Урок по окружающему миру в 3-м классе "Компас"

Разделы: Начальная школа


Тема урока:   Урок-экспедиция «В поисках старого клада»  «Компас»

Цели и задачи урока: научить детей пользоваться компасом при определении сторон света, закреплять умения детей определять стороны горизонта по местным признакам,  провести работу по группам и в парах, что способствует развитию взаимопонимания детей, показать важность работы каждого для решения общей задачи.  Подвести детей к постановке проблемы отклонения магнитной стрелки и, используя схему экспериментирования, наметить подходы к решению этой проблемы.

Развивающие: Развивать внимание, память, умение действовать по схеме. Анализировать, умение делать выводы. Расширение словарного запаса учащихся; продолжить работу по развитию устной монологической речи.

Воспитывающие: продолжать работу по воспитанию аккуратности, умению ценить время, воспитанию ответственности; продолжать работу по воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование:
ТСО:  мультимедийный проектор, ноутбук с ОС ВИНДОУС и офисным приложением Пауэр Поинт, экран,
Для учителя: диски со сслайд-шоу,флажки-указатели (север, юг, запад, восток), «клад-сундук»
Для ученика: учебник-тетрадь 3 класс авторы: Чудинова Е.В.,  Букварёва Е.Н.,  кроссворды, конверты с заданиями, компасы.

Ход  урока.

- Любите ли вы путешествовать?
- Сегодня я вас приглашаю в экспедицию.
-  А что такое экспедиция? 

(Экспедиция – это поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным ( исследовательским, военным, просветительским и т.д.) заданием. Группа участников такой поездки)

- Как любому путешественнику, кладоискателю, а мы сегодня отправляемся на поиски клада, нам надо собраться в дорогу.

Беру я рюкзак,
Удачу, надежду,
Веселых друзей
И знаний багаж.
Встаю я пораньше
И в путь отправляюсь.
Пришли мы в лес.
Куда идти и как узнать дорогу?
Вот одинокая сосна –
Её возьмём мы на подмогу.         

СЛАЙД

тветы детей: Гуще ветки растут с южной стороны дерева, мох растет с северной стороны)
Муравейник, СЛАЙД

Муравьи известные знатоки лесных дорог.
Как они помогут нам?

(Ответы детей:  муравейник всегда находится с южной стороны дерева)

А ночью дорогу как узнаете вы?
Всегда вам поможет
Свет  ……..   (полярной звезды)    СЛАЙД

- Какое направление показывает полярная звезда? (Север)

Вот море-океан пред нами,          СЛАЙД
Корабль, ночь, туман.
Куда плывём мы, капитан?
Что направленье нам укажет?
Кроссворд поможет и подскажет. 
         СЛАЙД

  1. Специалист управляющий самолётом.                 (лётчик)
  2. Самая ближайшая звезда к Земле.                          (Солнце)
  3. Это водное пространство с соленой водой  больше озера, но меньше океана. (море)
  4. Звезда, которая всегда указывает  на север.               (Полярная)
  5. Противоположная  сторона «Востоку».                     (запад)
  6. Как называют людей, которые ищут клады?             (кладоискатели)

- Найдите и прочтите получившееся слово.
-  Какой прибор необходим?
- Что вы знаете о компасе?              СЛАЙД

Компас – одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись летчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется он очень редко.

Прежде всего, компас - это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направление движения .

 - Почему компасы такие разные?    СЛАЙД

- Компасы делятся на три принципиально различных вида:  СЛАЙД 

Электронный компас, магнитный компас и гирокомпас.   

(Электронный компас – основан на принципе определения координат за счет спутниковых систем навигации, гирокомпас – более сложное устройство,  используют в управлении крупных морских судов и системах навигации. Показания гирокомпаса связаны с направлением на истинный географический Северный полюс)

- С одним из видов компаса мы познакомимся на уроке.
-  Откройте учебник на странице 30. Прочитаем статью. (Читаете по абзацам)
- Кого же можно считать изобретателями компаса?
- На ваших партах лежат компасы.
- Рассмотрите их.
- Опишите ваши компасы.

(Основная часть компаса – это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный конец ее повернут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке – корпусе. На дне ее находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В)

- Посмотрите,  как выглядит первый китайский компас.    СЛАЙД
- Похож ли ваш компас на изобретение китайских мудрецов?       
- Как работал  такой компас?  (Читаем по учебнику стр. 30)

Есть  компас и можно за кладом идти.
Но нет, не спеши, погоди!
Без знаний дорога длинна и трудна.
Как компас работает,  не знаю  - беда.
Друзья, помогите, скорей подскажите,
Дорогу по компасу мне объясните.

- Давайте выясним, как пользоваться компасом, который у вас в руках?
- Составим инструкцию по пользованию компасом и запишем в тетрадях.

