“ Что за прелесть эти сказки!”
(урок по творчеству А.С.Пушкина)
Цели и задачи:
- знакомство с междометием как частью речи, которая не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи;
- знакомство со значением междометий;
- знакомство с правильной постановкой знаков препинания в предложении с междометием;
- дефисное написание междометий;
- формирование умения находить в тексте междометия, употреблять их в своей речи
- умение отличать междометия от звукоподражательных слов.
Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом.
Ход урока.
Содержание урока
1. Организационный момент. Тема урока. Цели и задачи урока. (Запись в тетрадь даты и темы урока)2. Синтаксическая разминка – введение в тему и повторение ранее изученного:
Беседа с учащимися и запись в тетрадь предложений:
- скажите, ребята, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
(дети обращают внимание на портрет А.С.Пушкина)
- чтение стихотворения ( автор: Крючкова Л.А.)
О, Пушкин! Ты живой! Через века, через года
Любовь к тебе не угасает.
В моём воображенье, в моих мечтах
Твой образ снова возникает.
Пленительность твоих стихов
Меня когда - то поразила.
Напевность, мелодичность слов
Однажды душу мне пронзила…
Ты говорил о русской старине,
О притчах, сказках, о поверьях.
Как любо было слушать мне
Рассказ историй сокровенных…
- Кто он? Кем он был? Составим предложение.
(запись в тетрадь ответов учащихся:
А.С.Пушкин – великий русский поэт, писатель и сказочник.
Задание: выделите грамматическую основу, запишите на доске схему данного предложения, дайте характеристику предложению.)
- вы читали сказки этого сказочника? (ответ учащихся)
Давайте с вами вместе вспомним эти сказки.
( на доске напечатанные отрывки из сказок А.С.Пушкина (или презентация):
- Зажжужал он и как раз
Тётке сел на правый глаз,
А ткачиха побледнела:
“Ай!” - и тут же окривела.
Все кричат: “Лови, лови,
Да дави его, дави!..
Вот ужо постой немножко,
Погоди…” А князь – в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море прилетел.
“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”. - “Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло”.
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”. - Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,…
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я невеста…
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” - Медлить нечего: “ Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!”
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
“Сказка о золотом петушке”.
- Обратите внимание на подчёркнутые слова: удел, угомонился. К какому словарю они относятся: к пассивному или активному. Найдите слова – синонимы из активного словаря к данным. ( государство, место жительства; успокоился)
- как мы, ребята, запишем названия сказок А.С.Пушкина? почему?
(Запись в тетрадь ответов учащихся: Я читал сказки А.С.Пушкина: “Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказку о золотом петушке”.)
- ребята, что вы заметили во всех отрывках?
(дети говорят о выделенных словах, читают их вслух. Учитель сообщает, что это междометия)
3. Работа по теме урока “Междометие. Правописание междометий”:- Чтение стихотворения Ц. Ангелова
Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово Ах!
У кого тяжёлый вздох,
Произносят слово Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово Ух!
- Беседа с учащимися и запись в тетрадь:
- назовите, ребята, междометия, и запишем их в тетрадь в столбик. Что они выражают?
( на доске записать: Ах – страх, восторг
Ох – вздох, боязнь
Ой – беда, удивление
Эй – привлечение внимания
Ух – испуг)
- Знакомство с теоретическим материалом учебника – стр. 26-27 и беседа:
- назовите, что ещё выражают междометия?
- почему в учебнике их называют особыми? (ответ ученика: потому что они не самостоятельные и не служебные слова, а отдельная группа слов)
- какими знаками препинания выделяются междометия на письме, а как в устной речи?
4. Закрепление материала по новой теме:У Лукоморья я была с тобой
И видела Людмилу и Руслана.
Но вдруг картина изменилась предо мной,
И очутилась я у вражеского стана.
Мне страшно, Пушкин! Демоны кругом.
Они танцуют, веселятся и пируют,
Грозят мне расплатиться не добром,
Избавь меня от них, пускай уйдут и не пугают.
- Выполним задание: по сюжетным картинкам из сказок А.С.Пушкина составьте предложения:
- Встреча Гвидона с Лебедью (Ах, это что за красота? - восторг)
- Царевна с царевичем в бочке плывут по морю (Ой ты, море, не волнуйся.- сожаление о происходящем с приказом)
- Белка песенки поёт (Ну и чудо! – удивление)
- Обращение к ветру и месяцу (Эй – призыв к вниманию)
- Работа на карточках: Спишите и вставьте междометия на месте пропусков
(отрывки из сказок А.С.Пушкина):
“Дети, други!
Я помню прежние заслуги:
…,сжальтесь вы над стариком!
Скажите, кто из вас согласен
Скакать за дочерью моей?”
(О – восклицание и просьба)
…,витязь, то была Наина! (Ах – сожаление, досада)
А голова ему вослед,
Как сумасшедшая, хохочет,
Гремит: “…, витязь!..., герой! (Ай – восхищение)
….,дрожишь!
Смирись, покорствуй русской силе!
Неси меня к моей Людмиле! (Ага – восхищение, восторг)
(слова для справок: Ага, о, ай, ах)
5. Усложнение темы:
- Междометия из повторяющихся частей, их правописание и отличие от звукоподражательных слов – теоретический материал на стр. учебника 28
- Выполнение упр . 34 (устно)
- Выполнение задания : распределите по столбикам междометия и звукоподражательные слова – 1. Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? 2. Вдруг раздался лёгкий звон,И в глазах у всей столицы Петушок вспорхнул со спицы, К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя И взвился: ку-ка-ре-ку. 3.Царевна хочет Выйти к ней и хлеб взяла, Но с крылечка лишь сошла, Пёс ей под ноги и лает: гав-гав. 4. Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха… 5. Ох ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел…
6. Подведение итога урока по теме: “Междометие. Правописание междометий”:
- Беседа по теме урока
- Выполнение теста:
1 вариант
- Междометия – это _______________________________________________________________
- Почему междометия – особые слова? _______________________________________________
- На письме междометия выделяются _______________________________________________
- Междометия надо отличать от ______________________________________________________
- Стрелками укажите, что выражают данные междометия
Увы - Призыв к тишине
Ай - Призыв откликнуться
Эх - Сожаление
Фу - Боль
Айда - Чувство решимости
Тс - Отвращение
Алло - Побуждение к движению
2 вариант
- самостоятельная
- служебная
- не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи.
- В устной речи междометия выделяются _____________________________________________________________
- Междометия и звукоподражательные слова
- одни и те же слова, то есть одинаковые
- разные слова
- Стрелками укажите, что какие чувства соответствуют междометиям
Призыв к тишине - Увы
Призыв откликнуться - Ай
Сожаление - Эх
Боль - Фу
Чувство решимости - Айда
Отвращение - Тс
Побуждение к движению - Алло
Любимы мой поэт! Мой добрый друг!
Убережёшь меня от всех тревог и зла.
Приятным ожиданьем вдруг
Я утомлюсь в стихах твоих надежды и добра.Мир сказок и поэм меня зовёт,
Стихи, рассказы и романы тоже.
Душа моя наполнилась, поёт,
И я поэтом стану, может.Ты спутник мой, путеводитель!
Прямой дорогою ведёшь.
Любовь к тебе не иссякнет, учитель.
В мир новых открытий меня ты зовёшь.
- Беседа: Ребята, А.С.Пушкин нам сегодня открыл страну Междометию. Понравилась она вам? Чем понравилась?
7. Домашнее задание: *** 14, упр. 31.