Тема урока: Пишем объявления.
Цель урока: познакомить с новым речевым жанром-объявлением,
его особенностями.
Задачи урока:
- научить учащихся писать объявления,
- редактировать чужие,
- вспомнить изученные речевые жанры;
- развивать связную устную и письменную речи, воображение,
- творческое мышление, память,
- обогатить словарный запас учащихся;
- воспитывать чувства долга и ответственности по отношению к другим, этические нормы поведения
Оборудование: учебник русского языка, тетрадь-задачник, рабочие тетради, кроссворд, звуковое письмо, портрет Н.Носова, иллюстрация к произведению Н.Носова «Дружок», рамочка- помощница
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. У нас сегодня необычный урок, поэтому много гостей. Давайте поприветствуем их.
Дети приветствуют гостей.
Теперь настройтесь на работу.
2. Повторение пройденного материала.
Учитель. Вам уже знакомы многие жанры речи. Давайте вспомним их. В этом нам поможет кроссворд.
Дети отгадывают кроссворд. ( Работа в паре.) ( Двое учеников отгадывают кроссворд у доски.)
Учитель. Какой жанр отсутствовал в кроссворде?
Дети. Дневниковая запись.
3. Подготовка к изучению нового материала.
а) Прослушивание звукового письма.
Учитель. Прослушайте внимательно текст и определите к какому жанру его можно отнести.
Дети слушают текст, записанный на кассете:
«Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю. А я тебя всегда буду слушаться, и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить, чтоб из него выросла хорошая, большая собака».
Учитель. К какому жанру вы отнесёте этот текст?
Дети. Это письмо.
Учитель. Когда люди обращаются к нему?
Дети. Когда хочется поделиться своими мыслями, чувствами, рассказать о каких-то событиях своей жизни, о планах, но с кем хочется поделиться, не всегда бывает рядом.
Учитель. Какие его особенности можете назвать?
Дети. Большой объём сообщения, наличие вопросов, пожеланий.
б) Работа в тетраде-задачнике№159 с. 42
Учитель. Прочитайте отрывок из рассказа, который вы, думаю, знаете. (Дети
читают отрывок про себя.)
Как он называется? Кто его автор? ( На доску вывешивается портрет автора и
иллюстрация к его произведению.)
Дети. Н.Носов. Дружок.
Повторное чтение отрывка вслух одним из учащихся.
Учитель. Как вы думаете, что произошло? Одним – двумя предложениями ответьте на этот вопрос.
Дети. Они взяли чужой чемодан.
Учитель. Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации? Давайте посмотрим, что сделали наши герои.
в) Работа с учебником№160 с.71
Учитель. Перед вами продолжение рассказа. Прочитайте его.
Как вы оцениваете поступок наших героев?
Вы знаете, как называются «записки», которые решили развесить ребята?
Дети. Объявления. ( Некоторые учащиеся могут знать, как называются такие «записки».)
Учитель. Всё ли удачно в их содержании? Почему?
Дети. Нет, иначе к ним не приходило бы столько людей.
Учитель. Прочитайте об особенностях этого жанра речи и уточните свой ответ о недостатках текста.
Дети читают об особенностях нового жанра речи в учебнике№161 с. 72
Учитель. Как называется новый жанр, о котором вы только что прочитали? Какие особенности для него характерны?
Дети. Объявление. В нём кратко сообщается, что, где, когда произошло или будет происходить. Иногда сообщение дополняется просьбой, предложением. Сведения в нём должны быть полными и точными, но без лишних деталей.
4. Объявление темы урока.
Учитель. Теперь зная особенности объявления, мы с вами можем исправлять чужие объявления и писать свои. Тема нашего урока: Пишем объявления.
5. Работа над новым материалом.
Учитель. Рассмотрите рисунки в учебнике№162 на с.72 и составьте за ребят полное и точное объявление.
Вам поможет рамочка – помощница, которую я вам повешу на доску.
Сведения, которых вам недостаёт, придумайте сами.
Дети придумывают свои объявления, опираясь на рамочку – помощницу.
Прослушивание разных вариантов ответов, исправление ошибок.
6. Закрепление нового материала.
Учитель. Запишите свои объявления, но не пишите ничего лишнего.
Дети пишут объявления в тетрадях, редактирование их.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.