Цель мероприятия. Сформировать представление о влиянии человека на окружающую среду и воспитывать бережное отношение к природе, на примере Кабардино – Балкарской республики.
Оборудование:
- плакат “Земля в опасности”;
Рисунок 1.
рисунки учащихся;
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунки 4.
- уголок леса (макет деревьев);
- уголок воды и рыбы;
- костюмы (Земли, Леса, Воды, Рыбы, Охотника, Микробов):
- грамзапись (отрывок из оперы “Лебединое озеро”, песня “Закаляйся, если хочешь быть здоров”, шум воды, звуки леса);
- воздушные шарики;.
- светомузыкальная установка;
- бутылочки с йогуртом;
- музыкальное сопровождение, отрывок из оперы “Лебединое озеро”.
Проходы оформлены рисунками учащихся (поведение человека в лесу, на водоёмах, мусор на природе и улицах города) и плакатом “Земля в опасности”.
Ученик.
“Я” виновник экологической опасности на земле.
Это я виноват, что весной журавли не летят на знакомые земли.
Это я отобрал песни птиц у земли, порубил у просёлков берёзы.
Это я смёл бульдозером шишкинский бор, осушил левитанский омут.
Это я прохожу по зелёному краю
Это я,
Это я,
Это я.
Отравляю,
Топчу и
Ломаю.
Гляньте в зеркало –
Я вам в лицо хохочу.
Я!
Я!
Я!
Ученик подходит к воротам (в экологический уголок), где стоят два микроба и никого не пускают. Остальные микробы борются друг с другом.
“Остановитесь, несчастные”.
Ведущий 1. Уважаемые учащиеся, а вы знаете, кто вас просит остановиться?
Учащиеся. Микробы.
Ведущий 2. А что означает слово микроб?
Ведущий 1. Слово микроб происходит от двух греческих слов “микро – с” - малый, а “биос” – жизнь.
Ведущий 2. Значит, микробы живут своей “маленькой жизнью”.
Ведущий 1. А вот эти, самые наглые пробрались к нам и хотят вызвать в организме болезни.
Ведущий 2. Чтобы их одолеть, надо отгадать загадки.
Из шариков, которые висят над воротами, прокалывая шпагами, микробы достают и передают загадки для учащихся.
1 загадка. Когда руки становятся местоимениями? вы – мы – ты.
2 загадка.
Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло –
И его не стало.
Всё оно исчезло. (Мыло)
Микробы уходят.
Ведущий 1. Но реванш над микробами мы ещё не взяли. Они могут вернуться в любую минуту. ( Учащиеся проходят в бар).
Ведущий 2. Микробы опасны для человека. А как с ними бороться?
Ведущий 1. Теперь каждому здоровому ребёнку делают прививки, а ещё дают витамины. (Ученики пьют йогурт, переворачивают бутылочки, которые, висят на груди, составляют слово иммунитет).
Ведущий 2. Ой, что за слово?
Ведущий 1. Это слово означает способность организма сопротивляться наступающим болезням. А вырабатывают иммунитет эти самые прививки. Поэтому лучше не капризничать, когда ведут к врачу на прививку, это делается для того, чтобы вы росли здоровыми.
Ведущий 2. Прививки это хорошо, а что делать, если ты всё-таки заболел?
Ведущий 1. Лучше обратиться к врачу.
Ведущий 2. Самый лучший врач, это фитотерапевт, так как его лекарство полезное и приятное. Фитотерапевт предлагает учащимся коктейли, а некоторые из них готовят сами дети!
Ведущий 2. А что ещё нужно делать, чтобы быть здоровыми.
Ведущий 1. Надо закаляться, соблюдать чистоту и правила личной гигиены, тогда и болеть будете реже.
Песня “Закаляйся, если хочешь быть здоров…”.
Ведущий 2. Это всё хорошо, но нельзя забывать об окружающей среде. Ведь нам для здоровья важно иметь чистый воздух, лес, землю и воду. Давайте посмотрим, что происходит в природе Кабардино – Балкарской республики.
Земля
Люди! Слушайте! Учитесь понимать жалобы природы. Территория нашей маленькой республики составляет всего 1247 тыс. га, из которых на леса приходиться 180 тыс. га, а на государственные природные заповедники и национальные парки только 155 тыс. га. Прошу вас, берегите водоёмы, леса и пашни, не превращайте их в безжизненное пространство, не оголяйте землю.
Вода
Давайте спустимся в подводное царство и спросим у его обитателей. (Мелодия воды, шум водопада).
Обращение к воде. Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но ты нам просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство!
Приятно мне слушать вас, но, к сожалению, ежегодно сбрасывают в реки Терек, Малка, Баксан, Черек, Нальчик и другие только в нашей республике 2, 5 миллиона кубических метров неочищенных стоков. Загрязненность моих рек превышает норму в 30 раз. Даже рыбы не могут жить в такой воде, вот, что они говорят.
Рисунок 5.
Рыба
На сегодняшний день в водоёмах республики нас осталось только около 20 видов, а в недалёком прошлом было гораздо больше.
Мне поручено зачитать речь, обращённую к людям. Уважаемое человечество! Вы ловите нас на крючки и в сети. Мы покоряемся. Вы сильнее и умнее нас, но будьте благоразумнее! Для вашей же пользы! Не забывайте, что рыба существо опрятное и чистоплотное. Зачем же вы загрязняете воду? Опомнитесь!
Рисунок 6.
Лес
Подождите, подождите. А про меня то вы забыли? Я очень много значу в вашей жизни, даю древесину, поддерживаю полноводность рек, предохраняю почву от разрушений, предупреждаю обвалы в горах. Я источник кислорода, необходимого для здоровья. А что вы со мной делаете? Практически истреблены буковые леса на равнине и в предгорной зоне. Мне сейчас особенно трудно. Люди приходят ко мне отдыхать. Это хорошо, но они оставляют после себя мусор, забывают потушить костёр. Вследствие чего, я переживаю страшные пожары. Что со мной будет?
Рисунок 7.
Охотник
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр,
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.Рисунок 8.
Ведущий 1. Помните – из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!
Земля
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените, бабочку над стеблем повилики.
Берегите, солнечные всходы, на зелёном празднике природы
Небо в звёздах, океан и стужу и в бессмертье верящую душу.
Всех судеб связующие нити,
Берегите землю! Берегите!
Ведущий 2. За 2 – 3 года можно превратить плодородную землю в каменистую пустыню, а создавалась эта почва тысячелетиями.
Вечерней пахнет резедой, аукнется там где-то детским смехом.
Спасётся ли мир красотой, иль станет безжизненным эхом?
Спасётся ли мир от ракет, от рёва атомного века
Иль только пронзительный свет останется от человека.
Мир, что пока ещё цел, стал ненадёжнее вдвое,
Взято уже на прицел. Всё на планете живое.
Нас много, люди! Берегите красоту,
Она нужна нам, нужна красота, нужна!
Звучит мелодия, которая плавно переходит в песню “Рассвет Чародей”.
Микробы стали чистыми. Человек понял свои ошибки..
Ученики делают вывод: Человек влияет на природу, а она в ответ благодарит нас или наказывает за плохое обращение.
Ведущий 1. Будем же беречь нашу землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другого нам не дано…
Ведущий 2. Планета Земля – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.