Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание слов с парными согласными на конце"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. совершенствовать умение проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слова;
  2. развивать мышление и память;
  3. воспитывать прилежность и аккуратность.

Оборудование:

  • предметные картинки,
  • сигнальные карточки,
  • веера букв,
  • индивидуальные карточки,
  • опорная схема.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке гости. Давайте улыбкой поприветствуем гостей. И постараемся создать им и себе хорошее настроение.

- Сядьте правильно, откройте свои тетради и запишите число.

- Начнем наш урок с минутки чистописания.

II. Минутка чистописания.

На доске записан ряд букв:

п, т, с, г, ф

- Внимательно посмотрите на данный ряд. Скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему?

(Сегодня мы будем писать букву “г”. Она обозначает звонкий звук, а остальные – глухой.. Эта буква лишняя в данном ряду.)

- Назовите парную согласную. (к)

- Сейчас мы пропишем строчные буквы г и к, соединяя их между собой длинной наклонной линией с петелькой вверху и внизу.

- Пока весь класс будет прописывать буквы, два человека будут выполнять задание у доски.

III. Актуализация знаний.

Первому ученику нужно установить соответствие между буквами.

Второму ученику подписать картинки, подчеркнуть буквы, написание которых нужно запомнить.

  

Проверка первого ученика:

- Почему ты эти буквы соединил ниточками?

(Это парные согласные по глухости и звонкости)

- А почему букву “л” не соединил?

(Не имеет глухой пары)

- Хором назовем эти парные согласные.

Вывод: Если эти парные согласные встречаются на конце слова, то их надо проверять.

IV. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Проверка второго ученика:

- Хором прочитаем слова орфографически (т.е. так как написано).

- Правильно написаны эти слова? (сигнальные карточки)

завод

пальто

колхоз

- Как называются эти слова?

(Словарные).

-Почему?

(Написание нужно запомнить).

-А какие орфограммы можно проверить?

(Парные согласные в словах завод, колхоз ).

- А какое слово лишнее? Почему?

(Пальто).

- А как мы проверяем написание парных согласных на конце слова?

(Нужно слово изменить так, чтобы после этого согласного стоял гласный).

- А слова мы изменяем двумя способами:

  1. изменяем так, чтобы оно обозначало много предметов;
  2. или подставляем слово нет

Вывод: опорная схема

  1. груз – грузы
  2. груз – нет груза

V. Упражнение в проверке парных согласных.

- На доске записаны слова с пропущенными согласными буквами на конце слова. Вы должны догадаться, какие это буквы.

Я зачитываю и показываю указкой слово, а вы веером показываете букву, которую надо вставить (Я по ходу записываю на доске).

пару…

малы…

пило…

сугро…

наря…

бере…

1 столбик – устно

2 столбик письменно с проверкой.

1 ученик у доски (Проверка - сигнальные карточки)

Итог: Хором скажем, как проверять написание парных согласных на конце слова (обращаться к опорной схеме).

Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй.

VI. Работа с деформированным текстом.

В отдельном слове эту орфограмму увидеть легче, а сейчас потренируемся выделять ее в предложении.

- Прочитайте глазами запись на доске.

4

3

2

1

ручей,

лед,

сковал,

толстый

- Можем мы назвать эти слова предложением? Почему?

- Расположите слова в таком порядке, чтобы получилось предложение.

- Хором произнесем предложение.

- Назовите опасные места в словах. (лед)

- В каком слове можно еще допустить ошибку? (сковал)

VII . Письмо по памяти.

1 ученик у доски

-А сейчас закройте глаза и попробуйте проговорить это предложение. Откройте глаза.

- Еще раз внимательно посмотрите на порядок слов в предложении.

- А теперь я запись закрываю, а вы запишите его по памяти.

- Проверка по доске (Сигнальные карточки).

- У всех так? У кого не так исправьте.

VIII. Комментированное письмо.

1 ученик у доски

- А сейчас мы запишем предложение под диктовку с комментированием.

(К доске выходит ученик, который будет комментировать).

Снег укрыл пни и кусты.

(Начинаем писать с красной строки с заглавной буквы Снег – звонкий согласный на конце оглуш., поэтому нужно подобрать проверочное слово снега, четко слышим “г”, значит пишем букву “г”…). Назвать главные члены.

- Так что необходимо знать, чтобы писать слова с парной согласной на конце? (Правило проверки).

IХ. Физкультминутка.

Х. Работа в парах.

(Исправление ошибок)

- Итак, продолжаем работать над этим правилом.

Иногда, ребята, бывает трудно справиться одному с заданием. Не зря в народе говорят: “Одна голова хорошо, а две лучше”.

Поэтому сейчас вы будете работать в парах.

На каждой парте лежит карточка с записанным предложением, подвиньте ее к себе и прочитайте глазками предложение.

Попасть ему на зуп боится даже дуп.

-Прочитайте вслух.

-Что вы можете сказать о человеке, написавшем эти строчки?

(Он неграмотный, написал с ошибками)

-А теперь друг с другом посоветуйтесь и исправьте ошибки и под этими словами напишите проверочные к этой орфограмме, а одна пара будет работать у меня за доской.

Проверка по доске.

-Вы согласны ребята? (Сигнальные карточки)

-Как проверяли проверочные слова? (Правило проверки)

-О ком идет речь? (О бобре)

(Краткий рассказ учителя о бобре показ картинки).

ХI. Оперативный контроль.

Урок наш подходит к завершению, мы много выполнили заданий и я хочу проверить как вы умеете писать слова с парными согласными на конце.

-Прочитайте внимательно сочетание слов. Постарайтесь их запомнить (через две минуты вторые слова каждого сочетания закрываются).

красный

вкусный

больной

вороний

тёплый

тяжёлый

 

мак

пирог

зуб

глаз

шарф

труд

-Ориентируясь на первые слова, написать вторые слова (первые писать не надо).

Проверка на доске (вторые слова открываются).

- Поднимите руку, кто без ошибок написал?

-Что объединяет все слова между собой? (Парный согласный на конце слова).

-Подберите и напишите к ним проверочные слова. Подчеркните орфограмму.

ХII. Итог:

-Чему учились на уроке? (Проверять парные согласные на конце слова).

-Оценивание.

ХIII. Д/з

Упр.214, с.64