Конспекты занятий по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой родного народа

Разделы: Работа с дошкольниками


“Жизнь наших предков”

Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания.
  • Предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла пословиц о семье.
  • Упражнять в формировании грамматического строя речи, придумывая слова в уменьшительно – ласкательной форме.
  • Поощрять творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; познавательную активность детей.
  • Продолжать формировать интерес к своей родословной через генеалогическое древо жизни.
  • Воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книге “Все про все” (раздел “История древней Руси”), рассматривание семейных фотографий, изготовление каждым ребенком генеалогического древа жизни, заучивание пословиц о семье, заучивание песни “Семья” сл. А. Кондратьевой, муз. В. Елинека.

Материал: Уголок русской избы, хозяйка в русском костюме с младенцем (куклой), ушат с водой, рубаха, кусочек хлеба с солью, уголек из печи, зернышки, денежки, фишки, генеалогическое древо каждого ребенка.

Ход занятия

1. Дети в русских национальных костюмах встречают гостей и здороваются.

– Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!

Сегодня мы будем говорить о жизни наших предков. Но давайте вспомним.

Беседа по вопросам.

  1. А что означает слово предки?
  2. Кто были наши предки?
  3. Чем занимались наши предки?

2. Рассказ воспитателя.

– А сегодня мы с вами поговорим о том, как жили наши предки. (Вывешивается картина с изображением большой русской семьи). Наши предки жили большими семьями. Под одной крышей жили дети, родители, бабушка, дедушка. А детей в русских семьях всегда было много! Как же радовались каждому родившемуся младенцу и как его принимали. Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так: “Три раза человек дивен бывает…”

Первое диво в жизни каждого – рождение на белый свет. Появление ребенка в семье всегда удивительная, светлая радость. Это как приход весны. Много раз на своем веку встречает ее каждый из нас! А всякий раз весна вновь словно впервые. Так и рождение человека. Появился на земле – для всех он новый! И для него все впервые. Первое все – особенное, никогда уже не повторится. Вот сейчас мы с вами посмотрим, как у наших предков проходил обряд первого купания.

3. Дети идут в гости, где хозяйка показывает обряд первого купания. Все проходит в русской избе.

Показ обряда первого купания.

– Первое купание – особенное. В ушат с водой клали уголек из печи, зернышки, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу. Будь всегда сыт и благополучен. Самая первая одежда тоже особенная: родительская рубаха. Для девочки – материна, для мальчика – отцова. Расти хорош, малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье!

Ну а потом и в люльку перенесут. Для первого раза там тоже кусочек хлеба с солью. Хлеб – соль – верный и первый признак доброго расположения, пожелания счастья. Будто говорили ребенку рисунками: “Бойся – перебойся пустого времени – это живая смерть”.

Ведь известно:

Лежа, добра не добыть,
Горе не избыть,
Чести и любви не нажить,
Красной одежды не носить.

Ну, а как не вспомнить здесь о наших прабабушках, которые без пестушки, без потешки, без улыбки не подходили к малышу, без колыбельной песни не качали люльку.

А вы, знаете колыбельные песни? Кто нам споет колыбельные для нашего малыша, который лежит в люльке.

Ребенок:

Баю-баю-баюшки
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Стали гули гулевать,
Да стал малыш мой засыпать
Приди, котик, ночевать,
Да приди дитятко качать
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога
Ешь-ка, котик, не кроши,
Да больше у меня не проси.

Ребенок:

Баю-баюшки-баю,
Жил старик на том краю
Он ни беден, ни богат,
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят
Кашку маслену едят
И на деточку глядят
Кашка масленая
Ложка красненькая.

Физкультминутка

Семья могучая

В одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.
Жила семья могучая Сложить ладони в “замок”.
У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.
И крыша с трубой темной Показ трубы.
Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.
Плим-плим-плим. Перещелкивание пальцами.

4. “Почему так говорят”

Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошел до наших дней в пословицах и поговорках. Давайте порассуждаем, почему же так говорили и говорят.

(Дети говорят пословицы и объясняют их смысл так, как они понимают.)

  1. “На что клад, коли в семье лад”.
  2. “Вся семья вместе, так и сердце на месте”.
  3. “Нет такого дружка, как родная матушка”.
  4. “ Братская любовь крепче каменных стен”.
  5. “В своей семье всяк отец самый большой”.
  6. “Без корня и полынь не растет”.
  7. “Изба детьми весела”.

5. Словесная игра “Назови ласково”.

– Игра на внимание, сообразительность, на победителя.

Я называю слово, а вы должны придумать к нему слово в уменьшительно-ласкательной форме. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

Слова: бабушка, папа, мама, дед, сестра, брат, сын, дочь.

