Организация учебно-воспитательного процесса в период адаптации первоклассников

Разделы: Администрирование школы


Первый год обучения – один из кризисный этапов в школьном детстве ребенка и задача школы - максимально помочь ребенку и семье преодолеть этот этап.

Итак, первоклассник сегодня. Каков он?

Необходимо выяснить, какие личностные черты характеризуют современных детей, и на каких принципах должно строиться учебное взаимодействие взрослого с малышом.

В школу приходят разные дети: они росли в разных социальных условиях, у них не одинаков уровень развития, степень их эмоциональной и психологической готовности к школе. У детей одной и той же возрастной группы наблюдается заметное расхождение между их паспортными данными и физиологическими показателями. Сегодня нет ни одного первого класса, в который удалось бы набрать более или менее ровный контингента.

Однако, отличаясь друг от друга, современные дети обладают целым рядом общих качеств.

  1. обладают обширной, но бессистемной информированностью по любым вопросам.

  2. ощущение своего “Я” в мире.

  3. недоверчивое отношение к словам и поступкам взрослых.

  4. слабое здоровье.

Отдельно надо отметить, что нынешние дети перестали играть в коллективные “дворовые” игры, которые им заменили телевизор и компьютер. Как следствие – дети приходят учиться, не обладая навыками общения и практически несоциализированными, то есть плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.

Появившийся недавно в педагогике термин “дети – индиго” означал детей особенных, нестандартных. Однако характеристики их - гиперактивность, развитая интуиция, уверенность в себе, высокий уровень самооценки, самостоятельность, эмоциональная неуравновешенность, неприятие авторитета взрослых, созвучны с типичными характеристиками современного первоклассника.

За последнее десятилетие изменились и родители. Современные родители окончили школу в 90 -х годах, их отношение к школе не несет того пиетета, который сохранился у родителей более старшего возраста.

По результатам ежегодной диагностики “Почему выбрали школу для обучения ребенка?” - наиболее часто встречаемые ответы.

  • Близкое расположение школы к дому – 66 %
  • Нравится учитель – 30 %
  • Хорошие отзывы от знакомых – 18 %
  • Учатся друзья их детей – 18 %
  • Хорошее питание и присмотр – 12 %
  • Дополнительные занятия по интересам – 11 %
  • Хорошо преподают предметы, которые понадобятся в будущем – 10 %
  • Поддерживается порядок – 8 %.
  • Легче поступить в ВУЗ - 8%
  • Хороший психологический климат - 8 %
  • Работают психолог, логопед, социальный педагог – 8 %.

Современные родители с первого класса уже задумываются и ориентированы на будущее ребенка. Молодые родители более требовательны к школе, они уверены, что знают, чего хотят для своего ребенка, склонны решительнее отстаивать как свои права, так и права ребенка.

Результаты диагностики говорят и о том, что для современных родителей характерна повышенная тревожность за своего ребенка. Эта тревожность может перерасти в недовольство школой.

Основными причинами недовольства родителей являются:

  1. Неуспешность ребенка; школа не может объяснить, в чем причина.
  2. Школа не готова (или не умеет) идти на конструктивный диалог с активными родителями.

Определяющим условием конкурентоспособности современной школы становятся качество образования, инновационные процессы и современные педагогические технологии.

Общая структура инновационных процессов в МОУ СОШ №2 согласуется с общей тенденцией развития образования на современном этапе – обновление содержания образования, профильное обучение, повышение качества образования, информатизация образовательного процесса, внедрение государственно-общественного управления школой.

Данные инновационные процессы созвучны с требованиями, предъявляемыми родителями к школе.

Современная школа - социально-активная, участвует в различных конкурсах и грантах. Так, МОУ СОШ № 2 в 2008 году стала региональным победителем в конкурсе школ, внедряющих инновационные программы. Программа “Школа для всех” в той или иной мере затрагивает проблему адаптации к школе.

Адаптация к школе совсем нередко оказывается тяжелее самого учения. Кроме того, адаптация к школе – процесс многоплановый, понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Ребенка, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, принято считать адаптированным.

Наше понимание адаптации – это не только процесс приспособления индивидуума к успешному функционированию в той или иной среде, но и его способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию. Из адаптационного периода ребенок должен выйти мотивированным на дальнейшее обучение в школе.

Цель нашей работы в адаптационный период – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Это достигается путем последовательного решения следующих задач:

  1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики нежелательных отклонений в его развитии.

  2. Создание системы психолого-педагогической поддержки первоклассников в период их первичной школьной адаптации.

  3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Мы считаем: чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить его интеллектуальные, личностные, физические ресурсы успешного обучения и полноценного развития, надо знать ребенка, строить учебно-воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей, помогать ребенку сформировать навыки, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Работу по адаптации к школе начинаем за год. В течение восьми месяцев проводим для будущих первоклассников и их родителей “Школу первоклассника”, занятия в которой ведут учителя начальных классов, психолог и логопед. Цель занятий – погружение будущих первоклассников в новую для них деятельность и новую систему отношений; выравнивание стартовых возможностей учащихся, стоящих на пороге школы, а также выбор программы обучения в первом классе. На сегодняшний день в школе реализуются следующие программы начального образования: “Школа России”, “Начальная школа 21 века”, “Школа 2100”, “Гармония”.

Второй этап – первичная адаптация к школе. Его без преувеличения можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых – педагогов и родителей. В рамках этого этапа – с сентября по январь – ведется большая работа.

