ИКТ и интегрированные уроки как средство повышения эффективности образовательного процесса.
Школа занимает важное место в жизни общества и играет особую роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом. Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении не справившегося, что влечет за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения. Необходимо постоянно повышать эффективность методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей.
Для этого я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения, нестандартные формы организации урока. Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Однако, ни для кого не секрет, что нередко ученик является лишь пассивным "созерцателем" урока, главное место, на котором отводится монологу учителя. Так называемый "устный опрос" отдельных учащихся также не вызывает особой активности отдельных учеников класса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе учителя, если побуждать ребят готовиться к этим урокам так, чтобы в финале они превзошли учителя. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что обобщается на уроках нестандартных. Кроме того, последние уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами и т.п. Целесообразно помнить, что нестандартные формы организации урока лучше удаются учителям с нестандартной формой мышления. В связи с этим, очень интересны интегрированные уроки. Такие уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. На этих уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Заслуживает внимание и то, что детям интегрированные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают большой эмоциональный заряд.
Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен
развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится и в объяснительных записках к учебным программам, и в методической литературе. Однако конкретной программы логических приёмов мышления, которые должны быть сформированы при изучении каждого данного предмета, нет. В результате развитие логического мышления учащихся идет без знания системы необходимых приёмов, их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно.
Следовательно, при отборе логических приёмов, которые должны быть усвоены
при изучении какого-то предмета, следует учитывать межпредметные связи. Если какие-то логические приёмы мышления были сформированы ранее - при изучении предыдущих предметов, то при усвоении данного предмета их нет необходимости формировать заново. Эти приёмы используются как средства усвоения данных знаний.
Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в обобщении известного и синтезированием нового знания. Такие связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика. Учитывая специфику интегрированных уроков, новая информация, получаемая от учителя должна быть занимательной, оригинальной, безусловно, вызывающей активность детей.
Кроме интегрированных уроков сейчас в нашу жизнь прочно входят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые тоже становятся на путь повышения эффективности обучения. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока.
Учащимся свойственно подражание, стремление быть как взрослые. Взрослые работают с компьютером. Преподавание в начальной школе математике, русского языка, естествознания даже в наше информативно-насыщенное время проводится все теме же старыми методами. В наше время стремление педагогов понятно внедрить в практику начальной школы новейшие информационные технологии в частности компьютерные.
Именно поэтому применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений
Основными являются:
- технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
- методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
- технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:
- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
- при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;
- на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.
На этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причём на экране показывается не только задание, но и ответ.
При подготовке к уроку, учитель должен соблюдать определенные требования к материалу, который будет использован на уроке. Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ, может быть эффективно представлен учителем. Не должно быть большого количества текстов. Фон презентации должен быть спокойным. Шрифт подбираться соразмерный плотности текста. Слайды должны носить, прежде всего, обучающий характер, а не только демонстрационный. Нельзя применять анимации, которые отвлекают внимание младших школьников.
Применение компьютера на уроках развивает учащегося: повышает интерес к учебному процессу, ставит перед ребенком познавательные и творческие задачи, воспитывает самостоятельность, учит работать с разными источниками информации.
Основными целями использования компьютерных технологий на уроках можно выделить:
- повышение мотивации к учебе,
- углубление знаний,
- развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной игре.
Важно отметить, что учителю при использовании компьютера на уроке отводится очень важная роль. Он составляет урок, подбирает дидактический материал и индивидуальные задания, разрабатывает методические и обучающие цели. Использование компьютера на уроке позволяет переложить часть работы учителя на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации.
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Не обладающие красивым почерком и достаточным уровнем грамотности, дети довольны, что их «компьютерное сочинение» выглядит великолепно и ошибки можно исправить, не испортив внешний вид текста.
Презентации, созданные учителями, различаются не только технически, но и методически. Одни презентации позволяют учителю добиться максимальной активизации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся (где проектор минимизирует необходимость использование мела на доске и заметно ускоряет процесс подачи материалов). Другие презентации позволяют оценить глубину понимания слушателями изучаемого материала, умение подбирать и анализировать собранную информацию, выделить главное для исследовательской деятельности учащихся. Использование компьютера в учебном процессе в начальной школе является моделирование содержания разнообразных учебных проблем с самими учащимися. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребенок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса, и активизируется творческая учебно-познавательная деятельность. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.
Следовательно, ИТК должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Какие же возможности ИТК помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Можно выделить основные:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
- создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
- использование готовых программных продуктов;
- поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание тестовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. На развитие важных качеств умственной деятельности (памяти, речи, внимания, мышления, способности к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу) ориентирована интеграционная система, а применение информационных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.
