Тема: Знакомство с государственным строем и основными формами административно-территориального устройства стран мира
Учебно-воспитательные задачи:
- Показать разнообразие стран современного мира.
- Изучить разные формы государств.
Оборудование: политическая карта мира, атласы и визитные карточки стран на форзаце учебника.
Тип урока: комбинированный урок.
Структура урока:
1. Основное содержание первой части урока:
Деление современных стран мира по формам правления:
• Первая форма правления - республика. Таких стран более 140, т. е. 3/4 всех стран мира.
Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная - правительство.
Республики бывают:
Президентские (президент сам возглавляет государство) |
Парламентские |
Смешанные |
США, Аргентина, Бразилия, Россия, Венесуэла, Коста-Рика |
ФРГ, Италия, Израиль, Индия, Ирландия |
Франция, Португалия, Финляндия |
• Вторая форма правления - монархия, их в мире - 30: в Океании - 2, в Африке - 3, в Азии - 13, в Европе - 12, нет ни одной монархии в Америке.
Монархия – такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, герцог, князь и другие.
Конституционная (где монарх «царствует» но не правит) |
Абсолютная (власть монарха не ограничена) |
Теократическая (монарх является и главой церкви, и главой государства) |
Практическое задание для учащихся с использованием визитной карточки стран по форзаце учебника:
1. В каждую главу впишите название нескольких стран в качестве примеров.
2. Проверьте выполнение задания друг у друга.
- Третья форма правления – это государства в составе Содружества, их 15. Формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Это относится к бывшим доминионам Великобритании (Канада, Австралия, Новая Зеландия).
- Четвертая форма правления – представлена одной Ливией (или официально – Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия).
Вопрос: Почему республик гораздо больше, чем монархий?
2. Основное содержание второй части урока:
Деление стран мира по особенностям территориально-государственного устройства на унитарные и федеративные.
Практическое задание:
Приведите примеры и заполните каждую графу таблицы с примерами стран с различным государственным устройством:
Унитарное государство |
Федеративное государство |
Конфедерация |
Великобритания, Франция, Италия, Япония Китай, Монголия, Лаос |
В мире федеративное устройство имеют 22 страны: Россия, Швейцария, Индия, Нигерия, Пакистан, ОАЭ |
Швейцария-союз суверенных государств, союз независимых кантонов. 23 кантона (3 из них разделены на полукантоны) |
Вопрос: Чем обусловлена специфика территориально – государственного устройства
страны?
3. Тест проверка, задание на доске.
А) По форме правления республикой в Африке является:
- Лесото
- Свазиленд
- Алжир
- Марокко
Б) По форме правления монархией в Азии является:
- Йемен
- Оман
- Ливан
- Иран
В) Абсолютной монархией является:
- Саудовская Аравия
- Япония
- Испания
- Великобритания
Г) Унитарным государством по форме административно – территориального
устройства является:
- Мексика
- Бразилия
- США
- Франция
Д) Федеративным государством по форме административно – территориального
устройства является:
- Великобритания
- Швейцария
- Нидерланды
- Польша
Правильные ответы:
А – 3 Г – 4
Б – 2 Д – 2
В – 2
4. Итоги урока.
Задание на дом: стр. 16 – 18