Воспитание личности через участие в работе детского общественного объединения

Разделы: Внеклассная работа


Воспитание личности через участие в работе детского общественного объединения.

Глубокие изменения, переживаемые ныне Россией, охватили все сферы ее жизни. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой коммуникации, каналы которой переполнены низкопробной продукцией массовой культуры и агрессивной рекламой, порождают не только структурное переустройство социально–экономического порядка, но и существенно воздействует на духовный уклад общества, стимулируют процесс пересмотра многих идейно–нравственных ценностей, производства и освоения новых духовных ориентиров.

Для старших поколений наших соотечественников было привычным воспринимать детство как «красногалстучное». Практически все дети от 10 до 14 лет носили на шее красную треугольную косынку - знак принадлежности к всесоюзной массовой самодеятель­ной общественно-политической организации детей и подростков. Организованные в отряды по классам и дружины в школах, они избирали органы пионерского самоуправления, обсуждали вопросы коллективной жизни и деятельности, проводили пионерские сборы и линейки, собирали металлолом и макулатуру, занимались тимуровской работой и худо­жественной самодеятельностью, техническим творчеством и озеленением городских улиц. Ни одно крупное ,пионеров и рапорта о детских достижениях в учебе, спорте, художественном творчестве, трудовых делах. Вступление в пионерскую организацию по достижении 10 лет обретало смысл не только нового возрастного, но и социального статуса.

С 1990 года единая и единственная детская организация прекратила свое существование. Ее непосредственный преемник - международный Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций предложил ряд вариативных программ, сохранив часть детей, участвующих в их реализа­ции. В ряде субъектов Российской Федерации продолжили существование, обновив содержание деятельности, областные и краевые пионерские организации. Некоторые из них образовали межрегиональное «Пионерское содружество». Стали возрождаться существовавшие в России начала XX века организации скаутов. Множество самостоятельных детских объе­динений - с разными названиями и направленностью дея­тельности - были созданы во многих территориях страны: в школах, учреждениях дополнительного образования, на базе других государственных и общественных организаций. Так, в Северном округе Москвы создана и действует ассоциация детско-юношеских организаций «Движение детей и подростков «Юность Московского Севера», в Санкт-Петербурге - межрегиональная детская общественная организация «Ю-Питер», в Томской области - региональная детско-юношеская организация «Сибирский дом», в Сахалинской области - региональная детская общественная организация «Остров сокровищ», в Смоленской области - «Вяземская районная пионерская общественная организация», в школе № 17 города Ульяновска - детское объединение «Землячество», в средней школе № 38 города Костромы - «Непоседы» и др.

Многочисленность и разнообразие детских общественных объединений, - несмотря на то, что они объединяют в своих рядах до 4 процентов детей школьного возраста, - стало фактом общественной жизни в детской среде. Государственные органы разного уровня проявили заинтересованность в их существовании. Государственная Дума Российской Федерации в 1995 году приняла Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Подобные нормативные акты приняты во многих субъектах Российской Федерации.

Обратим внимание, что в Федеральном Законе речь идет о детских общественных объединениях, поэтому есть смысл сначала определиться в том, что понимается под общественными объединениями детей. Исторический опыт нашей страны в большей мере вносит трудности в понимание этого явления, поскольку, как и многие другие организации, пионерия страны Советов была не столько общественным, сколько огосударствленным институтом, решающим «вместе со школой, семьей и общественностью» задачи коммунисти­ческого воспитания подрастающего поколения.

Существующие в рамках государственных и общественных структур детские объединения имеют общую особенность: они созданы взрослыми для детей. Цели этих объединений, содержание деятельности, регламентация отноше­ний, распорядок жизни заданы детям извне, а если и предполагают детское участие в организации жизнедеятельности, то в ограниченных рамках делегирования определенных функций. По своим основным характеристикам такие объединения соответствуют признакам организаций, которые в социологии получили название административных, т.е. создаваемых «более широкими организационными системами для решения отдельных задач.

Административные объединения играют важную роль в развитии детей, формировании их личности, подготовке к взрослой жизни. Однако они не в силах исчерпать все много­образие детской жизни и детских потребностей. При самых совершенных педагогических технологиях ребенок в этих объединениях - объект воздействия для подготовки к буду­щей взрослой жизни.

За пределами созданных для ребенка обстоятельств существует иное пространство детской жизни. В нем дети не «будущее», а реально действующие субъекты, имеющие нема­ло настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие в отношения, далекие от имитационно-и­гровых или воспитывающе целесообразных. На этом «поле жизни» зарабатывают на хлеб насущный, содержат безработных родителей мойкой машин или продажей газет, ищут приключений и испытывают на себе одурманивающие вещества.

