Пояснительная записка
В Алданском детском доме воспитываются 250 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от двух месяцев до совершеннолетия с дальнейшим патронированием до 21 года. Осуществление преемственности и последовательности по социально-педагогическому сопровождению, воспитанию и развитию нашего ребёнка способствует эффективности и результативности работы в данном направлении.
Перед коллективом педагогов и специалистов стоит важнейшая цель воспитания, образования, развития и социализации детей таким образом, чтобы воспитанник, выйдя из стен детского дома, мог быть социально готовым к преодолению жизненных трудностей, смог бы получить профессию, адекватную его способностям, достойно и ответственно трудиться, приносил бы пользу и был востребован обществом.
Системная работа по допрофессиональной подготовке и социально-трудовой адаптации началась с 2006 года: разработали Программу развития, спроектировали шаги реализации, организовали Ресурсный центр и сетевую площадку взаимодействия. Разработали технологические карты комплексной допрофессиональной подготовки по четвертям и полугодиям, технологические карты социально- трудовой адаптации в каждой группе и семье на календарный год. Это наше «ноу-хау» в управлении.
Следующий немаловажный фактор – это изучение спроса и востребованности специальностей, получаемых нашими воспитанниками для пополнения кадров горнопромышленного производства Алданского района.
В данный период психологи, педагоги, социальные педагоги, учитывая проблемы, которые могут возникнуть при переходе в самостоятельную жизнь, осуществляют социально-развивающую деятельность в нескольких направлениях.
Прежде всего, это профориентация и подготовка к овладению выбранной профессией. Она включает комплекс мероприятий по профориентации с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, возможностей каждого воспитанника; налаживанию взаимодействия с учреждениями профессионального образования по подготовке выпускников детского дома к поступлению и дальнейшей адаптации.
Задачи допрофессиональной подготовки:
- Подготовка воспитанников к жизненно важному выбору через актуализацию их потребностей;
- информирование воспитанников и их воспитателей об условиях и особенностях допрофессиональной подготовки;
- создание условий для получения воспитанниками минимального личного опыта в различных видах деятельности.
Основными направлениями работы по допрофессиональной подготовке являются:
- организация работы;
- информационная работа;
- психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение.
На организацию допрофессиональной подготовки в детском доме разрабатывается расписание занятий «Профориентация» в 1- 4 и 5 - 9 классах. Занятия ведут воспитатели групп и семей. Расписание утверждается директором детского дома.
По технологической карте, составляемой на 1 и 2 полугодия, предусматриваются следующие направления работы:
- на специально организованные, краткосрочные занятия по выбору;
- на информационную работу, а также на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование учащихся;
- на социально- трудовую деятельность воспитанников;
- на экскурсионную работу;
- на опытно – экспериментальную работу в 8 и 9 классах;
- на посещение занятий в профессиональных учебных заведениях г.Алдан.
Организация работы по допрофессиональной подготовке.
Цель организации допрофессиональной подготовки – осуществление воспитанниками «пробы сил» в той или иной сфере человеческой деятельности.
Мы адаптировали систему проб Климова применительно к нашим условиям работы:
Ребёнок - человек |
Ребёнок - природа |
Ребёнок – знаковая система |
Ребёнок - техника |
Ребёнок – художественный образ |
Юный Азбука продаж; Мой салон красоты; Салон швейных изделий «Домовёнок Туристический Школа юного Опека малышей; Уход за больными Книжкина больница; Экскурсионная Сюжетно- Центр правовой информации «Ты и закон» Клуб законности и порядка «ГРАД» Клуб краеведения |
Научные исследования через НОУ Экологическая тропа здоровья Сельскохозяйственный труд в детском доме Экскурсии в заповедные места, походы по родному краю Сплавы по реке Алдан
|
Компьютерная графика и дизайн Работа с информацией Видеостудия «Стриж» Киновидеозал Издательство газеты «Детский вестник» Рекламная студия «Спектр» Машинопись, черчение, копирование Пресс-центр |
Деревообработка Металлообработка Транспорт; Индустрия общественного питания; Ознакомление и использование бытовой техники в условиях проживания в группе, семье. |
Современное направление в дизайне Художественный класс Театр-студия «Дельфины»
|
Экономическая игра-марафон «Банк активных действий» |
||||
Детское самоуправление в детском доме |
||||
Заключительный этап в виде праздника «Фестиваль профессий» |
Каждый ребёнок проявляет себя в тех или иных пробах по Климову, посещая кружки и клубы по дополнительному образованию, который может свободно перемещаться из одного вида деятельности в другой.
