Тема: Смена времен года.
Цель:
- Закрепить знания о смене дня и ночи.
- Познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года.
- Расширить словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.
- Развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.
- Продолжать работу по организации здоровьесберегающей среды в коллективе.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: учебник А. А. Вахрушева «Наша планета Земля», иллюстрации с изображением времен года, теллурий, аудиозапись: «У природы нет плохой погоды», выставка книг по теме, карточки с заданием, костюм доктора Айболита.
Ход урока
1. Мобилизующее начало урока.
(Психологическая игра «Подари тепло другу»)
Ученики, сидя за партами, поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладошками.
-Учитель: Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели.
Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Вот и подарили мы тепло друг другу. Пусть ваша теплота и дружба сопровождают нас на уроке.
2. Актуализация знаний.
(Звучит аудиозапись: «У природы нет плохой погоды», ученик читает стихотворение.)
- Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг - природа!
- Учитель: О чем говорится в стихотворении?
- Какие бывают времена года?
Проверка домашнего задания (взаимопроверка) стр.37, №3.
- Какие природные явления свойственны каждому времени года?
- А какое время года сейчас?
- Зачитайте осенние явления природы.
- Что бы вы еще добавили?
3. Постановка проблемы.
- Как думаете, всегда ли будет осень? Почему так думаете?
- Кто затрудняется в ответе, тому поможет иллюстрация на стр. 39.
(Солнце нагревает землю. От земли нагревается воздух. Летом, когда лучи более прямые, земля нагревается сильнее и воздух становится теплым. Зимой тепловые лучи более косые. Земля нагревается слабей, и воздух становится холодным.)
- Что произошло от направления солнечных лучей?
(Изменилось время года).
- Так, от чего зависит смена времен года?
(От изменения угла солнечных лучей).
4. Музыкальная зарядка на развитие двигательного аппарата.
5. Поиск новых решений.
- Существуют ли еще доказательства смены времен года?
(Ребята рассказывают о своих предположениях).
- Давайте проверим, правы ли вы в своих предположениях. А в этом нам поможет теллурий.
Опыт с теллурием.
- Как думаете, что это за лампочка?
- А глобус?
- Давайте проверим прибор в работе. Наблюдайте очень внимательно.
- Что делает Земля?
(Вращается вокруг своей оси).
- Вспомните, что происходит, если Земля вращается вокруг своей оси?
(Смена дня и ночи).
- За какой промежуток времени Земля делает оборот вокруг своей оси?
(За 24 часа, сутки).
- А еще что заметили?
(Земля вращается вокруг солнца).
- Обратите внимание на угол падения солнечных лучей. В той части земли, которая находится ближе к солнцу, какое время года будет? Почему?
- А в той части земли, которая находится дальше от солнца, какое время года будет? Почему?
- А за какой промежуток времени земля делает оборот вокруг солнца?
(За 365 дней, год).
- Так от чего зависит смена времен года?
(От вращения земли вокруг солнца).
Работа с учебником. Поисковая работа, стр.40-41.
- Найдите и зачитайте, от чего еще происходит смена времен года?
(Наклонная ось земли).
Итог: вот и нашли три причины смены времен года. Повторите.
6. Применение новых знаний.
Самостоятельная работа. «Блиц – турнир» (отметить точкой правильный ответ).
* Благодаря какому движению земли изменяются времена года?
- движение Земли вокруг своей оси
- движение Земли вокруг Солнца
- движение Земли и Луны вокруг общего центра масс
* Почему мы не видим солнца после его захода?
- солнце спускается низко к земле и за ночь перебирается на другую сторону, где должно утром взойти
- земля поворачивается к солнцу другой стороной и на «нашей» стороне его не видно
- солнце вечером опускается в море, а за ночь проходит коротким путем под землей, чтобы утром снова взойти
7. Оздоровительный этап.
- К нам пришел гость, узнайте, как его зовут?
- Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор…(Айболит).
(Заходит доктор Айболит и проводит оздоровительную зарядку).
- Стали мы учениками (шаг на месте)
- Соблюдаем режим сами (хлопки руками)
- Утром, мы, когда проснулись (шаг на месте)
- Улыбнулись, потянулись.
- Для здоровья, настроенья
- Делаем мы упражнения (рывки руками)
- Руки вверх и руки вниз
- На носочки подтянись
- То присели, то нагнулись
- И опять уж улыбнулись
- А потом мы умывались
- Аккуратно одевались (повороты влево, вправо)
- Кушали не торопясь (наклоны головой)
- В школу к знаниям стремясь.
Учитель: Влияет ли смена времен года на здоровье человека?
- В какое время года происходит наибольшее насыщение организма витаминами?
- А когда организм особенно нуждается в витаминах?
- Как вы оздоравливаете свой организм?
8. Итог урока:
- От чего происходит смена времен года?
Дополни ответ учителя:
- Вращение земли вокруг солнца – это смена…
- Вращение земли вокруг своей оси – это смена…
Учитель: поднимите руку, кто считает, что наш урок интересный и познавательный. Я вам подарю маленькую планету, (модель земли), берегите ее и себя, мы нужны друг другу.
9. Домашнее задание: стр.42, №2. Сочинение «Почему бывает лето».