груза на двух машинах?

5) Выполнить вычитание: 

Ответ:

в) Работа в группах.

1 группа. Карлсон съел бы один торт за 5 минут, Малыш смог бы съесть за полчаса, Фрикен Бок съела бы за 1 час. За какой промежуток времени они втроем съедят этот торт?
2 группа. Я отпил   чашечки черного кофе и долил её молоком. Затем выпил  чашечки и снова долил её молоком. Потом я выпил полчашечки и снова долил её молоком. Наконец, я выпил полную чашечку. Чего больше я выпил: черного кофе или молока?
3 группа. Две сестры, у которых было поровну денег, купили книгу. Старшая отдала за нее  своих денег, а младшая    своих. У кого из них осталось денег больше?
4 группа. Вычислить сумму:  

3. Заключительная часть.

Итог урока.

Домашнее задание. №№ 408, 447(г, д, з)

Творческое задание: составить задачи, используя названия дробей.