Для первоклассников проводятся специальные коррекционно-профилактические занятия с психологом школы:

Тема занятия

1.

Я – школьник.

2.

Я себя люблю.

3.

Мое настроение.

4.

Чтобы не болеть.

5.

Я и мой класс.

6.

Я и моя семья.

Продолжительность учебного года для первоклассников - 33 учебные недели, в отличие от остальной школы. В третьей четверти проводятся дополнительные каникулы с целью профилактики переутомления детей. Занятия первоклассников проводятся только в первую смену с 8 часов 40 минут.

В течение первой четверти объем недельной нагрузки не превышает 20 часов. Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока.

Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими и ролевыми играми.

Продолжительность перемен между уроками – 15 – 20 минут, после 2 урока организуется завтрак. А после завтрака проводится динамическая пауза на улице или в помещении, в зависимости от погоды.

В рамках адаптационного периода в нашей школе проводится первичное диагностирование готовности учащихся к школе, которое осуществляется различными специалистами: учителем, психологом, логопедом. Уже второй год проводится муниципальное и областное тестирование первоклассников, отслеживающее степень готовности детей к школе.

По результатам муниципального тестирования 2007-2008 года уровень готовности детей к школе представляет собой следующую картину:

Высокий уровень – 14 %, средний – 40 %, низкий – 46 %.

В связи с тем, что в школу поступают дети разного уровня развития и подготовки, в школе разработали Программу развития школы “Повышение качества образования через создание образовательной модели “Школа для всех”. Учителя проходят курсовую подготовку, разрабатываются методики разноуровенного обучения, используются специальные дидактические приемы и методы.

По теме “Адаптация первоклассников” для учителей начальной школы разработана следующая тематика семинаров:

Тема занятия

1.

Понятие адаптации и дезадаптации. Пути решения проблемы дезадаптации. Трудности адаптации. Готовность ребенка к школе.

2.

Как строить работу с дезадаптированными учащимися. Приемы снятия физического и психологического напряжения. Практический семинар.

3.

Как общаться с родителями первоклассников. Педагогика сотрудничества.

Качество результатов образования оценивается не только результатами ЕГЭ, но и успешностью учащихся в социальной адаптации. На протяжении нескольких лет сложилась общая философия школы, ключевую идею которой можно выразить как “успех каждого”, где созданы условия для личностного роста учащихся.

“Школа для всех” - это школа не только для детей, но и для родителей.

Какова же роль родителей в адаптации детей к школе, в том числе детей первоклассников?

В книге “Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет” известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Неразумно поступают те родители, которые без всякой подготовки ведут своих детей в школы, точно телят на бойню; пусть потом школьный учитель мучится с ними, терзает их, как хочет. Но еще более безумны те, кто сделали из учителя пугало, а из школы – застенок, и все - таки ведут туда детей”.

Для того, чтобы период адаптации к школе у ребенка прошел относительно легко, очень важна доброжелательная и бесконфликтная атмосфера в семье с одной стороны, а с другой – достаточная готовность к школе, как физическая, так и психологическая.

Родителям первоклассников первые месяцы в школе даются труднее, чем детям. Первоклашки, как правило, ждут своего первого Дня знаний с радостью и нетерпением, ожидая от школы если и не чудес, то, по крайней мере, новых удовольствий и новых знакомств. Между прочим, дети не так уж и не правы.

А родителям придется приложить немало усилий для того, чтобы энтузиазма хватило не на несколько дней, а на все одиннадцать школьных лет.

Задачами работы с родителями являются психолого -педагогическое просвещение в вопросах школьной адаптации, устранение психотравмирующих ситуаций в семье.

Постоянно действующий семинар в рамках “Университета педагогических знаний” помогает обсуждать и обдумывать семейные отношения, обмениваться опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывать пути решения семейных проблем. Тематика собраний такова:

Тема занятия

Проблемы

1

Установочное.

Создание установки на коррекцию, активизация родителей, контакты, вера в позитивный результат.

2

Актуализация ситуации.

Эмоциональные переживания ребенка и родителей. Болезни детей и их причины. Детская тревожность.

3

Актуализация личностных проблем.

Взаимоотношения с ребенком. Осознание мотивов воспитания. Анализ семейных отношений и требований родителей к ребенку.

4

Проработка связей.

Конструктивное взаимодействие с ребенком.

5

Подведение итогов и анализ результатов работы.

Самооценка достижений.

6

Индивидуальные консультации.

Оказание психолого-педагогической помощи.

При работе с первоклассниками и их семьями, необходимо учитывать и такие проблемы сегодняшнего дня, как:

  • Увеличение количества детей, не посещающих детские дошкольные учреждения;
  • Наличие в школе иноязычных детей из семей переселенцев;
  • Дефицит общения родителей с детьми из-за загруженности родителей
  • Увеличение количества семей, требующих социальной поддержки (неполные, асоциальные, опекаемые и патронатные);
  • Семьи, воспитывающие детей – инвалидов.

Решая данные проблемы, мы даем родителям наших учащихся следующие советы:

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.

  2. Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.

  3. Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.

  4. Обращайте внимание на работоспособность ребенка.

  5. Дайте ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха.

  6. Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.

  7. Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.

  8. Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  9. Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.

И в заключении - Основная задача начальной школы – обучение детей умению учиться! Мы – родители и школа – должны помочь ребенку задачу эту решить.

Приложениe1