(компьютер инструкция высвечивается постепенно)

  1. Положить компас на ладонь.
  2. Освободить стрелку компаса от предохранителя.
  3. Повернуть корпус компаса так, чтобы конец   синей части стрелки совпал с указателем С – север (этот конец может быть в форме стрелы).

-   Отметьте  стороны света на компасе. Принято на схемах отмечать север вверху, Стрелка нашего компаса показывает на север, напротив (внизу на схемах) будет - ……юг,  справа от севера - ….восток, а слева от севера - …… запад. СЛАЙД

-  Как вы думаете, надписи на каком из компасов поймут моряки любой страны?

(норд – север, зюйд – юг, вест – запад, ост – восток так называли стороны света голландские мореходы. По сторонам света дают имена ветрам: с какой стороны ветер дует, то имя  и носит. В Древней Греции ветры считались богами и назывались так: «Борей» - северный ветер, «Зефир»- западный ветер, «Нот» - южный, «Эвр» - восточный. Свои имена были у ветров на Руси: «Полуденник» - Южный, «Полунощник» - Северный) 

Компас в руке я твёрдо держу.
Но движение стрелки понять я хочу.
Гипотезы строю, прошу я поэта,
Мне объяснить движение это.

СЛАЙД

-  Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте гипотезы, объясняющие движение стрелки компаса. 

Медведи, тюлени, коварные льды,
Вы тянете стрелку на север?
Увы! 
Что же тянет стрелку на север?
Магнитное поле Земли!

СЛАЙД

Земля обладает магнитными свойствами. Представим, что сквозь её ядро проходит гигантский намагниченный стержень. Концы этого магнита называются магнитными полюсами. Действие магнитного поля Земли мы видим на примере компаса. Стрелка компаса также намагничена, поэтому на нее действует земное магнитное поле, так что она всегда направлена на северный магнитный полюс Земли.

- С каким же мы работаем компасом?  (С магнитным)

Практическая работа.

- Определим, где находится север, юг, запад, восток.  Встаем за партами, задвигаем стулья. Кладем компас на ладонь, отпускаем предохранитель, следим за вращением стрелки, держим ладонь с компасом подальше от металлических ножек парт и стульев, стрелка остановилась, повернём корпус так, чтобы совпали обозначение севера и конца стрелки.

-  Где север? Показали свободной вытянутой рукой. В это место ставим флажок с указателем «Север»  или «Норд».
- Назовите и покажите противоположную сторону северу. (Юг, оборачиваются назад)
Ставим флажок с указателем «ЮГ» или «ЗЮЙД».
- Повернитесь лицом к северу.
- Какая сторона света находится справа? (ВОСТОК или  ОСТ) Ставим флажок.
- Какая сторона располагается слева?  (ЗАПАД или  ВЕСТ) Ставим флажок.

- Часто моряки или пираты произносят такие слова  «НОРД-ОСТ» .
- Что оно означает? (Северо-Восток),  «Зюйд-Вест» (Юго-Запад).
- 4 основные стороны света и 4 промежуточные.  Какие предметы располагаются в классе по этим сторонам? Поворачиваемся  в эти стороны.

Нам надо клад найти
И практическую работу провести.

Разбились на команды.  Капитаны команд подойдите и получите задания.

«Где спрятан клад?»   

(Ученики получают конверты с заданиями 5 конвертов – это кроссворд, 1 конверт – путь к кладу пройти)

(3 ученика идут по стрелке компаса по классу, а остальные ученики отгадывают кроссворд по  командам из 4-х человек, одна буква от каждой команды и класс получает слово, которое обозначает местонахождения клада)

-  Где спрятан клад? 

Клад обнаружен! Компас помог!
Вот и подошел к концу наш урок!

Приложение

Кроссворды и задания

Кроссворд № 1.
  1. Компас указывает направление… .
  2. Антоним слова «Восток».
  3. Для определения сторон горизонта в древности использовали намагниченную …..
  4.  Может испортить показания компаса ……

Кроссворд № 2.

  1. Естественный спутник Земли.
  2. Людям, какой профессии необходим компас?
  3. Как называется часть компаса с делениями?
  4. Стрелка компаса всегда показывает на …..

Кроссворд № 3.

  1. Это направление находится справа от севера.
  2. Вращающаяся часть компаса.
  3. Какой народ первым изобрёл компас?
  4. Полярная ……

Кроссворд № 4.

  1. Естественный спутник Земли.
  2. Ветер противоположный северному.
  3. Вещество, которое притягивает другие предметы.
  4. В какой стране появились первые компасы.

Кроссворд № 5.

  1. Прибор, который помогает ориентироваться.
  2. Старинное название моряка.
  3. Ближайшая к Земле звезда.
  4. есть южный, северный, магнитный

………….

Команда  № 6.

  1. Начало пути – 3 парта в  проходе между средним рядом и рядом у окна.
  2. 7 шагов на восток.
  3. 8 шагов на юг.
  4. 2 шага на запад.

1 шаг на юго-запад.