Конспект музыкального занятия по принципам орфовской педагогики для средних групп

Разделы: Работа с дошкольниками


Поснительеная записка

В своей работе я  всегда стремилась доставлять детям удовольствие музыкой. И в этом мне помогает  программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Моё давнишнее увлечение  элементарным музицированием по системе Карла Орфа и использование её элементов в занятиях в детском саду и на уроках в школе обеспечило плавный переход к программе Т. Тютюнниковой.  Суть идеи  –  познание музыки через активное импровизационное музицирование,   которое    соединяет музыку, речь и движение.  

Предоставленный материал обращен к тем педагогам, кто готов осознать необходимость творчества как фактора величайшей важности для дальнейшего  развития детей, и поможет в проведении полезных и интересных занятий по элементарному музицированию.

Конспект музыкального занятия  по принципам орфовской педагогики «В гостях у сказки»

 (для средних групп)

Цель:

доставить детям удовольствие от общения с музыкой, друг с другом, радость свободы и раскованности; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике; удовлетворять потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью музыки.

Программные задачи:

  • Воспитывать интерес и любовь к музицированию.
  • Развивать эмоциональность детей  как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку.
  • Формировать  звуковысотный слух.
  • Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа и в речевых упражнениях, используя для этого звучащие жесты, движение, шумовые инструменты.
  • Отрабатывать унисон и согласованность в темпе.
  • Исполнять пьесу в шумовом оркестре.
  • Озвучивать стихи и сказки шумовыми инструментами и голосом.

Ход занятия

В зал заходят дети. Исполняют  приветствие «День добрый» (муз. К. Андреаса).  Дети садятся на стульчики.
На столе – лесенка из пяти ступенек, теремок, игрушки: зайка, лиса, волк, медведь. Инструменты: ложки, барабан, подставка с ключами, резинка со скорлупами.

Муз. рук.:

Я приглашаю вас, дети, в гости к сказке. А помогут нам в этом вот эти веселые инструменты:

На полянке скачет зайка.
Ну–ка, зайка, угадай-ка
Сейчас куда тебе бежать?
Вверх, вниз или лежать?

/муз.рук. исполняет на одном звуке и напевает: «Зайка, зайка, успокойся, Нас, трусишка, ты не бойся!»

Дети: Лежать!

 /муз.рук.  предлагает поднять зайчика, играет лесенку из 5 ступенек,  один ребенок передвигает зайку, все помогают на слог «ля». Другой ребенок играет на ключах/.

Муз.рук.:

К зайцу хочет перебраться лисица:
Ей одной на травке не сидится!

/поют на слог «ли», передвигая лисичку, плавно, позванивая на  колокольчиках/.

Вы видите? Зверюшки поселились в избушке.

А если двери на замок?
Получился теремок!
Подбегает к теремку Волк.
Серый волк - зубами щелк.
Пустим его в теремок?

Дети: Да!

Муз.рук.: А как он будет шагать по лесенке? Быстро, отрывисто.

/поем на «лё», ребенок играет на скорлупках/.

Пошел к лесенке медведь.
Он со всеми хочет петь!
Ну, поднимем мы мишутку к теремку?
Мы поможем косолапому ему?

Дети: Да!

Муз.рук.:  А как может шагать Медведь? Какой инструмент может это показать? Барабан. /поем медленно, грубо, без мелодии: «топ!» Ребенок играет на барабане. И в конце «Шлёп» - зазвенели, застучали все инструменты: теремок упал!/

Не умеешь, мишка, петь
Лучше не берись!
Ты в сторонке посиди,
У нас поучись!

/ставится теремок, ребенок на ложках помогает его «строить», и снова водим по лесенке зверей/.

Муз.рук.:

Звери в теремочке сидят,
Из окошка на ребяток глядят.
Музыку шуршунчиков хотят.
Давайте «Полечку» сыграем
Для зверят!

Шумовой оркестр «Детская полька» муз. А. Жилинского.

(«Шуршунчик» изготавливается из коробочки из под йогурта. На его донышке в проделанное отверстие вставляется пучок ленточек из гофрированной бумаги, а на горлышке крепится  офисная резинка)

I ч. – играют на резинках
II ч. – шуршат ленточками

Воспитатель:

Вы все весело играли,
В сказке доброй побывали
Продолжается игра,
На полянку нам пора.

Садятся на ковер по кругу, перед каждым  лежат: мешочек с крахмалом, 2 деревянные палочки, колокольчик, маракас из киндер - сюрпризов.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Звонкая погода, снега кутерьма,
Это время года мы зовем?
(В. Данько)  

Дети: Зима!

Воспитатель: Ребята, мы попали с вами в зимнюю сказку! Возьмите в руки волшебные мешочки и  расскажем зимний стих «Снег, снег».

Озвучивание стихотворения  «Снег, снег» (И. Токмакова).

(Используются небольшие мешочки с крахмалом. Ритмично сминая их на слова «снег, снег» четвертными длительностями, дети аккомпанируют стихам. Для озвучания храпа медведя можно использовать рубель. Его изготавливают следующим образом: на толстую резинку любой длины нанизывают пивные крышки с отверстиями по середине или костяшки от счетов. Резинку закрепляют с двух сторон. Еще нужна петелька, чтобы удобно было держать инструментов в руке. На нем играют палочкой, проводя по всей длине резинки. В конце стихотворения сделать диминуэндо как будто дети уходят подальше от опасного места).

Как на горке  - снег, снег;
И под горкой – снег, снег.
И на елке – снег, снег,
И под елкой -  снег, снег.
Хр-р-р-р-р! (играет на рубиле)
Тише, тише, не шуметь… (диминуэндо)

Воспитатель:

Тишина в лесу… Но вдруг!
Изменилось все вокруг.

/Дети отложили мешочки, взяли палочки, встали/.

Дети: 

Тук – тук! Это дятел!
Тук-тук! Тук-тук-тук!

Исполняют песню «Дятел» муз. Н.Леви, игра на палочках.

Воспитатель:

Каждый хочет показать свой талант
И не только дятел у нас музыкант!

/В круг выходит Петушок/.

Дети исполняют попевку «Горошина» муз. В. Карасевой  в сопровождении маракасов.

Петушок:

Ку-ка-ре-ку!
Светит солнышко с утра,
В зимний лес нам всем пора!

Муз.рук.:

Снежинки  пуховые, веселые живые!
Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном
И землю устилаете блестящим серебром. (А. Липецкий).

Исполняют танец «Снежинок» на мелодию «Шербурские зонтики» М. Леграна.

/Музыкальный руководитель показывает детям  несколько белых листов, на которых изображены следы на снегу зверей и птиц, о которых идет речь в стихотворении/.

Муз.рук.:

Это – ваша снежная страница.
Вот по ней прошла лисица,
Заметая снег хвостом.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.   (С.Маршак)
Вьется след замысловатый
По низине до холма –
Явно тут прошла Собака,
А за нею – ребятня!

Подгруппа детей подготовительной группы с Долматинцем (взрослый) исполняют

Танец «Собака» муз. Г.Гладкова.

(на руках у детей звучащие браслеты из киндер - сюрпризов)

Муз.рук.: /показывает следующий лист/

Здесь проехали полозья –
И сверкает на морозе
Серебристый гладкий след.
А в санях сидят ребята,
Озорные дошколята.
К нам ведет их песни свет!

«Заезжают» с песней «Саночки» А.Филиппенко оркестранты подготовительной группы. В руках у них дуга с колокольчиками, бубенцы, ключи, музыкальная рогатка.

Мальчик:

Едем, едем по сугробам,
По заснеженным дорогам,
Сани под гору летят,
И бубенчики звенят.

Муз.рук.:

Сани очень быстро мчались,
Музыканты к нам добрались!
Выступление оркестра мы послушаем сейчас,
Музыканты – оркестранты постараются для вас!

Девочка:

Зазвучала музыка
Весело и бойко
Всем, конечно, нравится
Задорный танец «Полька»!

Оркестр  «Итальянская полька» муз. С.В. Рахманинова в исполнении детей подготовительной группы.  (Треугольник, металлофоны, ксилофоны,  колокольчики, фортепиано)

/уезжая исполняют 2-ой  куплет «Саночки»/

Муз.рук.: Вот и кончилась наша зимняя сказка. Пора нам прощаться:

Пусть звонкой петушиной песней
Начнется этот Новый год!
Жизнь будет ярче, интересней,
И непременно счастье ждет!  

Петушок играет на свистульке, дети под музыку «Кикико» уходят из зала.