Русский язык в России - важнейший инструмент общения граждан всех национальностей. Он выполняет в настоящее время в нашем государстве две функции: это национальное средство общения русского народа и средство межнационального общения народов России. Он также является средством межнационального общения народов стран СНГ и Балтии.
Но ученых-лингвистов, учителей русского языка и литературы все больше и больше волнует тревожные процессы, которые происходят в настоящее время в русском языке и русской духовной культуре. Тревога за судьбу русского языка требует активной позиции от всех, причастных к его изучению и преподаванию. В школьном курсе русского языка с 5 по 9 классы в разделе “Введение” даются следующие темы:
- Роль русского языка в жизни общества;
-
Русский язык - национальное достояние русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
К сожалению, на изучение этих тем отведено слишком мало уроков: 1 час, что делает эти уроки чисто формальными.
Данная работа - это попытка привлечь внимание детей к острой проблеме, стоящей сегодня: бережное отношение к русскому языку.
Решению этой проблемы посвящено 2 урока, на которых ребята самостоятельно пытались назвать причины снижения роли русского языка.
На доске: “Берегите ... наш прекрасный русский язык”.
Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык, - это клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительнее с этим
могущественным орудием!
И.Тургенев
Я не считаю хорошим и пригодным
иностранные слова, если только их можно
заменить чисто русскими или более
обруселыми. Надо беречь наш богатый и
прекрасный язык от порчи.
Н.Лесков
Восприятие чужих слов, а особливо
без необходимости есть не обогащение, но
порча языка.
А.Сумароков
У нас сегодня необычный своеобразный урок: урок - раздумье, урок -размышление, раздумье о русском языке, что происходит с языком. Вот об этом и пойдет об этом речь.
Слово учителя. Современный русский литературный язык родился под пером А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова; рос и мужал в творчестве Н.А.Некрасова, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, М.Е.Салтыкова-Щедрина; покорял читателей и критиков своей точностью, выразительностью и силой в произведениях Ф.М.Достоевского, Н.С.Лесков, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького.
Этот язык украшал сказками и песнями тяжелую долю простого русского человека, был гневным и праздничным, ласковым и изящным.
Он нежно звучал в стихах русских поэтов; рассказывал о суровой правде жизни устами русских писателей - реалистов; наполнял гневом в пламенных речах борцов за свободу русского народа; учил верить в его могучие силы и великое предназначение.
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора , о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!” - писал И. С. Тургенев.
Как горько, больно, что столь великий язык теряет былое величие в нашей жизни.
Давайте попробуем ответить на вопрос: “Почему снижается роль русского языка? Какие причины способствуют этому?”
- Самоопределение республик
- Засилие иностранных слов /неоправданное употребление иностранных слов/.
а) Учащимся заранее предлагалось найти примеры неоправданного употребления заимствованных слов.
- Прочитайте, какие слова Вы нашли?
- Что они обозначают?
- Можно ли их заменить синонимами?
б) Рассмотрение двух эпиграфов (см. стр. 3).
Слово учителя. Засорение нашего языка иностранными словами не может не тревожить здравомыслящего человека. А.Н.Толстой подчеркивал: “Там, где можно найти коренное слово, - нужно его находить”.
Современные лингвисты, критики тоже протестуют против бездумного употребления “модных” иностранных словечек.
- О чем свидетельствует преклонение перед всем иностранным, желание щегольнуть знанием “модных” словечек? (О дурном вкусе или недалеком уме человека).
Представьте себе: вам предлагают написать заметку об успеваемости.
Задание № 1.
Чтобы легче было, вам предлагаются вопросы:
- Какие оценки доминируют в классном журнале?
- Функционирует ли система дополнительных занятий с отстающими учениками?
- Как эволюционирует борьба за успеваемость в классе?
Вряд ли такой “вопросник” вдохновит вас, и вы потянетесь к перу...
Скорее всего, вас испугают книжные иностранные слова.
Давайте проделаем лексическую работу: заменим иностранные слова.
Какие оценки преобладают в классном журнале?
Действует ли система дополнительных занятий с отстающими учениками?
Как развивается борьба за успеваемость в классе?
И все же, осуждая неуместное и неправильное употребление заимствованных слов, давайте будем справедливы. Есть ли в этом процессе заимствования что-то хорошее? Если бы слова - иностранцы были бы совсем не нужны, язык сам бы отверг их как сотни других случайных заимствований. Вопрос это не простой. Книжные заимствованные слова усвоены нашим языком потому, что они стали достоянием научного стиля, в котором вовсе не кажутся неуместными такие, например, глаголы, как имитировать, реабилитировать или существительные флора, фауна.