Направления социально-трудовой адаптации детей-сирот в Алданском детском доме
Социально – трудовая подготовка детей-сирот является ядром адаптационного процесса.
Понятие «социально-трудовая адаптация» (В.В. Коркунов, 1991) определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями. Выстраивая систему социально- трудовой адаптации в детском доме мы опираемся на схему Селевко Г.К. «Инфраструктура метатехнологии трудового, политехнического, технологического и специального профессионального образования».
Дошкольный возраст:
Домашний труд:
- самообслуживающий труд;
- элементарные трудовые действия;
- уроки домашнего труда.
Начальное звено 1-4 классы:
Освоение ручных трудовых операций:
- самообслуживание;
- общественно-полезный труд: формирование навыков коллективной трудовой деятельности;
- уроки домашнего труда: формирование потребности трудиться;
- учебный труд: отработка навыков и умений учебного поведения.
Социально-трудовая адаптация:
«Ребенок-природа» - навыки работы с землей, растениями,
животными. Домашние животные и птица;
«Ребенок-техника» - навыки работы с домашней бытовой техникой: пылесос, холодильник, электроплита, утюг, стиральная машина, телевизор, фотоаппарат, музыкальный центр;
«Ребенок-знак» навыки работы с компьютером;
«Ребенок-художественный образ» различные виды художественно-творческой деятельности (музыка, живопись, в том числе народные промыслы, сценическое искусство, литература).
Профессиональное просвещение: ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.
Среднее звено 5-9 классы:
Трудовое воспитание:
- общественно – полезный труд: формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться;
- самообслуживающий труд в группах и семьях детского дома: развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;
- домашний труд в группах и семьях;
- гигиена труда;
- организация дежурства по детскому дому (графики дежурства и объекты).
Предпрофильная подготовка в 7-9 классах школы – гимназии;
- учебный труд, система домашних заданий.
Профориентация, допрофессиональная подготовка:
«Ребенок-природа» - живой уголок, экскурсии, походы по родному краю, лесные десанты по очистке территории леса, геологические тропы, сплавы по реке;
«Ребенок-техника» - видеотехника, компьютерная техника, видеодвойка;
«Ребенок-знак» черчение, копирование, рекламная студия, выпуск стенной печати «Детский вестник»;
«Ребенок - художественный образ» участие в творческих коллективах песни, танца, живописи;
участие в художественно-прикладном искусстве, сценическом творчестве, литературе.
Предварительная профессиональная диагностика: выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).
Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения школьника.
Социально-трудовая адаптация:
- шитье и ремонт одежды в салоне «Домовёнок Кузя»;
- рекламная студия «Спектр»;
- Мультимедиацентр допрофессиональной подготовки «Стриж»;
Профессиональные пробы в 1-11 классах:
«Человек-человек» - участие в школьном самоуправлении, помощь учителю, воспитателю, опека младших, уход за больными детьми в группах и семьях, помощь медработникам в Медико-корригирующем центре, школьной библиотеке, экскурсионная работа, дежурство в группах, семьях детского дома.
Детская биржа труда. Основы экономического воспитания «Берегиня» в детском доме.
Взаимодействие с предприятиями, организациями, учреждениями
Организации города:
Центр труда и занятости;
Историко-краеведческий музей;
Предприятия города: ЦРБ, АПАП-пассажирские перевозки, котельные ЖКХ, «Алдангеология», ЖДЯ, типография, поликлиника, столовая «Кёмё», фирма продуктов питания «Демис», мебельная фабрика, лесоперерабатывающее предприятие «ЧП Сафронов», ветлечебница.
Образовательные учреждения: Алданский политехнический техникум; Профтехучилище №24; Медучилище.
