Конспект факультативного занятия по математике "Путешествие в страну Математика"

Разделы: Начальная школа


Материал факультативного занятия тесно связан с учебным программным материалом. Особое внимание уделяется развитию логического мышления обучающихся.

Форма занятия – путешествие. Предлагаются разнообразные виды деятельности: “Магическая звезда”, геометрическая задача “Равенство – неравенство”, текстовая задача, таблица Шульте, игра.

Занятие состоит из пяти этапов:

1 этап – организационный момент, эмоциональный настрой обучающихся

2 этап- разминка, включающая задание: вставить в квадраты “Магической звезды” необходимые числа таким образом, чтобы их сумма по каждой прямой равнялась числу в середине звездочки, при этом числа не должны повторяться.

3 этап – работа в парах: произвести вычисления с отрезками и вставить знаки >, <, =

4 этап – игра “Запрещенное движение”

5 этап – встреча с Царицей Математики, решение текстовой задачи с построением вспомогательной модели.

6 этап – выполнение задания Резинки – разбойницы по таблице Шульте

7 этап – заключительный, подведение итогов.

Цель: Формировать умения использовать вспомогательную модель при решении математической задачи.

Задачи:

1.Совершенствовать навыки устного счета, обучать построению и применению вспомогательной модели при решении текстовых задач.

2.Развивать память, внимание, мышление, речь учащихся.

3.Воспитывать интерес к предмету, стремление к знаниям.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на работу.

Учитель: Дети, сегодня на занятии мы совершим очередное путешествие по стране Математики. Я надеюсь, что вам будет интересно, и вы будете стараться. В стране Математики живут необычные жители: цифры, знаки, различные математические модели, но они попали в беду (Слайд 1 (см. презентацию)). К ним в город проникла Резинка-разбойница и они никак не могут от нее избавиться. Вы готовы помочь жителям страны? Тогда в погоню за Резинкой-разбойницей, а поедем мы на поезде.

(Имитация движений под фонограмму “Мы едем-едем”)

Учитель: Ребята, чтобы нам не было скучно, машинист поезда нам приготовил интересное задание.

(Учитель открывает плакат и предлагает ребятам выполнить задание)

Задание: вставьте в квадраты необходимые числа таким образом, чтобы их сумма по каждой прямой равнялась числу в середине звездочки, при этом числа не должны повторяться.

Учитель: Молодцы, дети, вы прекрасно справились с заданием. Но на нашем пути река. Разбойница-резинка сломала мост, мы сможем переехать, если выполним следующее задание. Вам предстоит поработать в парах. С подобным заданием вы уже встречались, поэтому я надеюсь, что вы с ним справитесь.

(Учитель раздает карточки с заданием “Равенство-неравенство)

Задание: Произвести вычисления и вставить знаки >, <, =

Учитель: Вы постарались, значит мы можем переезжать реку. Вот и страна Математики (Слайд 2). Выйдем из поезда, остановимся и поиграем в игру “Запрещенное движение”. Ребята, я буду показывать вам различные движения, но вы будете повторять за мной только тогда, когда попрошу вас вежливо “Пожалуйста”. Будьте внимательны!

(Проводится игра. Раздается стук в дверь. Входит Царица Математика)

Ц.М.: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас в своей стране. Вы любите математику? Почему? (Ответы детей) Да, действительно, математика развивает внимание, память, учит рассуждать, мыслить и я рада, что ко мне пришли такие способные ребята.

Учитель: Мы пришли помочь жителям твоей страны избавиться от Резинки-разбойницы. Ты знаешь, где она?

Ц.М.: Она прячется, но ее можно побороть только знаниями. Вы готовы решить мою задачу? Тогда, пожалуйста, внимание на экран и я открою вам задачу.

(Слайд 3)

Ц.М.: Я желаю вам успехов.

Задача: У Квадрата и Прямоугольника было по 36 карандашей у каждого. Квадрат подарил Кругу 12 карандашей, а Прямоугольник подарил Треугольнику столько карандашей, сколько осталось их у квадрата. Сколько карандашей осталось у прямоугольника?

(Дети под руководством учителя читают задачу, анализируют ее, составляют вспомогательную модель)

  1. 36 – 12 = 24(кар.) осталось у Квадрата, значит столько карандашей подарил Прямоугольник.

Решение:

  1. 36 – 24 = 12(кар.) осталось у Прямоугольника.

Ответ: 12 карандашей.

Ц.М.: Спасибо, ребята! Вы прекрасно справились с моей задачей. Теперь я думаю, мы найдем Резинку-разбойницу.

(Раздается голос Резинки-разбойницы, фонограмма )

- Ой-ой-ой! Простите меня, пожалуйста. Я больше не буду. Я открою вам свой секрет. Если вы выполните мое задание, то сможете меня найти и помочь жителям страны Математика

( ребятам предлагается плакат - таблица )

1

2

4

5

6

7

8

10

11

11

12

13

15

16

18

21

24

25

26

27

28

30

31

32

40

3

6

7

9

12

14

16

17

18

19

20

21

22

23

25

?

27

30

31

40

1

3

6

7

8

10

11

12

14

16

18

19

21

23

24

25

27

28

29

30

31

32

1

3

6

9

10

12

14

16

17

18

19

20

22

23

Внимательно послушайте мое задание:

Вы можете меня достать, если пройдете через двери, на которых написаны числа, делящиеся на 3 или в написании которых входит цифра 3. Найдите этот путь.

(Дети находят путь к знаку вопроса)

Ц.М. достает из-за экрана Резинку, сделанную из папье-маше с улыбающимся “лицом” и показывает детям.

Ц.М.: Спасибо, ребята! (Слайд 4) Вы не только помогли жителям моей страны, но и Резинку-разбойницу сделали доброй и веселой.

Учитель: Дети, а вы довольны своей работой. (Ответы детей) Я тоже горжусь вами, но нам пора возвращаться домой. Давайте поблагодарим Царицу Математики и ее жителей за прекрасные задания. (Слайд 5)

(Дети благодарят Ц.М., садятся в “поезд” и под фонограмму “Мы едем-едем” отправляются в путь)