Как образец интегрированного урока с использованием мультимедийной презентации я даю в урок по теме «Правописание приставок. Зима в природе».
Тема урока: Правописание приставок. Зима в природе.
Цель урока:
- Углублять знания детей о приставках, их роли в словах, дать
понятие о единообразном написании приставок, независимо
от произношения.
- Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.
- Воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, уважение друг к другу.
Оборудование урока:
- Музыка: вальс «Метель» Г. Свиридова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского;
- мультимедийная презентация
- карточки индивидуального опроса;
- слова для орфографической минутки;
- картины зимней природы;
I. Организационный момент
- Над какой темой мы с вами работали вчера?
- Какие проблемы возникли при выполнении домашнего задания?
- Чем нам нужно заняться сегодня, чтобы устранить пробелы в ваших знаниях?
2. Постановка темы урока
Проведем речевой урок, на котором будут звучать две темы: «Правописание приставок» и «Зима в природе». (Слайд 1)
Знакомясь с приставками, мы будем учиться красиво говорить, знакомиться со смысловым значением слова, составлять предложения.
3. Работа по теме урока
а) Работа по карточкам
1. 4 человека будут работать по карточкам.
№ I Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картину к данному тексту. Прочитайте выразительно.
З....мой рус...кий лес сказочен и ч...десен. Снег укр...шает пуш...стые ветки д...ревьев. См...листые ш...шки в…сят на елях. В с...р...бряном уборе ст,..ят кр...савицы — б...ре...ки.
№2 Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картину к данному тексту. Прочитайте выразительно.
В лес примч...лся первый сне... .
Попр..сился на н...чле... .
Перепуганный не в шутку,
Прим...рять стал зайчик шу...ку!
Без иголки, без портного
Шу...ка новая готова.
№3 Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте выразительно.
Закрутила м...тел.... Белка посп...шила к гн...зду. Гн...здо у зв...рька теплое. Забралась белка в гн...здо, прикрылась пуш...стым хвостиком. Х...лодный ветер и м...роз не страшны зв...р...ку. Утихла неп...года. Выл...зла белка из гн...зда. Она ловко поск...кала с дер...ва на дер...во. Вот белка вз...ла в ла.пы ...ловую ш...шку. Она стала её обгрызать. Вкусная еда у пуш...стого зв...р..ка зап...сена в кладовой.
б) Работа с деформированным текстом
- А мы поработаем устно. На доске (слайд 2) вы видите слова. Составьте из слов каждой строчки предложение.
Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к, кормушке, и, воробьи, синички.- Найдите в каждом предложении предлоги (слайд4).
- Как предлоги пишутся со словами?
- Найдите слова с приставками (слайд5).
- Как приставки пишутся со словами?
- Почему птицам зимой нужно помогать?
в)Минутка чистописания
(Открыть картины.)
- Долго мы ждали в этом году приход снежной зимы, она пришла неожиданно. Засыпала город снегом, завалила сугробами. И хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок. (Слайд 6)
(Включить музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»).
-Такой узор поможет вам овладеть скорописью.
об обо от ото до под про
- Посмотрите на вторую строку, что интересное вы заметили? (Это предлоги)
- Как вы думаете, какой частью слова могут являться такие сочетания букв? (предлогами или приставками)
-Что позволило объединить эти сочетания букв в одну группу? (Правописание буквы О в приставках.)
- Напишите, соблюдая правильные соединения. Прочитайте эти сочетания. Подберите 3 слова с такими приставками, запишите их, разделив на слоги.
г) Словарная работа.
- Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам в тетради словарными словами. Прочитайте про себя словарные слова (слайд 7).
Г…рох, к…пуста, к…ньки, м…роз, п…суда, д…кабрь, …нварь.
- Запишите в тетрадь слова только подходящие к нашей второй теме урока, т. е. зимней тематике. Вставьте пропущенные буквы. (У доски работает 1 человек). Проверка (слайд 8).
д) Проверка работ по карточкам №1, №2
- Какая картина подходит к твоему заданию? (Слайды 9-11)
- Прочитай текст.
- Дети, если вы согласны, хлопните один раз в ладоши.
- Докажи правильность своего ответа.
- Ребята, составьте любое предложение по картине. (Дети говорят свои предложения.) Запишите предложение, которое вам больше всего понравилось. Если есть слова с приставками, выделите их.
Проверка карточки № 3
- Послушайте, какой текст прочитает нам ... Приготовьтесь ответить на вопрос: «Почему белка зимой не спит?» (Слайд 12)
- Как прочитала...?