Расскажи свое генеалогическое дерево жизни.

(Дети предлагают рассмотреть их древо жизни и объясняют свою родословную.)

Ребенок:

Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна люди живут
Они прославляют просторы родные,
Детей своих любят и предков здесь ждут.

“Одежда русичей”

Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи:

  • Расширять представления детей об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения).
  • Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи. Активизировать словарь детей словами: орнамент, оберег, вышивка, узор.
  • Способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа. Расширять кругозор, развивать любознательность.
  • Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за ее культуру.

Предварительная работа: Рассматривание одежды на иллюстрациях к русским сказкам, на репродукциях картин русских художников, заучивание и разбор пословиц об одежде, рисование “Девочка в русском сарафане”, аппликация “Хоровод вокруг березки”.

Материал: Русский народный костюм для каждого ребенка (разные варианты) и воспитателя, иллюстрации с изображением одежды разных сословий, рисунки с изображением элементов вышивки, предметы русской национальной одежды с вышивкой, карточки с изображением русской национальной и современной одежды на каждого ребенка.

Ход занятия.

1. Беседа

В группу входят дети, одетые в русские национальные костюмы, приветствуют гостей (родителей).

Дети: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!

Воспитатель: Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно и здороваются по-особенному. Откуда же вы прибыли, гости дорогие?

Дети: Из прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель (в русском национальном костюме). Что же такое – Древняя Русь?

– Что означает слово предки?

– Вы сказали, что наши предки были славяне. Какими они были?

– Кто мне скажет, что означает слово славяне?

– Чем занимались наши предки?

– Как же зовут вас, гости дорогие?

(Дети представляются: "Настенька, Аленушка, Ярослав...")

– Какие красивые, ласковые и нежные имена. И наряд-то на вас необычный!

Дети: Да! Так одевались наши предки, древние русичи.

Чтение детьми стихотворения с использованием иллюстраций.

1-й ребенок:

Вот в какой чудной одежде
Русичи ходили прежде
И бояре и дворяне,
Горожане и крестьяне.

2-й ребенок:

Кто в сорочках и в портках,
Кто в коротких зипунах,
И такие франты были,
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.

3-й ребенок:

А зимой, в мороз трескучий
Надевали шубу, две,
А боярыня бывало,
По три шубы надевала.

Воспитатель: А во что одеты вы?

Каждый ребенок описывает свой наряд.

Воспитатель: Давайте отдохнем и про лапти споем.

2. Физминутка “Лапти” (повторяется 2 раза)

Лапти, да лапти, да лапти мои, Выставление поочередно правой и левой ноги на пятку.
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои Хлопок в ладоши, наклон вниз.
Эх, лапти мои, лапти липовые!
Вы не бойтесь ходитё, Шаг вправо, притоп, шаг в лево.
Тятька новые сплетё Притоп (2 раза)
Эх, ну! Тьфу! Руки вверх, хлопок над головой (на слово “тьфу” резко опускаем руки вниз).

Воспитатель приглашает детей к окну в мир знаний, где висят русские национальные костюмы: сорочка, кафтан, сарафан, передник, косоворотка, душегрейка.

3. Рассказ воспитателя.

– Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой.

– Каких цветов ткань использовалась для пошива одежды?

– А что символизировал каждый цвет?

Дети показывают и рассказывают:

– Белый цвет – это свет и чистота;

– Желтый цвет – это солнце, богатство;

– Голубой цвет был символом неба, молодости;

– Красный – тепла, праздник, радостное настроение;

– Коричневый означал землю-кормилицу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, на всех вещах есть узор (вышивка). По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки – обереги располагались в определенных местах: на рукавах, у выреза на вороте, на подоле. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегали легкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу.

Вы заметили, какой красивый узор украшает вашу одежду. Он называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл.

Показ и объяснение.

– Знак солнца. Обозначает плодородие, счастье, благополучие.
– Засеянное поле. Он приносит счастье, богатство и достаток.
– Знак земли – кормилицы.
– На что похож этот знак? (На волны, на реку.) Знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.
– знак огня, обозначает тепло, ласку.
– этот знак обозначает землю, пропитанную водой.

– Также русские мастерицы вышивали и другие символы (знаки): цветы, деревья, птиц.

Давайте рассмотрим узоры на одежде в нашем “окне знаний” и на ваших костюмах (рассматривание, беседа).

 4. Дидактическая игра “Что лишнее”?

На карточке из четырех ячеек изображено 3 предмета старинной одежды и 1 предмет современной одежды.

– Посмотрите внимательно на карточку, рассмотрите, что на ней нарисовано и попробуйте определить какая одежда лишняя и почему?

5. Стихотворение

Россия… как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю,
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь!
(С. Васильев)