Создание здоровьесберегающей и личностно-ориентированной среды в Центре образования на уроках английского языка.
В создании комфортных условий пребывания ребенка в школе наряду с адекватными факторами среды, а также рациональной организацией учебной деятельности большая роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Этот фактор особенно важен на начальном этапе обучения детей и на этапе перехода в среднюю школу. Ведь «погода в классе», которая во многом определяет степень адаптации детей к школе, зависит, прежде всего, от учителя.
Классическая педагогика, многочисленные публикации, практика школьной жизни, профессиональный и родительский опыт убеждают в том, что учеба должна приносить детям радость, протекать на фоне положительных эмоций.
Результаты учения лучше, а личность развивается более гармонично, когда школьнику комфортно на уроке и вообще в школе. Поэтому необходимо, чтобы уклад школьной жизни, организация учебного процесса исключали психотравмирующие ситуации.
О роли школы в формировании нервно-психического здоровья написаны многочисленные статьи и монографии. Актуальность проблемы нервно-психического благополучия школьников подтверждается данными о состоянии здоровья детей. По мнению исследователей в структуре морфофункциональных и хронических заболеваний современных младших школьников высокое – второе – место принадлежит нарушениям в нервно-психической сфере. Причину, по мнению многих исследователей, следует искать и в школьном образовании. Есть основания считать такие нарушения здоровья наряду с нарушениями опорно-двигательной системы и близорукостью школьно-обусловленными.
Ущербность психологического комфорта в школе проявляется и в ухудшении успеваемости детей. Известный педагог В.А.Сухомлинский указывал на то, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома.
Профессия педагога относится к числу наиболее эмоционально напряженных, лидируя среди других, чья деятельность непосредственно связана с людьми. Доля непосредственного контакта с детьми занимает у педагогов до 77% рабочего времени и требует здоровья, выдержки, самообладания, эмоциональной устойчивости. От педагога во многом зависит отношение школьника к учебе, к школе.
Культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к ученику, соблюдение гигиенических нормативов при составлении расписания уроков, режима дня – важные составляющие профилактики нарушений, как в состоянии здоровья детей, так и педагогов.
ЦО № 1445 работает в режиме школы полного дня. Это позволяет создать комфортные условия пребывания детей в школе.
Работа в 5Б, затем 6Б классе КРО в должности учителя английского языка, классного руководителя и воспитателя ГПД показала, что режим ШПД для такого класса является благоприятным по многим факторам:
- учащиеся обеспечены бесплатным двухразовым горячим питанием;
- плавание в бассейне 2 часа еженедельно;
- обучение ведется по расписанию с соблюдением гигиенических нормативов;
- после обеда обязательная прогулка в любое время года (в классе 9 человек, из них 7 мальчиков, увлекаются футболом, поэтому в теплое время года играют на свежем воздухе);
- после прогулки расписанием предусмотрены консультации по предметам (все учителя работают и во второй половине дня, поэтому консультацию можно получить в любое время, даже если ее нет по расписанию);
- приготовление уроков в соответствии с санитарными нормативами;
- после приготовления уроков настольные игры, посещение киноклуба, кружков, секций, как в ЦО, так и вне;
- вечерняя прогулка.
Учащиеся принимают активное участие в жизни школы: готовят устные тематические выступления (например, ко дню Матери), выпускают праздничные стенгазеты, участвуют в праздничных школьных концертах и конкурсах (новогодний концерт, конкурс, посвященный международному женскому дню 8 Марта). На каникулах организуются различные экскурсии.
Учащиеся принимают участие в муниципальных, окружных соревнованиях по футболу, плаванию и имеют призовые места.
Учащиеся полностью готовят домашние задания по английскому языку в ШПД. Кроме того, учебники, словарные и рабочие тетради хранятся в классе. Это позволяет детям не забывать их дома и облегчить ранцы. Для контроля со стороны родителей тетради периодически выдаются на дом.
В классе доброжелательная обстановка, атмосфера взаимовыручки. Все это способствует повышению успеваемости.
Успеваемость в 6Б классе КРО – 100%. 1 ученик учится на «4» и «5».
Обучение английскому языку в классе КРО осуществляется по программе общеобразовательных классов.
На уроках дети поют, играют в игры, рисуют. В новых УМК предусмотрен соответствующий материал.
Проводится релаксационная фонетическая зарядка.
Задача: развитие речевого аппарата, творческой активности, снятие напряжения и усталости.
T.: Fingers are clasped in you fists. (Учитель показывает.)
Во время демонстрации стихотворения учитель сопровождает показом пальцев руки.
Tommy Thumb
Where are you?
(Show your thumb.)
Here I am, here I am
How do you do?
Peter Pointer (index finger)
Where are you?
Toby Tall (middle finger)
Where are you?
Ruby Ring (ring finger)
Where are you?
Baby Small (little finger)
Where are you?
Задача: развитие речевого аппарата, снятие усталости, напряжения.
Hands up
Hands up
Hands down
Hands on hips
Sit down
Stand up
Hands to the sides
Bend left, bend right
Hands on hips
One, two, three – hop
One, two, three – stop.
Touch
Touch your shoulder
Touch your knee
Raise your arms
Then drop them, please
Touch your ankles
Pull your ears
Then touch your nose
With your toes go
Tap, tap, tap
Now your fingers
Snap, snap, snap!