В этом пространстве существует особая субкультура: прически, манеры одеваться, музыка, особый язык. На этом поле действует множество мелких и крупных детских группировок с высокой и не очень степенью организованности, с отлажен­ным механизмом лидерского выдвижения и достаточной саморегуляцией отношений.

В исследованиях Х.Й.Лийметса, А.В.Мудрика, И.С.Полонского, Л.И.Уманского, проведенных в 60-70-е годы прошлого века, обнаруживалось, что не менее 80-85% школьников являются участниками спонтанно образующихся и относительно длитель­ное время существующих подростковых групп. Эти же показатели подтверждались и в последующие десятилетия. В опросах 1993 и 2001 годов 88% родителей Костромской области утверждали, что их дети проводят свободное время в группе сверстников.

Привлекательность этих групп состоит главным образом в возможности самовыражения подростков и юношей в процессе совместного творения коллективной жизнедеятельности. Правда, направленность этой жизнедеятельности колеблется в весьма широком диапазоне. Известны формирования с явно выраженной социально значимой или социально приемлемой ориентацией. Криминалисты бьют тревогу по поводу роста преступлений подростков, совершаемых в составе группиро­вок. Большая часть групп не имеет определенно выраженного вида занятий, получив название групп свободного общения.

Сопоставление имеющихся сведений о спонтанно возни­кающих подростковых и юношеских группах и объедине­ниях с общепризнанным определением социального движения приводит к поразительному заключению о существовании - независимо от воли взрослых - государственных и общественных структур малопознанного, разноликого, мас­сового, стихийного детского движения.

Стихийное детское движение, механизмы, действующие в нем, давно привлекали к себе внимание многих взрослых. «Наши мальчики полны жизни и энтузиазма. Их надо лишь направить на верную дорогу, чтобы они стали хорошими, полезными гражданами», - писал основатель скаутского движения Баден Пауэлл. «Стремление к организации присуще здоровым детям, растущим в нормальных условиях. Тот, кто наблюдал игры детей, знает это», - делилась своими наблюдениями наставник молодежи Н.К.Крупская .
Полагаясь на стремление детей к самоорганизации и на желание быть «полезными гражданами», немало взрослых по собственной инициативе или профессионально занимаются их объединением во внеучебное и внешкольное время, привнося в их совместную деятельность общественно значимый смысл и организованность, способствуя образованию, функционированию и развитию организованного детского движения.

Организованное детское движение понимается как направляемая взрослыми, общественно значимая, основанная на самоорганизации, солидарная активность детей в социуме.
Организованное детское движение, как общее явление, конкретизируется в деятельности многих детских общественных объединений. Их основные характеристики вполне согласуются с определением общественных объединений, сформулированном юристами и включенном в Федеральный закон «Об общественных объединениях», принятый Государственной Думой в 1995 году. «Под общественным объединением, - говорится в законе, - понимается добровольное, самоуправляемое, неком­мерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Представляется достаточным несколько адаптировать приведенную выше формулировку и изложить определение следующим образом: детское общественное объединение (общественное объединение детей) - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Детской общественной организацией (общественной орга­низацией детей) является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся детей или детей и взрослых граждан.
Отсутствие фиксированного членства в детском общественном объединении закрепляет за ним организационно-правовую форму общественного движения.

Для понимания особенностей детской организации как общественной, как и объединения детей как общественного, важно учесть его отличие от административных организаций. Специалисты отмечают, что цели общественных организаций «вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых» . Отмеченные особенности часто являются камнем преткновения, как в теории, так и в практике детского общественного движения. Причина такого положения кроется в том, что организованное детское движение - явление с двумя сущностями. Прежде всего, это явление социальное. В его основе стремление главных его участников - детей «принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать» . Одновременно детские общественные объединения - это организации, в которых ребенок проходит важный этап гражданского становления, от них общество и государство ожидают решения задач воспитания юного поколения.

В основе устройства и функционирования детского обще­ственного объединения лежат принципы отличные от иных воспитательных организаций. Обобщение практического опыта и теоретический анализ позволили сформулировать их следующим образом:

  1. самореализация как смысл, включенности личности в объединение;
  2. самоорганизация как механизм, образующий обществен­ное объединение детей и подростков;
  3. самодеятельность как способ существования объединения;
  4. самоуправление как средство, обеспечивающее функцио­нирование объединения;
  5. социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реа­лизации детской активности;
  6. участвующая и поддерживающая функция взрослых; ответственность взрослых за педагогические послед­ствия организованной детской самодеятельности;
  7. возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становления личности в детском объединении.

