Цель:
- рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений;
- обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств.
- развитие логического мышления, опираясь на химию углеводородов и их производных.
- формирование навыков самообразования у учащихся.
Задачи урока:
- развивать у учащихся способность к целеполаганию, планированию своей деятельности на уроке;
- развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ);
- развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения химических свойств углеводородов);
- развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;
- развивать у учащихся химическую речь, способность аргументированно отвечать на вопросы,
- развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.
Тип урока:
- по дидактической цели – совершенствование знаний,
- по способу организации – обобщающий.
Методы:
- словесные (беседа),
- практические - составление схем превращений и их выполнение,
- выполнение самостоятельной работы.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска
Учебно-методический комплект:
- рабочие тетради для учащихся,
- Мини – справочники по органической химии (Автор: Н.Е. Дерябина)
- Power Point – презентация, < Приложение 1 >
- Flash – мультимедиа.
- Video – фрагменты,
- Образовательный интернет - ресурс http://school-collection.edu.ru/collection/
- Раздаточный материал
Список литературы:
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 10 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. – М.: Блик и К0, 2001.
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2007.
Ход урока
Учитель:
Органическая химия - наука о жизненно-важных веществах.
Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет.
Мультимедиа-презентация
В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. Знать все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.
Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
Учитель:
Какие классы углеводородов вы знаете, называйте сразу с общей формулой.
Таблица «Классификация веществ»
Ответить на вопросы:
Учитель:
- Чем отличаются по составу углеводороды разных типов?
Учащиеся (числом атомов водорода)
Учитель:
- Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить другой?
Учащиеся:
(Реакции гидрирования или дегидрирования.
Так можно осуществить большинство переходов, однако, этот способ получения углеводородов не является универсальным. Стрелками в схеме указаны углеводороды, которые непосредственно можно превратить друг в друга одной реакцией).
Учитель:
Схематически это выглядит так:
Задание: для закрепления изученного материала осуществите несколько цепочек превращения. Определите тип каждой реакции:
Учитель: А теперь давайте поработаем во Flash – программе:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0abbb096-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/
Учитель: Вы знаете, что генетическая взаимосвязь существует не только между углеводородами, но и между их производными – кислородосодержащими органическими веществами, которые в промышленных масштабах получают из продуктов переработки нефти, газа и угля. Давайте выявим эту взаимосвязь на примере цепочек превращения:
1)
Далее учащиеся выполняют это превращение по алгоритму в рабочих тетрадях, на обычной доске или на интерактивной доске в «режиме белой доски».
Работа учащегося на интерактивной доске.
Это позволяет осуществить целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений)
Учитель: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0abbb097-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/
1)Сначала просматриваем весь фрагмент.
2) Потом учитель останавливает кадр на определенном моменте, а
учащиеся составляют превращение блоками – самостоятельно на доске.
3) Когда превращение составлено, осуществляем его с помощью записи
уравнений реакций по алгоритму действий.
Фрагмент видео-сюжета.
Задание: составить уравнения реакций, указать условия протекания и тип реакций.
Вывод: Сегодня на уроке - на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального единства мира.
Домашнее задание:
Решить задачу: Дано 2 моль этилового спирта.
Сколько образуется 1 ряд – грамм дибромэтана;
2 ряд – литров углекислого газа
3 ряд – грамм этиленгликоля;
Повторить темы по гомологии и изомерии: составить формулы одного и двух изомеров состава .