Свыше 30 экскурсий с воспитанниками 1- 9 классов организовано в образовательные учреждения, предприятия, организации города и района в первом полугодии и 20 во втором полугодии.
Подготовка воспитанников детского дома к профессиональной деятельности
Основные направления профессионального направления при непрерывном образовании.
- Профессиональная консультация;
- Медико-психолого-педагогическая диагностика;
Поддержка и коррекция профессионального самоопределения;
Профессиональная информация и просвещение;
- Развитие интересов, склонностей и способностей (детские, ролевые, сюжетные, организационно-деятельностные игры профориентационного содержания, практико - и личностно ориентированные кружки, факультативы, спецкурсы; художественно-эстетические школы и студии, профессиональные пробы);
- Профессиональный отбор, трудовая, допрофессиональная и начальная подготовка;
- Социально-профессиональная адаптация в трудовых коллективах государственных и частных предприятий, ПТУ, колледже, институте.
Эффективность этого процесса достигается, когда он предусматривает поэтапный деятельностный характер и осуществляется в системе непрерывного образования как важнейшее средство социальной защиты воспитанников Алданского детского дома.
Ольга Анатольевна является консультантом Ресурсного центра. В ее лице мы нашли активного помощника в использовании библиотеки как информационно-развивающего отдела Ресурсного центра по выбору профессии.
На базе библиотеки детского дома проводятся занятия по выбору профессии с детьми 1-4 и 5-9 классов, встречи с интересными людьми разных профессий. Мы имеем достаточную методическую базу и материалы по допрофессиональной подготовке в виде тематических папок «В мире профессий или Как правильно выбрать будущее дело по душе». Эпиграф «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет. К.Д.Ушинский» предваряет содержание папок. Представлен аннотированный указатель книг по профориентации. Имеется подборка из 13 книг, в том числе: «Мир профессий: Человек-природа», «Мир профессий: Человек-техника», «Мир профессий: Человек - художественный образ». Далее следует аннотированный указатель статей по профориентации из 27 источников. Имеются 7 сайтов по профориентации. Интерес для изучения и привлечения к нашей работе представляет статья И. Загашева «Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке».
Новизна и новшества, введенные в ходе реализации
Программы по допрофессиональной подготовке и социально-трудовой адаптации.
- Организация работы Ресурсного центра. Руководитель Струговец А.Н. стала активным организатором конкретных дел и мероприятий, расписанных в технологической Карте допрофессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации. Ток-шоу «На златом крыльце сидели», проведение вечернего видеозала «Под крышей дома твоего». Ею разработана новая экономическая игра «Банк активных действий - Берегиня» для организаторов детского самоуправления.
- Ресурсным центром организованы и проведены практико-ориентированные семинары и мероприятия в направлениях: трудовое воспитание; профессиональная консультация; социально-трудовая адаптация; интенсивное погружение в формирующий эксперимент с 9 классами; предварительная диагностика; портфолио достижений воспитанников.
- Появление на базе Медиацентра новых специальностей: машинопись, оператор видео и фотосъемок, фотограф, оператор ЭВМ, флэш-мультипликатор, компьютерный дизайнер, пользователь компьютерных учебных программ.
- Активно действует видео и фотостудия «Аистенок».
- Появился отдел журналистики в издательстве газеты «Детский вестник».
- Спортивно-оздоровительный центр «ЭДАС». Центр имеет крепкую материально-техническую базу и постоянно находится в поле зрения укрепления здоровья и ЗОЖ.
- Экономическая игра «Банк активных действий» - организатор проведения игры Лавренова Н.Н. Мы убедились в эффективности данной формы деятельности как ресурсной находки, связанной с организацией основ экономического воспитания среди воспитанников.
- Школа юного организатора в детском самоуправлении. Проводится кропотливая и интересная работа во всех направлениях детского творчества и самовыражения, первые шаги в научной деятельности. Наблюдается взаимодействие со всеми развивающими структурами детского дома. Ребенок детского дома получает престижное развитие, воспитание и образование.