Основанные на указанных принципах детские обществен­ные объединения являются самостоятельным институтом социализации, обладают возможностями формирования таких сторон социального опыта растущей личности, которые в других воспитательных организациях ограничены. Речь идет, прежде всего, об опыте солидарного участия в обустрой­стве общественной жизни и общественно-приемлемых спосо­бов социального самоутверждения, освоение опыта обще­ственного самоуправления и социальной ответственности.

Главным условием и способом формирования подобного опыта выступает коллективно организуемая, общими усилиями осуществляемая совместная деятельность. При этом деятельность социально значимая, с реально осязаемыми результатами, выражающимися в изменении к лучшему доступных сторон окружающей жизни, а также в обустройстве своей, детской.
Существенной особенностью детского объединения как общественного является самоуправление. Если следовать за значением словосочетания «самоуправление» («само...» - сам собой), то детское общественное объединение оказывается одновременно и субъектом, и объектом самоуправления. Буквально, дети, составляющие объединение, управляют сами собой или объединившимися детьми. При понятом таким образом самоуправлении действительно дети управляют детьми. С той лишь особенностью, что управляющими становятся не все дети, а лишь их часть' называемая активом (члены органов самоуправления). Остальных, как правило, записывают в пассив требующий управления. Подобный вариант, к сожалению, имеет широкое распространение в практике, порождая не только видимость самоуправления, но и питательную среду для формирования негативного опыта и отрицательных качеств личности у отдельных подростков.

Организуемые (избираемые, назначаемые) детским объединением органы самоуправления (совет, штаб, рабочая группа и пр.) есть частный, хотя и специфический случай выделения из совместной деятельности отдельных действий, суть которых заключается в оперативной координации других составляющих совместную деятельность действий и их упорядочивание (организаторские действия, организаторская деятельность). Специфичность действий органа самоуправле­ния требует особых полномочий, которыми его и его членов наделяет детское общественное объединение на общем собрании (сборе, конференции, слете), являющимся высшим органом самоуправления. Для исполнения своих (организа­торских) действий орган самоуправления и его члены от имени и по поручению детского объединения приобретают определенные права и обязанности по отношению к другим участникам совместной деятельности. При этом они остают­ся непременно подотчетными детскому объединению в целом, его высшему органу, и по его воле могут быть переизбраны в установленные сроки, или как это сочтет необходи­мым общее собрание.
Вступление в детское общественное объединение - это одновременно и включение в реальное самоуправление коллективной жизнью и деятельностью. Это возможность и право наделять ответственностью, принимать ее на себя и разделять вместе с другими за общие дела и за действия тех, кому доверил быть их организатором. При такой организа­ции приобретается опыт общественного самоуправления, столь необходимый гражданину демократического общества.

Организующим началом, важнейшим образующим факто­ром детского общественного движения и составляющих его объединений детей являются взрослые. Однако лишь в том случае, когда их роль и позиция соответствует ожиданиям детей и адекватна природе детского общественного объединения.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одна из главных стержневых задач воспитания, направленных на формирование у школьников системы моральных отношений к людям, обществу, Родине, самому себе.

Мне понравилось высказывание на страницах “Учительской газеты”: “Независимо от финансирования системы образования  в общем и в частности, педагоги продолжают уделять огромное внимание воспитательной работе с детьми. Жизнь привела нас к тому, что различие между словами “образование” и “обучение” стало понятно всем. И теперь уже никто не спорит, что школа должна быть не только обучающей, но и воспитывающей”.

По большому счету, учителя школ и не прекращали эту важную для становления молодого гражданина страны работу – воспитывать патриота. Школа не переставала быть местом встречи двух поколений: тех, кто пережил многие невзгоды и накопил жизненный опыт, и только вступающих в жизнь детей и внуков.
Проработав в школе много лет, вижу, сколько сил педагоги отдают не только обучению азам наук, но и воспитанию в наших детях патриотических чувств, гражданских качеств. Тот факт, что сейчас претворяется в жизнь целевая программа патриотического воспитания, имеющая государственную поддержку, вселяет уверенность, что многие общественные и государственные организации более активно будут взаимодействовать со школой, оказывая всестороннюю помощь, в деле воспитания молодых патриотов.
В нашей школе всегда большое внимание уделялось и уделяется вопросом становления гражданственности и патриотизма у подростков. Приходится бороться с нигилизмом юных, проникающим в  сознание детей под воздействием отрицательных факторов современной российской жизни. И главная задача, которую мы решаем – воспитать в детях оптимизм и веру в собственные силы, чтобы была в их жизни главная цель – служение своей Отчизне, наполняющее смыслом их существование на этой земле.

