"Смена времен года" (урок окружающего мира во 2-м классе)

Разделы: Начальная школа


Тема: Смена времен года.

Цель:

  1. Закрепить знания о смене дня и ночи.
  2. Познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года.
  3. Расширить словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.
  4. Развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.
  5. Продолжать работу по организации здоровьесберегающей среды в коллективе.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: учебник А. А. Вахрушева «Наша планета Земля», иллюстрации с изображением времен года, теллурий, аудиозапись: «У природы нет плохой погоды», выставка книг по теме, карточки с заданием, костюм доктора Айболита.

Ход урока

1. Мобилизующее начало урока.

(Психологическая игра «Подари тепло другу»)

Ученики, сидя за партами, поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладошками.
-Учитель: Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели.
Вы почувствовали тепло рук? А  теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Вот и подарили мы тепло друг другу.  Пусть ваша теплота  и дружба сопровождают нас на уроке.

2. Актуализация знаний.  

(Звучит аудиозапись: «У природы нет плохой погоды», ученик читает стихотворение.)

- Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг - природа!

- Учитель: О чем говорится в стихотворении?
- Какие бывают времена года?

Проверка домашнего задания (взаимопроверка) стр.37, №3.   

- Какие природные явления свойственны каждому времени года?
- А какое время года сейчас?
- Зачитайте осенние явления природы.
- Что бы вы еще добавили?

3. Постановка проблемы

- Как думаете, всегда ли будет осень? Почему так думаете?
- Кто затрудняется в ответе, тому поможет иллюстрация на стр. 39.

(Солнце  нагревает землю. От земли нагревается воздух. Летом, когда лучи более прямые, земля нагревается сильнее и  воздух становится теплым. Зимой тепловые лучи более косые. Земля нагревается слабей, и воздух становится холодным.)

- Что произошло от направления солнечных лучей?

(Изменилось время года).

- Так, от чего зависит смена времен года?

(От изменения угла солнечных лучей).

4. Музыкальная зарядка на развитие двигательного аппарата.     

5. Поиск новых решений.

- Существуют ли еще доказательства смены времен года?
(Ребята рассказывают о своих предположениях).

- Давайте проверим, правы ли вы в своих предположениях. А в этом нам поможет теллурий.

Опыт с теллурием.

- Как думаете, что это за лампочка?
- А глобус?
- Давайте проверим прибор в работе. Наблюдайте очень внимательно.
- Что делает Земля?

(Вращается вокруг своей оси).

- Вспомните, что происходит, если Земля вращается вокруг своей оси?
(Смена дня и ночи).

- За какой промежуток времени Земля делает оборот вокруг своей оси?
(За 24 часа, сутки).

- А еще что заметили?
(Земля вращается вокруг солнца).

- Обратите внимание на угол падения солнечных лучей. В той части земли, которая находится  ближе к солнцу, какое время года будет? Почему?
- А в той части земли, которая находится дальше от солнца, какое время года будет? Почему?
- А за какой промежуток времени земля делает оборот вокруг солнца?
(За 365 дней, год).

- Так от чего зависит смена времен года?
(От вращения земли вокруг солнца).

Работа с учебником.  Поисковая работа, стр.40-41.

- Найдите и зачитайте, от чего еще происходит смена времен года?
(Наклонная ось земли).

Итог: вот и нашли три причины смены времен года. Повторите.

6. Применение новых знаний.

Самостоятельная работа.  «Блиц – турнир» (отметить точкой правильный ответ).

* Благодаря какому движению земли изменяются времена года?

- движение Земли вокруг своей оси
- движение Земли вокруг Солнца
- движение Земли и Луны вокруг общего центра масс

* Почему мы не видим солнца после его захода?

- солнце спускается низко к земле и за ночь перебирается на другую сторону, где должно утром взойти
- земля поворачивается к солнцу другой стороной и на «нашей» стороне его не видно
- солнце вечером опускается в море, а за ночь проходит коротким путем под землей, чтобы утром снова взойти

7. Оздоровительный этап.

- К нам пришел гость, узнайте, как его зовут?
- Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор…(Айболит).

(Заходит доктор Айболит и проводит оздоровительную зарядку).

- Стали мы учениками (шаг на месте)
- Соблюдаем режим сами (хлопки руками)
- Утром, мы, когда проснулись (шаг на месте)
- Улыбнулись, потянулись.
- Для здоровья, настроенья
- Делаем мы упражнения (рывки руками)
- Руки вверх и руки вниз
- На носочки подтянись
- То присели, то нагнулись
- И опять уж улыбнулись
- А потом мы умывались
- Аккуратно одевались (повороты влево, вправо)
- Кушали не торопясь (наклоны головой)
- В школу к знаниям стремясь.

Учитель:  Влияет ли смена времен года на здоровье человека?

- В какое время года происходит наибольшее насыщение организма витаминами?
- А когда организм особенно нуждается в витаминах?
- Как вы оздоравливаете свой организм?

8. Итог урока:

- От чего происходит смена времен года?

Дополни ответ учителя:

- Вращение земли вокруг солнца – это смена…
- Вращение земли вокруг своей оси – это смена…

Учитель: поднимите руку, кто считает, что наш урок интересный и познавательный.  Я вам подарю маленькую планету, (модель земли), берегите ее и себя, мы нужны друг другу.

9. Домашнее задание:  стр.42,  №2. Сочинение  «Почему бывает лето».