Иные же заимствования употребляются как термины, без которых обойтись невозможно.
Назовите термины, используемые в русском языке? / суффикс, синоним, лексика, фонетика и др./
В то же время в русском языке есть и множество таких заимствованных слов, которые используются в быту и без которых мы не можем прожить: как по - другому назвать кино, такси, одеколон, люстру, наконец бифштекс, майонез, апельсин!
Впрочем, такие заимствования очень быстро врастают в язык, и мы настолько привыкаем к ним, что забываем об их нерусском происхождении.
-Как же быть? Как и когда использовать заимствованные слова, чтобы, не получилось, что мы, как герои Грибоедовской комедии, преклоняемся перед всем иностранным?
- Мы должны употреблять заимствованные слова, где уместно. Там, где можно выразить свою мысль , используя русские слова, не надо заменять их иностранными. -
- Давайте попробуем назвать еще причины снижения роли русского языка:
-
неграмотная речь,
-
искажение слов,
-
неправильно построенные предложения,
-
бедный словарь,
-
низкая культура
/ учащиеся приводят свои примеры /.
Мы практически не слышим носителей элитарного языка. С экранов телевизоров звучит порой труднопереводимая речь.
Читая газеты, кажется, что сегодня престижно искажать слова. Создается впечатление, что каждый журналист работает по принципу, кто безграмотнее. Кому удастся еще больше исказить русский язык?
Примеры из газет “Комсомольская правда”:
“Лужков - крутой чувак”.
“Классный пахан может вкатать в этот дневник любой срок” / об обложке школьного дневника./
“Как тормознуть свою уехавшую крышу”.
У каждого из учащихся карточки с предложением, в котором допущены лексические, грамматические ошибки.
Задание № 2. Проделать лексико - грамматическую работу и прочесть предложения в исправленном виде.
- На каждого члена кружка “Юный техник” падает / приходится / по пять - шесть моделей.
- Старуха Изергиль состоит из трех частей / “Старуха Изергиль” /.
- В конце вечера трибуну представили / предоставили / гостям.
- Ларина сама била придворных / дворовых /, если они не могли ей угодить.
- Пушкин связан крепкими узлами / узами / с декабристами.
- Татьяна любила вставать с зарницей / с зарей /.
- Это была спокойная, чувственная / чувствительная / девушка.
- Отчего возникли ошибки? / см. стр. 5, причины снижения роли русского языка/.
Задание № 3. Поработаем стилистами.
- Прочитайте помещенные ниже предложения разговорно - литературного стиля , попытайтесь с помощью слов в скобках придать им характер книжного стиля.
- М.В. Ломоносов подал мысль о том, что можно создать Северный морской путь / идея, принадлежать /.
- Врач рассказал, что нужно делать, чтобы предупредить заразные заболевания / меры, профилактика, инфекционный /.
- Надо беспристрастно, справедливо оценить работу организации / объективный /.
- Температура в пустыне доходит до самого высокого уровня / максимальный, достигать /.
- Надо постоянно проверять, что показывают приборы / систематически, контролировать показания /.
Далее учащимся предлагается задание повышенной сложности:
-
найти в тексте стилистические ошибки и отредактировать его.
Задание № 4.
Пожар случился благодаря халатности Ивана Петровича, сторожа. Вместо того, чтобы ходить дозором вокруг сарая, вверенного под его ответственность, старичок присел в кресло у телевизора посмотреть новости, да и заснул. Разбудил его резкий запах дыма: горел телевизор. Лихорадочно одев картуз и ватник, Иван Петрович выскочил на улицу позвать за помощью, да было уж поздно. Сарай пылал.
Тут же начались неприятности. Власть придержащие решили, что председатель товарищества вышел за рамки своей компетенции, а председатель, в свою очередь, стал хлопотать, чтобы дело отдали под суд общественности, и давал по три интервью в день: даже в телевизоре выступал. Тут же и слухи пошли: одни говорят, Иван Петрович - террорист, другие - вовсе не террорист, а наоборот, зеленый, и протестует за хорошую экологию. Иван Петрович и правда от всех этих забот малость позеленел. Однако утряслось: старик отделался легким испугом, только телевизор смотреть бросил совсем.
/ В исправленном виде смотрите текст в приложении № 1 /
Каждое последующее задание сложнее предыдущего.
Задание № 5.
