Урок-игра: "Путешествие в страну Орнамента"

Разделы: Технология


Цели урока:

Образовательная:

  • Формирование умений обеспечивающие успешное выполнение деятельности
  • Расширение представлений учащихся о технических приёмах вязание узорного полотна.
  • Научить выполнять узор орнамента на вязаном полотне.

Развивающая:

  • Развитие речи (составить рассказ).
  • Развитие мышления (работа по карточкам).
  • Развитие сенсорной сферы (глазомер, точность различения цвета).
  • Развить навыки чтения по контрольной схеме.
  • Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц - развивать навыки выполнения лицевой, изнаночной, кромочной петли).

Воспитательная:

  • Воспитывать самоконтроль при выполнении самостоятельной работы.
  • Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, взаимопомощь.

Тип урока: Игровой урок, с практическим закреплением учебного материала.

Методы и приемы, применяемые на уроке: беседа, рассказ, игровые элементы, упражнение по карточкам-заданиям.

Объект труда: контрольный образец.

Межпредметные связи: рисование - определение цветов холодных и теплых для составления орнамента, зарисовка схемы для вязания; русский язык - написание слов; математика - счет петель и рядов для выполнения контрольного образца.

Материально-техническое оснащение:

Оборудование учебной мастерской, инструменты и материалы.

Изделие - варежки.

Эталон готового образца.

Игровой материал - картинки, карточки для задания, шаблоны орнамента

Технологические схемы выполнения приемов вязания. Схемы узоров для выполнения контрольных образцов.

Ход урока

1. Организационная часть.

Контроль посещаемости.

Организация рабочего места.

2. Сообщение темы урока.

2.1. Упражнение.

По данным рисункам составить название темы урока. Учащиеся записывают первую букву названия того предмета, который изображен на рисунке. Получается слово " Орнамент".

2.2. План урока.

План маршрута по станциям.

  1. Старт
  2. Загадочная
  3. Сказочная
  4. Научная
  5. Красочная
  6. Правильная
  7. Самоделкина
  8. Облачная
  9. Финиш. Солнечная.

3. Повторение пройденного материала.

1.Станция "Загадочная".

Выполнить упражнение по карточкам. (Приложение 1)

1- отгадать, какие условные знаки должны быть в пустом месте схемы. Дорисовать схему.

2 - отгадать количество петель на данной схеме в первом ряду.

3 - отгадать количество рядов, если на схеме указано нечетное количество рядов. Отгадать количество рядов, если на схеме указаны и нечетные и четные ряды.

Станция " Сказочная".

Учащимся дается задание по картинкам и фотографиям составить рассказ.

1- "Что можно украсить орнаментом?".

2 - "Я применяю орнамент для украшения:".

Учащимся дают картинки, иллюстрации, фотографии ( обложки книг, украшение посуды, украшение одежды, вышивка, вязание шапок, варежек, носков, перчаток).

Станция " Научная".

Сообщение нового материала.

Вязание орнамента на спицах.

Для вязания орнамента применяют рисунки, нанесенные на бумагу в клетку. Одна клетка рисунка схемы ровна одной клетке по ширине и одному или двум рядам по высоте.

В орнаменте используют пряжу двух и более цветов, но все нити должны быть одинаковыми по толщине и желательно одного качества. Для небольших по объему изделий применяют мелкие мотивы.

Один и тот же мотив на бумаге и на полотне будет несколько разным по пропорциям. Если клеточка равна двум рядам, то вязаный мотив будет более вытянут в высоту, чем на рисунке. Если клеточка равна одному ряду, то мотив будет более низким, на рисунке. Если выбранный рисунок геометрический или растительный, то выбор высоты клеточки может быть любым.

Основная трудность выполнения орнамента - это вязать, не стягивая полотно протяжками на изнаночной стороне, но и не оставляя их слишком свободными. Они точно должны соответствовать расширению между петлями.

Способы выполнения орнамента на вязаном полотне.

Способ 1. Вязка полотна - чулочная, то есть по лицевой стороне вяжут лицевой петлей, а по изнаночной стороне - изнаночной петлей. Клетка рисунка равна по высоте двум рядам. Это значит, что, провязывая лицевую сторону, необходимо менять цвет пряжи по рисунку, а по изнаночной стороне - вязать цвет над цветом.

Способ 2. Вязка полотна - чулочная. Клетка рисунка равна по высоте одного ряда. Это значит, что цвет пряжи меняется при вязании и лицевой и изнаночной сторон.

Способ 3. Орнамент выделяется не только по цвету, но и по фактуре полотна, то есть фон выделен чулочной вязкой, а сам узор - платочной. Клетка рисунка по высоте равна двум рядам. По лицевой стороне вяжут лицевыми петлями по рисунку, меняя цвет пряжи. По изнаночной стороне вяжут цвет над цветом, но петли фона выполняют изнаночной вязкой, а петли узора - лицевой.

Станция " Красочная".

Учащиеся составляют орнамент для вязания контрольного образца.

Учитель заготовил игровой материал: лист для составления орнамента и лекало мотивов. После составления рисунков учащиеся определяют самый красивый узор. Учащиеся должны выбрать для себя такой узор, с которым они по своей самооценки справятся.

Станция "Правильная".

Повторение правил по технике безопасности.

Станция "Самоделкина".

Вводный инструктаж.

Платочная вязка.

Чулочная вязка.

Выполнение протяжек, перевитие нитей 2-х цветов.

Самостоятельная работа учащихся. Выполнение контрольного образца по составленным рисункам.

Станция "Облачная".

Анализ характерных ошибок.

Закрепление темы урока "Орнамент".

Для каждой учащийся дана карточка-задание. У каждой карточки свой номер 1,2,3,4,5,6 (по количеству учащихся в классе).

Игра "Составь предложение".

В маленьких тучках записаны слова. Прочитай их внимательно. Составь из этих слов предложение и запиши его.

Предложения:

  1. Для вязания орнамента применяют рисунки, нанесенные на бумагу в клетку.
  2. Одна клетка рисунка схемы равна одной петле по ширине и одному или двум рядам по высоте.
  3. Пряжа двух или более цветов должна быть одинаковой по толщине и одного качества.
  4. Вязаное полотно не должно быть стянуто протяжками на изнаночной стороне.
  5. Протяжки не должны быть слишком ослаблены на изнаночной стороне.
  6. Протяжки должны точно соответствовать расстоянию между петлями разных по цвету.

Станция "Солнечная".

Тучи ушли за горизонт, осталось солнышко. Стало радостно и светло.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Составить орнамент двух цветов.