Очень перспективным и интересным как для ребят, так и для учителей оказалась программа, предложенная Московским институтом Открытого Образования «Гражданское воспитание в духе культуры мира и миротворчества».
Большинство из нас слышали о деятельности Организации Объединенных Наций, связанной с поддержанием мира или оказанием гуманитарной помощи. Однако далеко не всегда и не столь хорошо известно о многих других аспектах ее деятельности, которые влияют на нашу жизнь.
Организация Объединенных Наций является центром решения проблем, с которыми сталкивается человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более тридцати связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Миротворческая деятельность ООН  является жизненно важным инструментом мира. В 1970 году решением Генеральной Ассамблеи ООН была учреждена Программа добровольцев ООН.

Благодаря поддержке со стороны правительства Москвы и Московской области, МВД РФ, МИДа РФ и Минобороны, к началу 2003 года в России сформировалось социально ориентированное движение юных миротворцев и школ мира.
Чем же занимаются юные миротворцы?
Юные миротворцы  оказывают помощь тем, кто не может защитить себя сам. Дают концерты для ветеранов войны и труда, убирают территорию своего микрорайона и школьный двор, собирают вещи для детских приютов и детских домов, отправляют посылки и письма солдатам, служащим в «горячих точках». Юные миротворцы вносят существенный вклад в построение гражданского общества. Одним словом, содействуют созданию такого общества, в котором каждый может почувствовать себя счастливым.
Мы подключились к этой программе три года назад, и, честно признаемся, что сначала не очень ясно представляли нашу роль в миротворческом движении. Но, в декабре, проведя первую декаду добрых дел, приняв участие в Фестивале Российских видов спорта, прошагав вместе с ветеранами дорогами памяти Великой Отечественной войны, ощутили важность миротворческой миссии и уже не мыслим себя без «голубых беретов».

Программа юных миротворцев в школе планируется и проводится самими ребятами. В мероприятиях принимают участие не только отряд юных миротворцев, но и вся школа, включая малышей и учителей. Традиционные конкурсы сочинений, плакатов и рисунков стали тематическими: «Мы рисуем мир», «Война глазами детей», «Моя семья на войне», викторины и экскурсии по истории ВОВ, участие в параде на Красной площади, посвященному годовщине Парада 1941 года, участие в поездках по Рубежам славы, поздравление ветеранов в День защитников Отечества, находящихся на лечении в 20 городской больнице.
При этом участие в миротворческом отряде воспитывает у ребят чувство солидарности и сознание групповой принадлежности, что формирует у ребят ответственность за себя, свои поступки и поступки других, дает им необходимое состояние эмоциональной устойчивости и благополучия.

И, в заключение хочется сказать, что становление молодого человека как личности в современном российском обществе сопряжено со многими сложностями переоценки  ценностных ориентаций. Подростки осознают значимость своих семей, родителей и родственников в формировании их самих как личностей с присущими нравственными и духовными ценностями, привитыми родителями и наличием  индивидуальности в порывах позиционировать себя  как индивидуальность. Общее ценностное представление мира и общества у детей дает им необходимый потенциал для реализации всех положительных черт своей личности через свершение бескорыстных дел на благо социально уязвимых слоев населения (детей-инвалидов, пенсионеров), а также через помощь бездомным четвероногим друзьям и экологии своего города. Понимая свои корни, формируясь как личность, демонстрируя преемственность поколений, подростки в своих душевных порывах демонстрируют при ответах на вопросы все те позитивные ценностные ориентации, которые для них сегодня представляются значимыми в их миропонимании. Эти обстоятельства особенно важно учитывать в организации деятельности детских общественных объединений.

Список использованной литературы:

  1. Иванов ИЛ. Созидание теория и методика воспитания. - СПб., 2003- - С. ЗЮ.
  2. Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов. -Ленинград, 1969; его же: Воспитывать коллективистов. - М, 1982; и др.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2000. - С. 110.
  4. Пригожий ЛИ. Социология организаций. - М., 1980. - С. 73.
  5. Фельдштейн ДИ. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. - 2002. - №1. - С. 17.
  6. Детское движение: Информационно-методические материалы. Вып. 4 /Правительство Москвы. Ком-т обществ. связей города Москвы. Гор. координац. совет по гос. поддержке развития дет. движения Москвы. — М., 2004. — 95 с.
  7. Детское движение : словарь-справочник / под ред. Т. В. Трухачевой, А. Г. Кипричника. — М., 2005. — 544 с.15. Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований : сб. док. и выст. / Минобразования РФ, Департамент по мол. политике ; Моск. гуманит.-социальн. академия. — М. : Логос, 2002. — 251 с.