Урок-аукцион по русскому языку "Имя существительное" (обобщение)

Разделы: Начальная школа


Задачи:

- актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;
- дать детям возможность оценивать свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Подготовительная работа:

- дети повторяют учебный материал по избушке «Имя существительное» (рисунок 1,2), ищут дополнительные интересные сведения по тем грамматическим категориям, которые будут представлены на «аукционе знаний», рисуют красочные плакаты по подобранным материалам, составляют ребусы, готовят стихи, пантомиму, частушки…

 Оформление класса.

- Выставка лучших творческих работ по русскому языку
- Цитаты известных деятелей о русском языке.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашим предшественникам.»    И.С.Тургенев

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет» К.Г.Паустовский

- Плакаты и стенные газеты. («Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит». Поговорка)

Класс делится  на  команды по 5-6 человек. В каждой команде выбирается капитан.
На торг выставляется «Имя существительное» (определение, значение, грамматические признаки – постоянные и непостоянные, синтаксическая роль). Любую из этих «вещей» из области знаний по русского языка команда-участница сможет «купить», «заплатив» за неё знаниями по данной грамматической категории. В диалоге «на торгах» в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду. «Комиссионный сбор» (грамматическое задание) у каждого человека.

Ход урока

I. Начало урока.

1. Урок начинается с песни на мелодию песни «Улыбка» композитора В.Шаинского.

Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

2. Команды (предварительно выбрать название) приветствуют друг друга.

- Победу, а не поражение мы вам желаем ….
- Соперник наш, не позабудь: к победе очень труден путь!» и т.д.

3. Вступительное слово ведущего (учителя):

А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он,
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.

У:  Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни класса мероприятие – аукцион знаний по теме «Имя существительное».
У:  На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
У:  На нашем аукционе присутствуют гости, ассистенты – учащиеся 5-го класса (они будут вести подсчёт баллов). Я, ведущая аукциона, - магистр грамматических наук. (Учитель надевает шапочку магистра.)

II. Предварительный залог – задание.

У: Прежде чем прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка и молоточек) каждая команда- участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе.
Каждой команде на отдельных листочках предлагается стихотворение из 8 строк.

Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела-
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил.

(Ученик читает стихотворение. На экране появляется иллюстрация.) Дополнительный вопрос:- Назовите автора и произведение.

Далее каждый игрок команды по очереди, передавая листок с стихотворением друг другу, подчёркивает в строке имя существительное (первый игрок подчёркивает имя существительное в первой строке, второй – во второй и т.д.)

(Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог «на торгах». Задание выполняется под музыку.)

У: Итак, команды доказали свою «состоятельность» для участия в аукционе.
В аукционе участвуют (прошу встать команды): команда «Знатоки», команда «Грамотеи», команда «Умники», команда «Зубрилки», команда «Светлые головы».

III. Открытие аукциона знаний.

(Звучит удар гонга.)

1. У: Внести «вещь» на продажу!

Ассистенты вносят избушку (размер 60х30см) «имя существительное» (рисунок 3). На избушке карточки «определение», «значение», «постоянные грамматические признаки», «непостоянные признаки (изменяется)», «синтаксическая роль».

У: Начальная цена 5 баллов. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если в ответе представлен дополнительный интересный материал, команда получает 4 балла.
У: Торги начались ( Учитель указкой показывает на табличку «определение»).

Примерный диалог:

1 команда: Это часть речи.
2 команда: Отвечает на вопросы …
3 команда: Обозначает предмет.
4 команда: Времена года.
-События.
-Людей и животных.
-…

2. У: Каждой команде надо уплатить «комиссионный сбор», т.е. выполнить грамматическое задание.

У: К каждому из данных слов подберите однокоренное имя существительное.

На экране или у каждого игрока листок с заданием:

Ездить - …
Смелый - …
Помогать - …
Врачебный - …
Жить - …
Кричать - …
Честный - …
Подарить - …

Отвечают игроки под №1 каждой команды по очереди. Если ответ неверный, то помогает команда, но 1 очко пропадает.
Ответы иссякли. Ведущий отстукивает окончание торгов за эту «вещь».

3. Подсчёт очков.

У: «Вещь» - определение продана команде … (набравшей большее количество очков.)
С избушки снимается карточка «определение» и передается команде.

4. Продолжение торгов. Удар гонга. Учитель показывает на карточку «Значение».
У: Торг начался!

Примерный диалог команд:

- По значению имена существительные делятся на собственные и ..
- Нарицательные.
- Собственные имена существительные пишутся с большой буквы…
- Нарицательные – с маленькой.
- Одушевлённые и ..
- Неодушевлённые.
- Одушевлённые им.сущ. отвечают на вопрос кто?
- Неодушевлённые – на что?
- Одушевлённые им.сущ. обозначают животных и людей.
- Неодушевлённые – остальные предметы.

5. У: Уплатите «комиссионный сбор» - выполните грамматическое задание:

- Подчеркните одушевлённые им.сущ. – простым карандашом, собственные – зелёным.

КОСМОНАВТ. ДЕЖУРНЫЙ. ОЛИМПИАДА. МОЛОДЁЖЬ. СПОРТ. ЗНАМЯ. ПЛАНЕТАРИЙ. МОСКВА. ВЛАДИВОСТОК. ЛЕВ. ТОЛСТОЙ. БЕЛИЗНА.