- Поднимите рука, кому понравилось чтение?
- Какое требование к чтению текста нужно соблюдать? ( Читать текст нужно выразительно, соблюдая логическое ударение.)
- Почему белка зимой не спит?
- Как вы понимаете смысл выражения: « Крутится, как белка в колесе»? (Слайд 13)
- Что вы знаете о белках? (Слайд 14)
е) Поэтическая минутка.
- Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с ее суровым характером все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, а чудесные стихотворные строки.
- Какие стихотворные строки вам вспоминаются? (Дети читают стихотворения о зиме).
А сейчас я вам прочитаю стихотворение Фетисова В. «Зима пришла». В тексте нам встретятся незнакомые слова. Прочитайте их глазками. Значение какого слова вы можете объяснить? (Слайд 15 со словами и значениями)
Папаха — высокая меховая шапка.
Нахлобучила — надвинуть головной убор низко на лоб.
Холст — льняная ткань из толстой пряжи.
- Я читаю, а вы попробуйте представить то, о чем говорится в стихотворении. (Слайд 9)
- А вот ещё одно задание. На доске вы видите строки из стихотворения С.Есенина
(За)метает пурга белый пут…,
Хочет (в)мя…ких снегах
(По)т…нут… .
В…тер резвый уснул
(На)пути.
Не пр…ехат… (в)лесу,
Не пройти.
- Что вам представилось?
- Какие сравнения использует поэт для описания изменений в природе?
- Задание будет такое:
В тексте найдите слова, в которых есть приставки и выделите их.
- Сколько таких слов? (3)
Заметает пурга белый путь,
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути.
Не проехать в лесу,
Не пройти.
3. Физкультминутка
4. Продолжение работы по теме урока
а) Музыкальная пауза.
- Скажите, ребята, во что зимой играете, какие игры вы знаете?
(Дети называют зимние игры).
- Красоту русской природы можно описать красками, красивыми словами, а можно передать и с помощью музыки. Есть замечательный вальс Георгия Свиридова. Послушайте музыку и выберите слова, которыми можно охарактеризовать эту мелодию. (Звучит вальс Свиридова «Метель»)
- Какая звучала музыка? (Дети выбирают подходящие слова из предложенных ниже.)
Праздничная, легкая, мужественная, стремительная, игривая, медленная. (Слайд 16)
- Какое настроение вызвало это произведение?
- Как вы думаете, как оно называется?
б) Повторение пройденного материала.
- Я вспомнила еще одну зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов-родственников.
- Какие слова называются родственными или однокоренными?
- Давайте как можно больше подберем родственных слов к словам снег, ветер, мороз. (Игра-соревнование «Какой ряд больше подберёт слов») (Слайд 17)
- С помощью чего можно образовать новые слова? Какими по смыслу они будут?
- А при помощи приставок можно образовать новые слова?
- Запишите к себе в тетрадь те слова, которых у вас нет. (На слайде 18: подснежник, заснеженный, обветрил, выветрил, заморозки, отморозить.)
- Как пишутся приставки?
- Выделите приставки.
в) Работа с текстом
- Сегодня на уроке мы работали с приставками, словами. И осталось самое интересное задание с текстом. Текст надо отредактировать, т. е. подобрать из скобок имена прилагательные, которые точнее всего подходят к данному предложению.
Нужное слово выделите карандашом. Прочитайте текст.
- Какой вид текста получился: описание, повествование, рассуждение.
- Докажите.
- Запишите предложения. (Слайд 19)
Снег
Великолепен был вид (зимней, морозной) природы. Кусты и деревья опушились (колючим, глубоким, блестящим) инеем. Лучи солнца осыпали (холодным, ясным, золотым) блеском всю местность.
- Разберите записанные предложения по частям речи и членам предложения. Выделите орфограммы на известные вам правила.
5. Домашнее задание
- Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Миниатюра — это очень маленькое, короткое сочинение. Я даю опорные слова, а вы составляете предложение так, чтобы сочинение приобрело интересное содержание. В тексте найдите слова с приставками, приставки выделите.
Зимнее утро
Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой, белой скатертью; побежали к горке.
За городом
Воскресное утро; добираться автобусом; спешили за город; на чистой скатерти снега; устремились к поляне; следы от лыж; засыпана инеем; упала с ветки ели; раскраснелись от мороза.
Кормушки
Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилету.
6. Итог урока
- Какие темы звучали на уроке?
- Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки?
Список использованной литературы:
- Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.
- Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.
- Журнал «Управление качеством образования», № 5, 2008
- Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс
// Начальная школа. - 2008. - №1. - с.31-33.
- Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.
- Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.