Материал факультативного занятия тесно связан с учебным программным материалом. Особое внимание уделяется развитию логического мышления обучающихся.
Форма занятия – путешествие. Предлагаются разнообразные виды деятельности: “Магическая звезда”, геометрическая задача “Равенство – неравенство”, текстовая задача, таблица Шульте, игра.
Занятие состоит из пяти этапов:
1 этап – организационный момент, эмоциональный настрой обучающихся
2 этап- разминка, включающая задание: вставить в квадраты “Магической звезды” необходимые числа таким образом, чтобы их сумма по каждой прямой равнялась числу в середине звездочки, при этом числа не должны повторяться.
3 этап – работа в парах: произвести вычисления с отрезками и вставить знаки >, <, =
4 этап – игра “Запрещенное движение”
5 этап – встреча с Царицей Математики, решение текстовой задачи с построением вспомогательной модели.
6 этап – выполнение задания Резинки – разбойницы по таблице Шульте
7 этап – заключительный, подведение итогов.
Цель: Формировать умения использовать вспомогательную модель при решении математической задачи.
Задачи:
1.Совершенствовать навыки устного счета, обучать построению и применению вспомогательной модели при решении текстовых задач.
2.Развивать память, внимание, мышление, речь учащихся.
3.Воспитывать интерес к предмету, стремление к знаниям.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на работу.
Учитель: Дети, сегодня на занятии мы совершим очередное путешествие по стране Математики. Я надеюсь, что вам будет интересно, и вы будете стараться. В стране Математики живут необычные жители: цифры, знаки, различные математические модели, но они попали в беду (Слайд 1 (см. презентацию)). К ним в город проникла Резинка-разбойница и они никак не могут от нее избавиться. Вы готовы помочь жителям страны? Тогда в погоню за Резинкой-разбойницей, а поедем мы на поезде.
(Имитация движений под фонограмму “Мы едем-едем”)
Учитель: Ребята, чтобы нам не было скучно, машинист поезда нам приготовил интересное задание.
(Учитель открывает плакат и предлагает ребятам выполнить задание)
Задание: вставьте в квадраты необходимые числа таким образом, чтобы их сумма по каждой прямой равнялась числу в середине звездочки, при этом числа не должны повторяться.
Учитель: Молодцы, дети, вы прекрасно справились с заданием. Но на нашем пути река. Разбойница-резинка сломала мост, мы сможем переехать, если выполним следующее задание. Вам предстоит поработать в парах. С подобным заданием вы уже встречались, поэтому я надеюсь, что вы с ним справитесь.
(Учитель раздает карточки с заданием “Равенство-неравенство)
Задание: Произвести вычисления и вставить знаки >, <, =
Учитель: Вы постарались, значит мы можем переезжать реку. Вот и страна Математики (Слайд 2). Выйдем из поезда, остановимся и поиграем в игру “Запрещенное движение”. Ребята, я буду показывать вам различные движения, но вы будете повторять за мной только тогда, когда попрошу вас вежливо “Пожалуйста”. Будьте внимательны!
(Проводится игра. Раздается стук в дверь. Входит Царица Математика)
Ц.М.: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас в своей стране. Вы любите математику? Почему? (Ответы детей) Да, действительно, математика развивает внимание, память, учит рассуждать, мыслить и я рада, что ко мне пришли такие способные ребята.
Учитель: Мы пришли помочь жителям твоей страны избавиться от Резинки-разбойницы. Ты знаешь, где она?
Ц.М.: Она прячется, но ее можно побороть только знаниями. Вы готовы решить мою задачу? Тогда, пожалуйста, внимание на экран и я открою вам задачу.
(Слайд 3)
Ц.М.: Я желаю вам успехов.
Задача: У Квадрата и Прямоугольника было по 36 карандашей у каждого. Квадрат подарил Кругу 12 карандашей, а Прямоугольник подарил Треугольнику столько карандашей, сколько осталось их у квадрата. Сколько карандашей осталось у прямоугольника?
(Дети под руководством учителя читают задачу, анализируют ее, составляют вспомогательную модель)
- 36 – 12 = 24(кар.) осталось у Квадрата, значит столько карандашей подарил Прямоугольник.
Решение:
- 36 – 24 = 12(кар.) осталось у Прямоугольника.
Ответ: 12 карандашей.
Ц.М.: Спасибо, ребята! Вы прекрасно справились с моей задачей. Теперь я думаю, мы найдем Резинку-разбойницу.
(Раздается голос Резинки-разбойницы, фонограмма )
- Ой-ой-ой! Простите меня, пожалуйста. Я больше не буду. Я открою вам свой секрет. Если вы выполните мое задание, то сможете меня найти и помочь жителям страны Математика
( ребятам предлагается плакат - таблица )
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
11 |
11 |
12 |
13 |
15 |
16 |
18 |
21 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
30 |
31 |
32 |
40 |
3 |
6 |
7 |
9 |
12 |
14 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
25 |
? |
27 |
30 |
31 |
40 |
1 |
3 |
6 |
7 |
8 |
10 |
11 |
12 |
14 |
16 |
18 |
19 |
21 |
23 |
24 |
25 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
1 |
3 |
6 |
9 |
10 |
12 |
14 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
22 |
23 |
Внимательно послушайте мое задание:
Вы можете меня достать, если пройдете через двери, на которых написаны числа, делящиеся на 3 или в написании которых входит цифра 3. Найдите этот путь.
(Дети находят путь к знаку вопроса)
Ц.М. достает из-за экрана Резинку, сделанную из папье-маше с улыбающимся “лицом” и показывает детям.
Ц.М.: Спасибо, ребята! (Слайд 4) Вы не только помогли жителям моей страны, но и Резинку-разбойницу сделали доброй и веселой.
Учитель: Дети, а вы довольны своей работой. (Ответы детей) Я тоже горжусь вами, но нам пора возвращаться домой. Давайте поблагодарим Царицу Математики и ее жителей за прекрасные задания. (Слайд 5)
(Дети благодарят Ц.М., садятся в “поезд” и под фонограмму “Мы едем-едем” отправляются в путь)