Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования. Работая с детьми старшего дошкольного, реализуя программу “Детство” и программу С.Н.Николаевой “Юный эколог” мы решили углубленную работу посвятить детскому экспериментированию. Для того, чтобы процесс организации экспериментов в группе стал доступным, мы изучили соответствующую литературу, требования программы, принципы создания среды для экспериментирования в старшем дошкольном возрасте. Подобрали методическую литературу. Для проведения экспериментов заготовили схемы опытов, (рисунок 3) создали центр науки с соответствующими возрасту детей материалами. (рисунок 1), ( рисунок 2).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Изучив литературу по организации и проведению экспериментирования в детском саду, мы отметили, что оно очень тесно связано с различными видами деятельности. Составив план работы, мы стали включать экспериментирование в различные виды деятельности. Заинтересованность детей было очень высока. Дети стали более любознательными, научились задавать вопросы, центр науки стал любимым местом дошкольников. Проанализировав работу, отмечаем, что при выпуске детей в школу дети показывают хорошие результаты усвоения программы. Немаловажное влияние оказали на развитие детей планомерное использование метода эксперимента.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети стали более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждения действий высказывать гипотезы. Общаясь в процессе деятельности у детей развивалась диалогическая речь, они учились работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правду другого.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью очень важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее результат эксперимента будет отображен на бумаге. Все проводимые опыты дети старались зарисовать и поместить схемы в уголке, для того, чтобы остальные дети могли провести данный эксперимент. Работа над развитием технических навыков в изображении схематических моделей часто проводилась на занятиях по изо деятельности: рисование изогнутых линий, приемы штриховки, графические наброски и т.д.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Так после изучения меры веса на занятиях по математике дети использовали различные модели весов из центра науки для измерения предметов и игрушек. Это их очень заинтересовало, и в сюжетно - ролевых играх дети стали использовать полученные знания: взвешивали продукты при игре в магазин. Знания в области измерения различных веществ так же использовали дети в играх и экспериментах: измеряли и сравнивали объемы разных емкостей и т.д.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации и сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности. На занятиях дети стали более находчивыми, не стеснялись ответов, предположений, часто стали задавать вопросы на различные темы.
Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов:
- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтов в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. Мы старались поддерживать интерес детей к экспериментированию. Кроме предлагаемых программой “Детство” опытов и экспериментов мы использовали другую литературу. Так появилась подборка опытов на год. Так же мы подготовили памятку “Игры - экспериментирования с различными материалами” для использования воспитателем в работе с детьми (см. в приложении).
В настоящее время мы продолжаем работу с детьми по экспериментированию, пополняем материалы центра науки, дополняем необходимые схемы. Ставим перед собой цель подготовить детей к школе, способных к творческому решению проблем, задач, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Наши дети - это активные деятели. Думаем, что это поможет им на пороге школьного обучения.