(Ответы дают по цепочке игроки под №2. Подсчёт очков.)

У: Вещь продана команде … (набравшей большее количество очков).

6. Продолжение торгов. Удар гонга. Указка наведена на карточку «Род и склонение».

Примерный диалог команд:

- Им.сущ. относятся к мужскому роду ..
- женскому роду…
- cреднему роду.

По родам не изменяются.

- им.сущ. относятся к 3-м склонениям.
- к 1 склонению относятся имена существительные мужского и женского рода …
- ко 2 скл. … 
- к 3 скл.  …

7. У: Уплатите «комиссионный сбор», т.е. выполните грамматическое задание:

- Выберите (если это на экране) или подчеркните (если на листочках) «лишнее слово» в каждом ряду, объясните свой выбор.
- сорока, улыбка, ромашка, степь, ягода;
- печь, конь, речь, медаль, пристань;
- дядя, тетя, кастрюля, брат, улыбка, сестра;
- озеро, море, зеркало, посуда, окно.

(Ответ дают игроки №3. Подсчёт очков.)

У: «Вещь» продана команде …

8. Продолжение торгов. Удар гонга. Указка на карточке «Непостоянные признаки (изменяется)»

Примерный диалог команд:

- имена существительные изменяются по числам…
- единственное число и
- множественное
- есть существительные, которые употребляются  только в ед.числе…
- есть существительные, которые употребляются только во множественном числе…
- имена существительные изменяются по падежам
- в русском языке шесть падежей
- (команды рассказывают  о падежах по плану: вопрос, предлоги, окончания)

9. Комиссионный сбор:

а) - Укажите предлоги, которые употребляются только с именами существительными в родительном падеже (работают у доски с карточками)
у, от с, на, в, вокруг, над, около, до, о, из-за, из-под
(Ответ дают игроки №4)
б) - В каких словах в окончании нужно писать букву Е?
Сидит на ладошк…, брели по пустын…, причалил к пристан…, на зеркальной глад…  крышка от коробк…, на пришкольном  участк…, сидеть у постел…  больного.
(Ответ дают игроки под №4)
в) - Зачеркните ненужную букву:
Киоск рядом с магазин(о,а)м, ходить по разным магазин(о,а)м, шелестел листь (я,е)ми, стоим под топол(е,я)м, оклеили газет(а,о) ми, салат из рыбных консерв (о,а)в.
(Ответ дают игроки под №5. Подсчёт очков.)
(Ответ дают игроки под №5. Подсчёт очков.)

У: Вещь продана команде …

9. Продолжение торгов. Удар гонга. Указка на карточке «Синтаксическая роль»

Примерный диалог команд:

- Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим и
- отвечает на вопросы кто? что?
- подчеркиваем одной сплошной линией_____________
- в косвенных падежах дополнением..
- отвечает на вопросы:  кого? чего? кому? чему? и т.д.
- подчёркиваем пунктирной линией __ __ __
- может выступать в роли обстоятельства
- отвечает на вопросы куда?, когда? где? и т.д.
- подчёркиваем «пунктир с точкой»__ .__.__

10. Комиссионный сбор (выполнение грамматического задания):

а ) -Найдите им.сущ. в именительном падеже:
Ребята часто слушают передачи о смелости защитников Отечества.
Утром солнце растопило тонкий лёдок.
Осенью природа сбрасывает летний наряд.
Много раз пушистыми хлопьями начинал падать снег.
Крупные цветы покачивались высоко над озером.
(Ответ дают игроки №6).
б) - Укажи предложение, в котором существительное 1 склонения употреблено в дательном, родительном, творительном, предложном, винительном падежах.
(Отвечают капитаны команд. Для каждого капитана своё задание. Задание появляется на экране. На обдумывание несколько секунд. Если капитан затрудняется, то помогает команда.)

Лёгкая рябь бежит по поверхности воды.
Заяц побежит по льдинке, то встанет столбиком.
Старик был доволен своей охотой в лесу.
Народ сложил много сказок  про волка, лисицу и медведя.

IV. Итог урока.

Подсчёт очков. Кроме командного счёта, учитывается индивидуальный вклад каждого участника аукциона. Во время аукциона за правильный ответ каждый участник получает сигнальную карточку: геометрическая фигурка, картинка и т.д. Подведение итогов аукциона.)
У: Все «вещи» проданы. Аукцион завершён.

Я благодарю всех участников аукциона, гостей, ассистентов – за чёткую и быструю работу на табло.

- А сейчас самое приятное – награждение команды – победительницы аукциона.
Команда …… выиграла аукцион, она смогла «купить» наибольшее количество «вещей», т .е. показала отличные знания по русскому языку по теме «Имя существительное».

(Каждому участнику команды, выигравшей аукцион, вручается «Диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку». Кроме того, команда-победительница фотографируется на память, а особенно отличившиеся участники фотографируются каждый в отдельности. Команда-победительница «взимает» с проигравших команд номер художественной самодеятельности. Номер художественной самодеятельности должен быть связан с уроком русского языка. Дети заранее готовили частушки о русском языке, музыкальные паузы из передачи «Радио- няня». Номер художественной самодеятельности можно вставлять в урок после каждого «торга», как элемент физкульминутки). 

Приложение