- Активное сотрудничество с психологом Центра труда и занятости населения Буйницкой В.Э. Психолог провела тестирование по Голланду с целью профессионального самоопределения личности с 17 воспитанниками детского дома, учащимися 9-х классов. Работа по значимости ценная и качественная. Материалы тестирования помогли в сессионный период работы как с формирующей, так и контрольной группой. Психологом детского дома проведено тестирование по ДДО Климова в 6 группах и семьях, тестирование в группах «Звездная» и «Надежда» для проведения ОЭР в этих группах.
- Организация формирующего эксперимента ОЭР в смешанной группе из двух 9-х классов.
- Организация сессионного режима в экспериментальной группе 9-х классов. Наблюдаются интересные ситуации с воспитанниками в ходе погружения в сессионный режим, ведущие к размышлению о путях раскрытия внутренних резервов и возможностей воспитанников.
- Социально-трудовая адаптация во всех группах и семьях через участие в кружках, клубах и студиях дополнительного образования в детском доме:
- шитье и ремонт одежды в салоне «Домовенок Кузя»;
- народные промыслы по линии кружка «Умелочка»;
- рекламная студия «Спектр»;
- Центр мультимедиа и допрофессиональной подготовки «Стриж»;
- Видеостудия «Аистенок»;
- Студия «Журналист»;
- Печатное издательство «Детский вестник»;
- Домоведение в группах и семьях детского дома по программе Худенко;
- Спортивно-оздоровительный центр «ЭДАС»
Результативность и эффективность работы
по допрофессиональной подготовке и социально-трудовой адаптации в условиях социализации детей-сирот в детском доме.
- Защита ОЭР на республиканском уровне с присвоением статуса кандидата РЭП) с вручением Свидетельства МО РС (Я) от 17.04. 2008 г.
- Активизировалась работа Ресурсного центра детского дома.
- Активизировалось повышение квалификации путём дистанционного и заочного обучения педагогов и специалистов детского дома.
- Активизировалась работа Медиацентра по ознакомлению с новыми специальностями и технологиям обучения как детей, так и взрослых.
- Выпуск издательством детского дома «Детский вестник» брошюр, буклетов с опытом работы педагогов, газеты «Детский вестник».
- Публикации в районных СМИ о проводимой работе.
- Фиксация новшеств и преобразований в связи с реализацией Программы по допрофессиональной подготовке и социально- трудовой адаптации.
- Появление новых социально - развивающих технологий.
- Аналитические и мониторинговые исследования по допрофессиональной подготовке и социально- трудовой адаптации в условиях социализации воспитанников детского дома.
- Расширение и взаимодействие в рамках сотрудничества с организациями, предприятиями по трудоустройству выпускников детского дома.
- Проведены мониторинги улучшения показателей здоровья воспитанников и выпускников детского дома.
- Проведены мониторинги устройства выпускников детского дома по окончании 9, 11 классов в учебные заведения в районе, республике и РФ.
- Мониторинг продуктивности по допрофессиональной подготовке и трудовому воспитанию.
- Создан Информационно-аналитический банк по допрофессиональной подготовке и
социально-трудовой адаптации в условиях социализации воспитанников.
Публикации
по допрофессиональной подготовке и социально-трудовой адаптации
- Брошюра «Фестиваль профессий». 2007 г.
- Брошюра «Дороги, которые мы выбираем. Профориентация воспитанников Алданского детского дома». 2007 г.
- Исследовательский материал воспитанника Алданского детского дома Хрона Вячеслава «Профессиональное самоопределение воспитанника в условиях Алданского детского дома». 2008 г. (Материал опубликован в Интернете ИД «Первое сентября» (г. Москва) в ходе Фестиваля творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио» в 2008 году)
- Брошюра с обобщением опыта работы воспитателя Котельниковой Т.Ю. «Практико-ориентированная деятельность в опытно-экспериментальной работе по допрофессиональной подготовке среди воспитанников 9 классов Алданского детского дома». 2008 г.
- Альбом по социально-трудовой готовности воспитанников детского дома «Всё умею делать». 2008 г.
- Оформлены папки в группах и семьях по темам: «Допрофессиональная подготовка в группе», «Социально-трудовая адаптация в группе». 2007-2008 гг.
- Статьи и заметки в газете «Детский вестник» за 2007, 2008, 2009 гг.