Планирование урока как показатель профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В отечественной методике обучения планирование учебного процесса является важным условием эффективности обучения иностранному языку. Известны два типа планирования урока: с ориентацией на 1) продукт обучения, 2) процесс обучения. Первый тип предполагает учет целей и задач обучения и рассчитан на использование учебных программ и планов. Второй тип ориентирован на организационную сторону урока: последовательность заданий и упражнений, логику, взаимосвязанность и взаимообусловленность этапов урока, завершенность. Автор статьи, конечно, понимает, что в любом случае учителю нужно знать оба вида поурочного планирования, поскольку они не исключают, а дополняют друг друга , однако, поскольку урок является единицей процесса обучения, а процесс обучения обладает структурой, включающей цели, содержание, методы, формы, условия, результат, то урок воссоздает в себе все эти вышеназванные компоненты, которые и отражают дидактическую структуру урока иностранного языка.

Зададим здесь естественный вопрос: с чего учитель начинает процесс подготовки к уроку. Ответ очевиден: с первого типа плана. Прежде всего, разведем понятия: “ цель” и “ задача”. Учитель планирует “ цель” урока “general objective” как решение большой всеобъемлющей задачи для себя, предполагая, что посредством своей обучающей деятельности и учебной деятельности учащихся они совместно достигнут определенного результата. “Задачи” урока (specific objectives) реализуют содержание учебного материала (“ material”) c помощью “методов” обучения (presenting, practising, producing) и доводятся до сведения учащихся посредством записи плана урока на доске (plan / outline).Далее учитель определяет необходимые учебные материалы (supporting learning aids),в том числе и дополнительные, которые он предполагает использовать на уроке. Оперируя с дидактической структурой урока, учитель уточняет, если надо уменьшает, увеличивает, переструктурирует содержание учебного материала (или УМК, или других учебных пособий). Затем он подбирает соответствующие формы работы (Techniques).

Покажем оформление конспекта урока с ориентацией на продукт обучения (1 тип плана безотносительно УМК, с набором различных задач).

LESSON SCENARIO

Topic:

Course- book:

Aim: to develop listening skills

 

to develop memory
speaking skills

reading skills

writing skills

perception

logical thinking

attention

cultural awareness

General Objective: by the end of the lesson students will be able:

  • to produce a coherent utterance ( 10-15 sentences)
  • to produce a talk
  • to understand whole discourse
  • to share information on ( summary, report)
  • to read aloud
  • to read ( skimming, scanning, for full information)
  • to perform a test
  • to do guided writing
  • to do free writing

Specific Objectives:

  • to present and practise ( phonetics, vocabulary, grammar)
  • to practise ( listening, speaking, reading, writing ) skills
  • to produce speaking ( in the form of a monologue/dialogue/ discussion)
  • to produce writing ( dictation, essay, composition)

Supporting Learning Aids :

Course book, workbook, reader, classroom board, pictures, cards, hand-outs, LST, cassette – recorder, video- recorder, computer, CD, DVD

Techniques:

T-CL, T- S 1- S 2, T – S1, S-1- -S 2 front work, individual work, pair work, small group discussion, role play, debates

PROCEDURE

Entry

Warmer

Phonetic Practice

Practising Vocabulary

Pre – reading

While – reading

After- reading

Home Assignment

Assessment

Rounding off

Рассмотрим второй тип планирования урока с ориентаций на процесс обучения.

Возможное оформление сценария урока можно представить следующим образом.

Lesson Scenario

Procedure

Stage    Time

allotted  

Teacher’s  

activity

Classroom

management

Entry

Warming-up

Body of the lesson

Specific objectives

  1.  
  2.  

Home assignment

Assessment

Rounding off

Неотъемлемой частью учебного процесса по иностранному языку является организация внеурочной деятельности учащихся ( extra- curricular activity).В ее планировании и проведении существует сложнейшая взаимосвязь и зависимость между целями, содержанием, методами, формами учебно – воспитательного процесса, которые, на наш взгляд, также должны быть отражены в структуре сценария внеурочной деятельности учащихся по иностранному языку. Покажем оформление сценария внеурочной деятельности учащихся.

Scenario of Extra -Curricular Activity

Topic:

Stage:

General Objective:

Specific Objectives:

Number of people: (e.g.first individually and then in pairs, etc.)

Supporting Learning Aids: pencils, pictures, paper etc.

Procedure:

  • Stage 1 ( understanding words in context)
  • Stage 2 ( playing a game )
  • Stage 3 (oral discussion)
  • Stage 4 ( role play )
  • Stage 5
  • Stage 6
  • Stage 7 ( using actions)
  • Stage 8 ( singing songs, reciting poems)

References:

Useful websites:

После проведения урока или внеурочного мероприятия важно осмыслить и переосмыслить выполнение учебных задач, т.е., провести методический анализ, определяя реально достигнутый результат. Все используемые в методической литературе схемы анализа урока с их несомненными достоинствами имеют один недостаток: для того, чтобы проанализировать полностью урок по данной схеме, необходимо больше времени, чем требуется для его проведения. Если даже анализирующий урок считывает фразы из схем, то такой анализ все равно будут “растянутым”, а его еще надо аргументировать и иллюстрировать примерами. На наш взгляд, общая схема анализа должна быть достаточно краткой и вскрывать основные педагогические закономерности урока или внеурочного мероприятия. Примером такого анализа может служить предлагаемая ниже схема.

Analysis of the lesson conducted by-------------------------in the -------form, school ----------

The aim of the lesson was-------------------------------------------------------------------------------

According to the general objective by the end of the lesson students were

The general objective could be achieved by the fulfillment of the following specific objectives:

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

The specific objectives could be fulfilled by using the following techniques:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

The following supporting learning aids were used:

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

The lesson contained the following stages:

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

The rounding off-------------------------------------------------------------------------------------------

The students’ activity can be characterized as---------------------------------------------------------

The teacher’s activity can be characterized as-------------------------------------------------------

The teacher’s appearance--------------------------------------------------------------------------------

The atmosphere of the lesson---------------------------------------------------------------------------

The most interesting moment of the lesson----------------------------------------------------------

I would change--------------------------------------------------------------------------------------------

I would give the following recommendations--------------------------------------------------------

The lesson may be useful for me because-------------------------------------------------------------

-------------------------Name

------------------------ Date

Таким образом, знание четкой методической и содержательной логики урока иностранного языка должно быть в поле зрения учителя при планировании, проведении и анализе урока и будет способствовать становлению педагогического профессионализма.