Внеклассное занятие по курсу "Основы православной культуры в начальной школе" по теме "Рождество Христово. Святочная неделя"

Разделы: Начальная школа


Цель: Повторить знания о празднике Рождество Христово. Познакомить с праздничной иконой Рождества Христова. Продолжить формирование понимания символического языка иконы. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры. Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Звезды зажглись в таинственной мгле…
Ангелы сходят с небес.
Дети, Младенец- Христос на земле-
Чудо свершилось чудес!
Будет конец преступленью и злу,
Верой зажгитесь сердца!
Бог, среди нас, поклонитесь Ему,
Славьте Младенца- Христа!

Звучит Тропарь к празднику Рождество Христово (диск)

- Кто-нибудь догадался, о каком православном празднике сегодня будем говорить? (РОЖДЕСТВО)

Учитель:

Действительно 7 января мы встретили самый теплый, светлый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. А сейчас идет святочная неделя, люди славят Христа песнями, ходят в гости, дарят подарки, веселятся.
Рождение детей – всегда важное и радостное событие в жизни людей, родственники, знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребенку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают. А день рождения Христа празднуют во всем мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества, современное летосчисление ведется именно от Рождества Христова.
И сегодня мы с вами вспомним настоящую Рождественскую историю, которая происходила много - много лет назад, (более двух тысяч лет). Я попрошу вас озвучивать слайды, а я вам буду помогать.

Учитель:
Произошло это событие в далекой  теплой стране, где находится святой город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа.
В то время римский император приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарета в Вифлеем.
Первыми стараются ответить дети, а учитель помогает, корректирует ответы.

Дети:

В Вифлеем съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом, не оказалось.

Они нашли место для ночлега за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду.
Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. Самим Богом было указано Марии, как назвать сына.

               

ИИСУС  «СПАСИТЕЛЬ», потому что Он спасет людей от их грехов.

ХРИСТОС  «ПОМАЗАННИК»

Мария спеленала родившегося Младенца и положила его в ясли – решетчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей.

          

Тесно в многолюдном мире, люди выполняют разные дела, а для Бога не находится места. Но, Господь, рождается независимо ни от каких дел и планов человеческих, даже самых важных, какой была всенародная перепись. Все дела человеческие и государственные идут своим чередом, а вдали от суеты, в тихой пещере среди смирных животных  уже явился Спаситель мира. И только ангелы в небе пением восславили Бога.
Но не прошло это событие, незамеченным для людей. Первыми узнали о рождении Христа – простые пастухи, в ту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг перед ними явился ангел Божий и возвестил о рождении Младенца и указал место рождения. Они поспешили посмотреть на чудо Младенца.

  

Узнали об этом событии и волхвы, которые стремились к знаниям, к постижению тайн мира. В то время люди верили, что при рождении великого человека появится на небе  звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Младенец уже родился.

Сохранились имена этих волхвов - ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Мудрецы принесли подарки, поклонились до земли Ему.

ЗОЛОТО – как царю, в виде дани.
ЛАДАН – Богу (маленькие шарики), использовали при богослужении.
СМИРНУ – человеку, идущему на смерть, потому что, умерших людей помазывали благовонным маслом. Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

                 

Путеводная звезда или Вифлеемская (имеет восемь концов) указывала путь к месту рождения Христа. Звезды, которыми украшают рождественские елки, напоминают нам о Вифлеемской звезде.

Мы немного создали сюжет Рождества. А сейчас давайте посмотрим на доску (панно сцена  Рождества), что-то здесь не так. Каких-то персонажей не хватает.
-Назовите, кого нет на этой картине?

 - Где же Младенец, куда он пропал? Дети высказывают свои предположения.

Учитель:

Бог никогда не исчезает, но если человек что-то неправильно делает, грешит, он сам как бы отдаляется от Бога, перестает чувствовать Его присутствие. Может мы перестали видеть Его, потому что сделали что-нибудь дурное? Заглянем в себя и постараемся найти конкретный поступок, за который нам было стыдно. Не будем говорить об этом вслух, но каждый пусть даст обещание больше не делать этого. Когда мы совершаем какой-нибудь поступок добрый или отказываемся принять участие в плохом  поступке, мы приближаемся к Господу.                               

-  А какие поступки мы отнесем к хорошим, добрыми?  Дети приводят примеры.

Что если обидел кого-нибудь……..
Если у кого-то взял что-нибудь без спроса………..
Если тебе нечаянно сделали больно…………
Если тебя обидели………
Если что-нибудь не получается……….                                                      
Так давайте же делать только добрые дела.


На стенде возвращаются персонажи сцены Рождества.

Физкультминутка

Прилетели ангелочки-
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.

Давайте и мы сделаем доброе дело, украсим наше облачко ( нарисовано на ватмане) ангелочками. Дети выполняют из бумаги. Дети по мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют своих ангелочков к облаку.

Ангелы в небе высоком живут,
Богу Всевышнему Славу поют,
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грезы детей!

Сейчас идет Святочная неделя, это дни, следующие после Рождества. Не стоит причислять к традициям празднования Рождества языческие обычаи переодевания, гадания. К истинным рождественским традициям можно отнести - славления. Этот обычай был широко распространен среди простого народа. Люди ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали всем добра и благоденствия. Участников таких концертов- поздравлений угощали.
Давайте и мы будем славить Христа.
Дети поют колядки и получают угощение.

1.

Сеем, сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Щедрик, щедрик! Дай вареник!
Чтобы не было мало,
Дай кусочек сала.

2. 

Торжествуйте, веселитесь,
Люди добрые, со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С днем Христова Рождества!

Приложение 1

Приложение 2

Итог