Опыт работы экстернатной формы получения образования

Разделы: Администрирование школы


Опыт работы экстернатной формы получения образования.

Основополагающим документом для организации в школе экстернатной формы получения образования является «Положение о получении общего образования в форме экстерната», утвержденное приказом Министерства образования РФ от 23.06.00 № 1884.
В соответствии с Положением, экстернат является бесплатной формой получения образования.   Экстерн   -   это   учащийся,   самостоятельно   осваивающий общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной   и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении. Перейдя на экстернатную форму образования, экстерны каждой параллели распределяются  по группам (численность до 25 человек), которые в свою очередь объединены в аттестационные потоки. Для групп экстернов составляется расписание консультаций и экзаменов промежуточной аттестации на первое и второе полугодия.
Прием документов от экстернов для прохождения промежуточной аттестации заканчивается  1 марта, за три месяца до начала итоговой аттестации.  Экзамены проводятся для учащихся с 1 по 11 класс.
Промежуточная и государственная (итоговая) аттестация  организовываются в соответствии с Положением о проведении государственной (итоговой) аттестации. На промежуточную аттестацию выносится не более 12 предметов базисного учебного плана.
В связи с тем, что выпускники 9 и 11 классов не должны сдавать более 12 экзаменов на промежуточной аттестации, экстерны, пожелавшие окончить за один год 7,8,9 классы или 10,11 классы, аттестовываются за курс 7-8-9 или 10-11 классов.
Изучается социальный заказ экстернов и их родителей и  промежуточная аттестация в выпускных классах организовывается учитывая их заказ.
Для экстернов 10 - 11 класса промежуточная аттестация продолжается до 30 апреля. Государственная (итоговая) аттестация проводится один раз в год, в сроки, установленные Министерством образования РФ.
Школа имеет хорошо оснащенные кабинеты физики, химии, биологии.
Школьная библиотека обладает достаточным фондом учебников по всем предметам.
Экстерны, занимающиеся днем, могут питаться в школьном буфете.
Своевременно выявлять и устранять недостатки процесса аттестации учащихся, позволяет система информационно-аналитического обеспечения. Социологи экстерната систематизируют результаты экзаменов, выясняют причины пропусков, что повышает эффективность процесса в целом.

Концепция экстернатной формы получения общего образования.

Целью получения образования в форме экстерната является удовлетворение потребности семьи в быстром и качественном контроле знаний и умений учащихся, предусмотренных  требованиями   государственного  образовательного   стандарта, полученных путем   самостоятельного изучения курсов по общеобразовательным предметам. Рациональная организация процесса обучения и аттестации экстернов создает предпосылки для более полной реализации творческих возможностей личности выпускника, позволяет освободить время для эстетических, спортивных занятий, но главным образом для углубленного изучения профильных предметов.
Исходя из того, что процесс обучения в экстернате сокращен до минимума, индивидуальные качества экстернов (степень мотивации к учению, способности, состояние здоровья, умение работать самостоятельно) различны, можно поставить следующие задачи, решение которых ведет к повышению эффективности данной формы получения образования:

1. Оптимизация УВП:

  • гибкая система промежуточной аттестации учащихся, учитывающая индивидуальные особенности личности экстерна, позволяющая экстерну самому осуществлять выбор порядка сдачи предметов;
  • совершенствование методических рекомендаций, помощь в выборе учебных пособий;
  • оказание квалифицированной помощи экстернам в овладении знаниями, путем   предоставления дополнительных платных образовательных услуг;

2.  Совершенствование системы управления    экстернатной формой получения образования:

  • оптимизация системы информационно-аналитического обеспечения, на основе   которой   можно   анализировать   и   корректировать образовательную ситуацию;
  • создание атмосферы доброжелательности и толерантности.

Проблемный анализ состояния экстерната.

Результатом получения образования в форме экстерната должно стать ускоренное (или частично ускоренное) обязательное для всех экстернов усвоение знаний в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, приобретение навыков самообразования.
Условием осуществления этих целей является организация гибкой системы аттестации экстернов, обеспечение учащихся методическими рекомендациями и программами, четко сформулированные требования о знаниях и умениях, которые экстерн должен продемонстрировать на экзамене, обеспечение комфортного нравственного и психологического состояния учащихся.
Главной движущей силой образовательного процесса является высокая внутренняя мотивация к учению у экстернов.

Работа с родителями  учащимися.

Организация учебного процесса начинается с получения полной и достоверной информации о данной форме обучения. Информацию можно получить на стенде «Экстернат», по телефону у секретаря, на сайте школы или во время индивидуальной консультации. Работу с родителями проводят, директор школы и заместитель директора по экстернату, специалисты экстерната.  При поступлении родителей и учащихся инструктируют об особенностях экстернатной формы образования директор школы и заместитель директора по экстернату на приеме и родительских собраниях. Социологи экстерната контролируют выполнение графиков сдачи экзаменов и успеваемость экстернов. Именно они сообщают родителям о неуспевающих и пропустивших экзамены учащихся.

Методическая работа учителей.

Методическая работа в экстернатной форме получения образования основана на тесном контакте со МОШ. По всем предметам с 1 по 11 класс разработан экзаменационный материал для промежуточной аттестации и итоговой аттестации за курс 9 и 11 класса. Аттестационные работы для промежуточных экзаменов по русскому языку и математике рассматриваются и утверждаются на методических объединениях школы.
Педагогический коллектив проводит большую методическую работу, направленную на повышение эффективности самообразования экстернов. Экзаменационные билеты содержат ссылку   в каком учебнике, на какой странице можно найти ответ на поставленный вопрос, какие задания необходимо прорешать, чтобы подготовиться к экзамену, критерии оценки. При подготовке к экзаменам рекомендуется пользоваться государственными программами по общеобразовательным предметам, а также наиболее удачными, на наш взгляд, рабочими тетрадями и пособиями, позволяющими не только лучше усвоить материал, но и провести мониторинг знаний.

Задачи на 2008-2009 учебный год.

Целью образования в экстернате является удовлетворение потребности семьи в быстром и качественном контроле знаний, предусмотренных требованиями государственного образовательного стандарта, что создает предпосылки для более полной реализации творческих возможностей личности выпускника, оказание квалифицированной помощи в овладении знаниями и умениями; улучшение материального благосостояния педагогов.
Исходя из этих целей и регламентирующих работу экстернатов документов, можно поставить следующие задачи:

1. Оптимизация УВП:

  • при   проведение   промежуточной   аттестации   экстернов   создавать универсальные  экзаменационные  комиссии   (прием   1-2  предметов одновременно), что позволит повысить гибкость аттестационной системы;
  • при составлении расписания промежуточной аттестации максимально учитывать принцип равномерности учебных нагрузок;
  • разработать и внедрить диагностику знаний учащихся для объективного определения объема и сроков аттестации;               
  • совершенствование системы управления экстернатом.

2. Улучшение материально-технической базы школы.