Цель: Ознакомить учащихся с основными составляющими ЗОЖ и дать понятие рационального питания.
Задачи:
- Развивать сознательное отношение к своему здоровью – как норме поведения.
- Обучить правилам здорового питания.
- Воспитывать правильное отношение к ЗОЖ и к своему здоровью.
Оборудование, наглядность:
- компьютер, проектор;
- диск “Ваш Репетитор. ОБЖ” (TeachPro);
- карточки с тестами, лозунги.
Оформление доски.
Прикреплены лозунги соответствующие новой теме:
- “Жизнь можно по - разному прожить”,
- “Человек имеет право на здоровье”,
- “Человек - кузнец своего здоровья”,
- “Чистота – залог здоровья”,
- “Здоровье в порядке, спасибо зарядке”.
Ход урока
I. Повторение темы “Факторы риска и профилактика инфекционных заболеваний”
Учащимся предлагается 2 теста на экране компьютера, ответы внести в карточки - самопроверка с компьютера. (диск “Ваш Репетитор. ОБЖ”)
Тест №1 Ответы: 1. |
Тест № 2 Ответы: 1. |
II. Новый материал.
Мы закончили изучение темы “ Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний” и переходим к новому разделу “основы здорового образа жизни”. Сегодня мы познакомимся с основными составляющими ЗОЖ и подробно остановимся на правильном питании. В конце урока каждый сможет определить: правильно – ли он питается.
1. Что же такое ЗОЖ и каковы его составляющие? (Слово учащимся, они высказывают свое мнение)
ЗОЖ – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное здоровье на 50 % зависит от образа жизни.
2. Основные составляющие ЗОЖ (работа с компьютером, запись в тетрадь, обращение к лозунгам на доске):
- Умеренное и сбалансированное питание.
- Режим дня.
- Двигательная активность.
- Закаливание.
- Личная гигиена.
- Грамотное экологическое поведение.
- Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
- Сексуальное воспитание.
- Отказ от вредных привычек.
- Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.
3. Человек имеет право на здоровье. Право тесно связано с его ответственностью. Во многих странах ответственность за свое здоровье поощряется государством (доплаты, премии, дополнительные отпуска тем кто не болеет, не курит, занимается спортом и т. п.).
Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.
4. Важная составляющая ЗОЖ – питание.
Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называется рациональным. (от латинского – расчет, мера, разумный, обоснованный). Известный русский писатель Л. Писарев подметил: “Измени пищу человека, и человек мало – помалу изменится”. Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание – важнейшее условие долголетия. Самый главный источник болезней – неправильное питание. Больным людям рекомендован определенный режим питании –“стол”.
Наука о питании уходит в глубину веков. Важные положения о рациональном питании можно встретить в трудах Гиппократа, Галена, Авиценны и др. ученых.
5. В последние годы интерес к питанию возрос, вот неполный перечень болезней, связанных с неправильным питанием( на экране):
- Ишемическая болезнь сердца.
- Острый инфаркт.
- Гипертоническая болезнь.
- Сахарный диабет.
- Желчнокаменная болезнь.
- Аллергия.
- Болезнь суставов….
Болезнь – лишь способ, с помощью которого природа показывает человеку, что он переполнен токсинами. Обычно люди не задумываются над подбором пищи, руководствуются единственным требованиям – повкуснее. А всегда ли полезно, то что повкуснее?
6. Культура питания включает в себя не только отношение к пищи, но и её состав.
Ещё в 1897 году русский академик И. Павлов установил, что на разную пищу образуется желудочный сок разного состава, разной переваривающей силой, и если этим пренебрегать, интоксикация организма. В результате возникают заболевания ЖКТ, которые сопровождаются сердечными, психическими, нервными заболеваниями. Русский ученый И. Мечников не напрасно говорил своим ученикам: “Смерть всегда гнездится в кишечнике”. И чтобы избежать этого попробуем установить правила здорового питания:
Первое правило: белки, жиры и углеводы употреблять в разное время (таблица на экране)
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 -20% из белков, на 20 -30% из жиров, на 50- 55%из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.
Второе правило (как нужно есть и когда)(выведено на экран):
Пища плохо усваивается (нельзя принимать):
- Когда нет чувства голода.
- При сильной усталости.
- При болезни.
- При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
- Перед начало тяжёлой физической работой.
- При перегреве и сильном ознобе.
- Когда торопитесь.
- Перед тем как сесть за руль.
В Англии водителям предписывается 15 минутный перерыв после обеда.
Третье правило. Нельзя ни какую пищу запивать. Есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения. Следуя этому правилу, вы избавите себя от гастрита.
Культура питания – это и оптимальное количество пищи, а не только поведение за столом. Главное правило – это соотношение количества и калорийности энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма. В школе на уроках вы работаете умственно, вы тратите много энергии и её нужно восполнять для работы головного мозга, для роста мышц. Поэтому взрослые озабочены питанием учащихся в школе, вам предлагается организованное питание, но статистика удручающая, большинство учащихся не получают горячее питание в школе. Поднимите руки, кто из вас питается в школе?
Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирные молочные продукты, рыбу, постное мясо.
7. Основные принципы рационального питания:
- Умеренность.
- Сбалансированность.
- Четырехразовый приём пищи.
- Разнообразие.
- Биологическая полноценность.
Мы познакомились с важной составляющей ЗОЖ – рациональным питанием. Многие факторы подтверждают, что большинство серьёзных заболеваний, в том числе сердечно сосудистые начинаются с детства, поэтому требования рационального питания относится и к школьникам.
8. Интересно узнать “Правильно ли ты питаешься?” - тест на экране:
Необходимо выбрать один вариант ответа
1. Как часто в течение дня вы питаетесь?
А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.
2. Всегда ли вы завтракаете?
А) всегда; Б) не всегда; В) никогда.
3. Из чего состоит ваш завтрак?
А) каша, чай; Б) мясное блюдо и чай; В) чай.
4. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
А) никогда; Б) 2 раза в день; В) 3 раза.
5. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?
А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю;
6. Как часто вы едите жареную пищу?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
7. Как часто вы едите выпечку?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
8. Что вы намазываете на хлеб?
А) только масло; Б) масло с маргарином; В) маргарин.
9.Сколько раз в неделю вы едите рыбу?
А) 3 – 4 раза; Б) 1 – 2 раза; В) 1 раз.
10. Как часто вы едите хлеб?
А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой.
11. Сколько чашек чая и кофе выпиваете за день?
А) 1 – 2 ; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.
12. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:
А) убираете из тарелки весь жир; Б) уберёте часть жира; В) оставите весь жир.
Подсчёт баллов: “А” – 2 балла, “Б” – 1 балл, “В” – 0 баллов.
Ключ к тесту:
0 – 13 баллов – есть опасность;
14 – 18 баллов – следует улучшить питание;
19 – 24 хороший режим и качество питания.
Ещё раз проанализируйте ваше питание.
Вывод: каждый для себя должен сделать вывод, правильно вы питаетесь и что нужно изменить, ведь у вас вся жизнь впереди Заботиться о своём здоровье нужно уже сейчас.
Домашнее задание: стр. 153 –155, сообщение “Режим дня и его значение”
Литература:
- Учебник ОБЖ, 10-й кл. О – 75 для общеобразоват. учреждений \ М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьёва. – 2-е изд., испр. И доп. – АСТ: Астрель, 2007. – 350, [2]с.
- Человек в чрезвычайных ситуациях. Н.Н. Петров. Учебное пособие. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. Изд – во, 19950 352с.