Здоровый образ жизни и его составляющие. Рациональное питание

Разделы: ОБЖ


Цель: Ознакомить учащихся с основными составляющими ЗОЖ и дать понятие рационального питания.

Задачи:

  1. Развивать сознательное отношение к своему здоровью – как норме поведения.
  2. Обучить правилам здорового питания.
  3. Воспитывать правильное отношение к ЗОЖ и к своему здоровью.

Оборудование, наглядность:

  • компьютер, проектор;
  • диск “Ваш Репетитор. ОБЖ” (TeachPro);
  • карточки с тестами, лозунги.

Оформление доски.

Прикреплены лозунги соответствующие новой теме:

  • “Жизнь можно по - разному прожить”,
  • “Человек имеет право на здоровье”,
  • “Человек - кузнец своего здоровья”,
  • “Чистота – залог здоровья”,
  • “Здоровье в порядке, спасибо зарядке”.

Ход урока

I. Повторение темы “Факторы риска и профилактика инфекционных заболеваний”

Учащимся предлагается 2 теста на экране компьютера, ответы внести в карточки - самопроверка с компьютера. (диск “Ваш Репетитор. ОБЖ”)

Тест №1
Ответы:

1.
2.
3.
4.

Тест № 2
Ответы:

1.
2.
3.
4.

II. Новый материал.

Мы закончили изучение темы “ Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний” и переходим к новому разделу “основы здорового образа жизни”. Сегодня мы познакомимся с основными составляющими ЗОЖ и подробно остановимся на правильном питании. В конце урока каждый сможет определить: правильно – ли он питается.

1. Что же такое ЗОЖ и каковы его составляющие? (Слово учащимся, они высказывают свое мнение)

ЗОЖ – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное здоровье на 50 % зависит от образа жизни.

2. Основные составляющие ЗОЖ (работа с компьютером, запись в тетрадь, обращение к лозунгам на доске):

  • Умеренное и сбалансированное питание.
  • Режим дня.
  • Двигательная активность.
  • Закаливание.
  • Личная гигиена.
  • Грамотное экологическое поведение.
  • Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
  • Сексуальное воспитание.
  • Отказ от вредных привычек.
  • Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.

3. Человек имеет право на здоровье. Право тесно связано с его ответственностью. Во многих странах ответственность за свое здоровье поощряется государством (доплаты, премии, дополнительные отпуска тем кто не болеет, не курит, занимается спортом и т. п.).

Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.

4. Важная составляющая ЗОЖ – питание.

Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называется рациональным. (от латинского – расчет, мера, разумный, обоснованный). Известный русский писатель Л. Писарев подметил: “Измени пищу человека, и человек мало – помалу изменится”. Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание – важнейшее условие долголетия. Самый главный источник болезней – неправильное питание. Больным людям рекомендован определенный режим питании –“стол”.

Наука о питании уходит в глубину веков. Важные положения о рациональном питании можно встретить в трудах Гиппократа, Галена, Авиценны и др. ученых.

5. В последние годы интерес к питанию возрос, вот неполный перечень болезней, связанных с неправильным питанием( на экране):

  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Острый инфаркт.
  • Гипертоническая болезнь.
  • Сахарный диабет.
  • Желчнокаменная болезнь.
  • Аллергия.
  • Болезнь суставов….

Болезнь – лишь способ, с помощью которого природа показывает человеку, что он переполнен токсинами. Обычно люди не задумываются над подбором пищи, руководствуются единственным требованиям – повкуснее. А всегда ли полезно, то что повкуснее?

6. Культура питания включает в себя не только отношение к пищи, но и её состав.

Ещё в 1897 году русский академик И. Павлов установил, что на разную пищу образуется желудочный сок разного состава, разной переваривающей силой, и если этим пренебрегать, интоксикация организма. В результате возникают заболевания ЖКТ, которые сопровождаются сердечными, психическими, нервными заболеваниями. Русский ученый И. Мечников не напрасно говорил своим ученикам: “Смерть всегда гнездится в кишечнике”. И чтобы избежать этого попробуем установить правила здорового питания:

Первое правило: белки, жиры и углеводы употреблять в разное время (таблица на экране)

Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 -20% из белков, на 20 -30% из жиров, на 50- 55%из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.

Второе правило (как нужно есть и когда)(выведено на экран):

Пища плохо усваивается (нельзя принимать):

  1. Когда нет чувства голода.
  2. При сильной усталости.
  3. При болезни.
  4. При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
  5. Перед начало тяжёлой физической работой.
  6. При перегреве и сильном ознобе.
  7. Когда торопитесь.
  8. Перед тем как сесть за руль.

В Англии водителям предписывается 15 минутный перерыв после обеда.

Третье правило. Нельзя ни какую пищу запивать. Есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения. Следуя этому правилу, вы избавите себя от гастрита.

Культура питания – это и оптимальное количество пищи, а не только поведение за столом. Главное правило – это соотношение количества и калорийности энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма. В школе на уроках вы работаете умственно, вы тратите много энергии и её нужно восполнять для работы головного мозга, для роста мышц. Поэтому взрослые озабочены питанием учащихся в школе, вам предлагается организованное питание, но статистика удручающая, большинство учащихся не получают горячее питание в школе. Поднимите руки, кто из вас питается в школе?

Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирные молочные продукты, рыбу, постное мясо.

7. Основные принципы рационального питания:

  • Умеренность.
  • Сбалансированность.
  • Четырехразовый приём пищи.
  • Разнообразие.
  • Биологическая полноценность.

Мы познакомились с важной составляющей ЗОЖ – рациональным питанием. Многие факторы подтверждают, что большинство серьёзных заболеваний, в том числе сердечно сосудистые начинаются с детства, поэтому требования рационального питания относится и к школьникам.

8. Интересно узнать “Правильно ли ты питаешься?” - тест на экране:

Необходимо выбрать один вариант ответа

1. Как часто в течение дня вы питаетесь?

А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.

2. Всегда ли вы завтракаете?

А) всегда; Б) не всегда; В) никогда.

3. Из чего состоит ваш завтрак?

А) каша, чай; Б) мясное блюдо и чай; В) чай.

4. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?

А) никогда; Б) 2 раза в день; В) 3 раза.

5. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?

А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю;

6. Как часто вы едите жареную пищу?

А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.

7. Как часто вы едите выпечку?

А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.

8. Что вы намазываете на хлеб?

А) только масло; Б) масло с маргарином; В) маргарин.

9.Сколько раз в неделю вы едите рыбу?

А) 3 – 4 раза; Б) 1 – 2 раза; В) 1 раз.

10. Как часто вы едите хлеб?

А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой.

11. Сколько чашек чая и кофе выпиваете за день?

А) 1 – 2 ; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.

12. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:

А) убираете из тарелки весь жир; Б) уберёте часть жира; В) оставите весь жир.

Подсчёт баллов:  “А” – 2 балла, “Б” – 1 балл, “В” – 0 баллов.

Ключ к тесту:

0 – 13 баллов – есть опасность;

14 – 18 баллов – следует улучшить питание;

19 – 24 хороший режим и качество питания.

Ещё раз проанализируйте ваше питание.

Вывод: каждый для себя должен сделать вывод, правильно вы питаетесь и что нужно изменить, ведь у вас вся жизнь впереди Заботиться о своём здоровье нужно уже сейчас.

Домашнее задание: стр. 153 –155, сообщение “Режим дня и его значение”

Литература:

  1. Учебник ОБЖ, 10-й кл. О – 75 для общеобразоват. учреждений \ М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьёва. – 2-е изд., испр. И доп. – АСТ: Астрель, 2007. – 350, [2]с.
  2. Человек в чрезвычайных ситуациях. Н.Н. Петров. Учебное пособие. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. Изд – во, 19950 352с.