У каждого ученика есть текст, в котором нет ни одного прилагательного. Ваша задача - вставить прилагательные в текст / дан отрывок из стихотворения Б. Окуджавы смотрите приложение № 2 / ..
Знание правил русского языка, владение нормами литературного языка помогли учащимся легко и быстро справиться с предложенными заданиями.
В подтверждение высказываний ребят, сделанных выше, чтение отрывков из газеты “Заря молодежи” / смотри приложение № 3 /, “К нему не зарастет народная тропа” .
Как вы думаете, отчего происходит такое искажение языка?
Низкая культура, мало читаем, словарный запас не обогащается, произносим заученные фразы, не развита монологическая речь.
- А теперь мы перейдем, пожалуй, к самой интересной для вас теме: “школьный сленг”.
Школьный сленг - одна из причин снижения роли русского языка. Заранее было дано задание составить словарик, состоящий из слов школьного жаргона / смотри приложение № 4 /.
Современному школьнику этот “язык” понятен. На этом “языке”, а точнее жаргоне / т.е. разновидности речи, используемой в узком кругу посвященных / шпаргалки называют шпорами, о том, кто плохо отвечает -плавает, о неудаче - прокол, о чем-то восхитительном - обалденный.
- Как же следует оценить эти словечки, т.е. жаргонизмы?
Это обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка. К тому же жаргонизмы непонятны людям непосвященным, а это создает почву для недоразумений.
В жаргонах искажаются и значения, и облик многих слов. Значения жаргонизмов часто неточны, расплывчаты.
- Могут ли все названные нами слова заменить настоящие, точные и полновесные русские слова?
В речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам.
Назвав целый ряд причин снижения роли русского языка сегодня, нельзя не назвать еще одну, как бы парадоксально это ни звучало: “кто платит, тот и заказывает, но теперь уже не музыку, а норму письма”. / Чтение отрывков из статьи “Ошибочка вышла”, газета “Русский язык” ( смотри приложение №5)/
Грустная картина получилась. Но...
После выполнения целого ряда разнообразных заданий можно сделать определенный вывод: русский язык неисчерпаемо богат, его надо беречь, знать / смотри эпиграф, слова И. С. Тургенева, стр. 3 /. Читаются подобранные ребятам высказывания.
- Все, что вы прочитали, лишний раз свидетельствует о том, что русский язык - один из могущественных языков мира.
- Неужели нам не нужен, не интересен настоящий, красивый, звучный русский язык. Слышим ли мы где-нибудь правильную речь?
1. В книгах.
Чтение отрывка из книги И.Шмелева “Лето господне”.
“Серенькая погода, оттепель. Капает за окном - как плачет.
..кап ...кап-кап ...кап ...кап-кап-кап-кап...
Засыпая, все слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает
сонно, мягко - это весеннее, обещающее - кап-кап...
Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю: это веселая
мартовская капель. Она вызывает солнце. Теперь уж везде капель.”
2. В фильмах / просмотр фрагмента из фильма “Барышня - крестьянка”/.
Какие ощущения вызывают представленные перед вами отрывки?
Слышим живой, красивый русский язык.
Природу видишь, слышишь звуки, ощущаешь запахи - так удивительно написано.
В книгах И. Шмелева, по мнению литературоведов, “крепчайший настой первородных русских слов”.
К. Паустовский писал: “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”.
В заключение ребятам предложено написать сочинение-миниатюру, поразмышлять над проблемой, поднятой на уроках. Тема: “Живой как жизнь”. “Живой как жизнь?”. “Живой как жизнь!”.
Ваши размышления стали логическим завершением нашей большой работы. Поэт Вл. Луговской в свое время писал: “Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка”.
Как часто мы относимся к таким призывам со спокойным небрежением, не задумываясь о том, какой строгий и точный смысл они несут. А ведь именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщиться к тому огромному опыту, который накопило человечество. Но прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир - историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, чуждый народным истокам, глухой к отечественной культуре, не способен воспринять и мировой опыт.
Таким образом, представленная система уроков способствовала решению вышепоставленных задач:
-
через сеть разнообразных заданий / от задания к заданию повышалась степень сложности / удалось осуществить личностно-ориентированный подход к обучению учащихся, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
-
структура данных уроков позволила включить учеников в различные виды групповой и индивидуальной деятельности;
-
используемые формы и методы работы помогли повысить интерес учащихся к русскому языку;
-
создать настроение, при котором все учащиеся охотно, энергично, заинтересованно, успешно работали на протяжении двух уроков; установить в процессе общения доброжелательные отношения между учителем и учениками.