Урок математики в 3-м классе по теме "Деление на однозначное число" (ЦМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по закреплению умения делить на однозначное число; организовать деятельность, направленную на формирование устных вычислительных навыков, умений анализировать и решать задачи изученных видов.
  2. Способствовать развитию творческого воображения, логического мышления и внимания.
  3. Создать условия для развития у детей умения общаться и работать в парах.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

– Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело и с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока.

2. Актуализация опорных знаний. Устный счет

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души.

– Решаем математические “цепочки”.

(Работа с “досточками” – обратная связь.)

– Запишите в тетради получившиеся ответы. На какие группы можно разделить эти числа?

(Четные и нечетные; однозначные, двузначные, трехзначные.)

– А сейчас запишите числа в порядке убывания.

– Назовите цифры, которые вы используете для записи чисел.

(По ходу ответов, цифры вывешиваются на доску и обращается внимание на правильную запись каждого числа.)

– А сейчас один из вас перевернет карточки с ответами на доске.

– Какое слово у вас получилось? (Делить.)

– Кто мне скажет, что мы с вами будем делать сегодня на уроке?

(Сегодня на уроке мы будем продолжать делить на однозначное число.)

– Кто скажет тему урока? (Деление на однозначное число.)

3. Закрепление изученного материала

– Правильно. Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться делить многозначные числа на однозначное число.

1) – Прежде чем приступить к дальнейшей работе, давайте вспомним алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.

(Этапы алгоритма деления поменяны местами, учащимся надо восстановить данный алгоритм.)

  • Определяем первое неполное делимое.
  • Определяем, сколько цифр в частном.
  • Делением находим цифру частного.
  • Умножением узнаем, сколько разделили.
  • Вычитанием находим остаток…

– А сейчас найдите № 490 на стр. 120 учебника. (работа с “досточками”)

1-й вариант – называет первое неполное делимое
2-й вариант – определяет сколько цифр в частном.

2) Работа в парах постоянного состава (индивидуальные карточки)

– Перед вами лежат карточки, которые позволят вам зрительно представить данный алгоритм и выполнить вычисления, а так же на данном примере еще раз объяснить выполнения письменного деления на однозначное число своему партнеру.

– А кто мне скажет, какие правила дружной работы необходимо помнить?

  • Внимательно слушай товарища.
  • Говори вполголоса.
  • Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.
  • Береги каждую минуту.

– Вижу, что вы справились с заданием, так как выставили зеленые флажки. И сейчас один из учеников, покажет нам, как он объяснял своему партнеру. А остальные ребята проверяют правильность своего выполнения по контрольным карточкам.

Физкультминутка

Мы туристы, мы в пути
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох
Путь неблизок, недалек,
Впереди течет ручей,
Перепрыгни поскорей

3) Выполнения задания в учебнике с.121, № 493.

– Скажите, пожалуйста, что за записи перед вами? (Уравнения.)

– В каком из уравнений нам пригодиться умение делить трехзначное число на однозначное? Почему?

(При решении данных уравнений необходимо знать алгоритм деления на однозначное число и уметь делить. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. А во втором, чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.)

4) Работа над задачей.

(Условие задачи учащиеся слушают стоя.)

– Вашему вниманию я предлагаю следующую задачу.

Девочка читала книгу, в которой 180 страниц. В первый день она прочитала 1/6 часть всех страниц, а во второй день – 1/3 часть всех страниц.

– Можно ли данный текст назвать задачей? Почему?

(Данный текст нельзя назвать задачей, так как отсутствует вопрос.)

– Что необходимо сделать?

(Нам необходимо задать вопрос.)

1-й вариант – задайте вопрос так, чтобы конечное действие выполнялось сложением;

(Сколько всего страниц прочитала девочка за два дня?)

2-й вариант – задайте вопрос так, чтобы конечное действие выполнялось вычитанием.

(На сколько больше страниц прочитала девочка во второй день, чем в первый?)

(Подробный разбор задачи. Краткая запись выполняется коллективно, а решение выполняется самостоятельно 2 человека решают с обратной стороны доски, 2 человека с места объясняют решение, а в это время консультанты помогают учителю проверить решение задачи у своих одноклассников).

4. Контроль и самоконтроль

Работа с тестами.

– Ну а теперь пришло время проверить, как вы усвоили данную тему. Перед вами лежат листочки, в которых выполнено письменное деление. Ваша задача, проверить правильность выполненных действий. Если задание выполнено верно, то рядом, в пустой клеточке, вы ставите “+”, а если неверно, то ставите знак “–”.

– Вижу, что вы справились с заданием. А сейчас поменяйтесь листочками друг с другом для взаимопроверки. У меня на доске даны ответы. Сверьте их с теми, которые получились у вас и оцените своего товарища.

5. Итог урока

– Чему учились на уроке?

Я узнал (а) …
Я повторил (а) …
Я научился (лась) …

Рефлексия. Ну, а теперь мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу на уроке. У каждого из вас, на парте, лежит пассажир, ожидающий поезд. Но это необычный поезд. У него разные вагоны: веселые и грустные. Вы должны посадить своего пассажира в тот вагон, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока.